Изобразительная продукция как «талисман» с точки зрения психоаналитической теории и культурной антропологии
Для многих культур характерно создание и использование различных «помогающих» объектов – талисманов, амулетов или оберегов. К подобным объектам могут быть также отнесены и многие предметы культа или религиозные символы. Можно привести немало примеров того, как создаваемые и используемые в процессе религиозных или светских ритуалов объекты наделяются особым значением и люди верят, что эти объекты способны обеспечить им защиту, успех или исцеление.
Вручение человеку или изготовление им самим некоторых символических объектов нередко является признаком или предпосылкой достижения определенного состояния (зрелости, жизнестойкости, умудренности) или социального положения. Переход на новый, более высокий уровень развития или приобщение к новым ролям также может соотноситься с использованием объектов особого рода – таких как обручальные кольца, награды и знаки отличия.
Некоторые арт-терапевты обратили внимание на создание клиентами определенной художественной продукции, имеющей сходство с талисманами (Schaverien, 1992). Создавая и в последующем используя такую продукцию, клиенты могут поддерживать свою самооценку, внушать себе определенное состояние или поддерживать те или иные качества. Для обозначения такой изобразительной продукции больше подходит название «талисманоподобный объект», чем талисман, поскольку эта продукция, как правило, не связана с религиозными или магическими представлениями, но отражает спонтанно проявляющееся особое отношение клиента к некоторым своим работам. В отличие от талисманов, создаваемых на основе определенной системы магических или религиозных представлений, возникшие в ходе арт-терапии талисманоподобные объекты выступают символическим выражением различных качеств личности клиента, его потребностей и жизненных целей.
Талисманоподобные объекты имеют определенное сходство с так называемыми «переходными» («транзитными») объектами, описанными Д. Винникоттом (1988). Этот автор связывает подобные объекты с детским опытом, когда у ребенка в процессе первичного психологического отделения от матери формируется психологическая привязанность к некоторым предметам (игрушкам, бутылочке и т. д.). Его отношения с этими предметами являются аффективно окрашенными. Такие объекты, по мнению Д. Винникотта, отражают развитие символического мышления и тесную взаимосвязь между так называемыми первичными и вторичными психическими процессами.
Хотя «переходные» объекты больше характерны для детей и свидетельствуют о незрелости мыслительных процессов, они также могут проявляться на более поздних стадиях психического развития, при определенных психических состояниях, в особенности состояниях, связанных с игровой деятельностью и творческой активностью.
Феномен талисмана и талисманоподобного объекта можно рассмотреть с точки зрения представлений культурного антрополога Э. Диссаньяке (Dissanayake, 1992a, b, 1995). Она подчеркивает свойственную людям разных эпох фундаментальную потребность в «создании чего-то особенного» на основе выделения определенных объектов внешней среды. В эволюционном отношении желание «создавать что-то особенное» связано с двумя важными свойствами человека. Первое из них характерно также для некоторых видов животных и заключается в использовании определенных форм защитного поведения, связанных с выявлением в окружающей среде объектов, которые чем-то отличаются от других.
Второе свойство характерно исключительно для людей. Оно состоит в способности проявлять такие реакции на внутреннюю или внешнюю ситуацию, которые выходят за рамки реакций бегства и борьбы. Эти дополнительные реакции связаны с приданием значимым объектам особого статуса, что предполагает их эстетизацию и использование в ритуалах (Dissanayake, 1995).
Искусство было и остается важной составляющей любых ритуалов, в том числе тех, которые характерны для современной культуры (Dissanayke, 1992а), а также ритуального поведения, проявляющегося у клиентов в процессе арт-терапии и связанного с их особым отношением к определенной творческой продукции.
В некоторых случаях талисманоподобные объекты создаются участниками арт-терапевтических занятий спонтанно. В то же время иногда можно специально предложить им создать нечто наподобие талисмана, поскольку это способствует символическому выражению и осознанию ресурсов и усилению веры в свои возможности. Поскольку понятие талисмана у многих людей ассоциируется с магическими и религиозными представлениями, необходимо либо воздержаться от использования этого понятия, либо пояснить, что клиент может создать нечто наподобие талисмана, но его работа не будет связана с копированием тех или иных известных ему образцов. Она будет отражать его собственные представления о внутренних или внешних ресурсах – различных факторах, обеспечивающих психологическую стабилизацию и поддержку. Возможно, созданный им художественный объект будет выступать символическим отражением его устремлений, своеобразной моделью того состояния, которого он хотел бы достичь.
Основные отличия создаваемых в процессе арт-терапевтических занятий талисманоподобных объектов от иных форм изобразительной продукции заключаются в следующем:
• в использовании символических средств визуальной экспрессии;
• в наличии широкого набора изобразительных пластических материалов, из которых клиент может выбрать то, что захочет; многие материалы – такие, например, как ткань, нити, дерево, природные объекты, фурнитура и другие – не являются традиционными для арт-терапевтимческой практики;
• во многих случаях в декоративно-прикладном характере создаваемого объекта, который связан с возможностью его использования с целью ношения на теле, размещения в интерьере, в процессе выполнения личного ритуала (во время арт-терапевтических занятий или за их рамками).
В некоторых случаях талисманоподобными объектами могут выступать личные предметы клиента – семейные реликвии, подарки, найденные природные объекты и объекты иного рода, наделяемые особым значением и ассоциирующиеся с дорогими сердцу людьми, местами и событиями. Иногда никакая дополнительная художественная работа с такими предметами не производится, они используются в готовом виде, например, для обсуждения опыта клиента или в сочетании с аффирмациями (формулами внушения и самовнушения). Несмотря на внешнее сходство практики создания талисманоподобных объектов с декоративно-прикладным искусством, первая будет иметь иную направленность – не столько художественно-эстетическую, сколько здоровьесберегающую, психотерапевтическую.
Ландшафтная арт-терапия предоставляет участникам занятий богатые возможности для поиска и создания талисманоподобных объектов. Это связано не только с разнообразием окружающей среды и наличием в ней привлекающих внимание, подчас необычных предметов, но и с тем, что эти предметы зачастую становятся «маркерами» ресурсных состояний и ярких ощущений, связанных с пребыванием в определенном месте. Следует также учесть, что во время отпуска или прогулок люди нередко проявляют естественную склонность забирать с собой «на память» некоторые находки, в последующем ассоциирующиеся с приятными воспоминаниями и фантазиями.