ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ Занятие 1
Севостьянова Е.О.
С28 Занятия по развитию интеллекта детей 5—7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2008. — 96 с. — (Вместе с детьми). ISBN 978-5-9949-0192-2
Книга содержит программу и конспекты индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5—7 лет) по развитию интеллектуальных и познавательных способностей, которая поможет подготовить ребенка к школе.
Автором разработана оригинальная методика последовательной коррекции развития памяти, внимания, мышления и восприятия детей 5—7 лет, включающая игровые задания, логоритми-ческие упражнения и др.
Книга предназначена педагогам и психологам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям.
ОТ АВТОРА
В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Психолог, родители, педагоги — главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребенка.
Исходными предпосылками разработки индивидуальных занятий по развитию интелекта является давно назревшая необходимость участия всех сторон воспитательного и образовательного процесса (психологов, педагогов, родителей) в развитии психических функций детей. Работа психолога с ребенком не будет достаточно эффективной, если он не приобщил к своему делу взрослых, которые общаются с ребенком постоянно. Отношения психолога, педагогов и родителей должны строиться на партнерском взаимодействии, организованном на основе общих программ практики и наблюдений.
Комплекс индивидуальных занятий рассчитан на детей, в психическом развитии которых наблюдается лишь отклонение от нормы, а не симптом психического заболевания, т.е. проводить такие занятия не рекомендуется для детей с психическими и нервными заболеваниями. Грамотное проведение коррекции интелектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, восприятие, память.
Внимание.Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выподнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
Память.Психолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти — лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.
Восприятие.Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств в предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.
Мышление.Мышление ребенка в возрасте 5—6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.
Представленные занятия содержат игры, упражнения, задания для индивидуальных занятий педагогов-психологов с детьми, психодиагностическое обследование которых показало низкий уровень развития психических функций, и практические рекомендации педагогам и родителям для работы с данным контингентом детей. На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Игры, игровые задания и упражнения направлены на развитие внимания, мышления, памяти и восприятия детей старшего дошкольного возраста. Они помогают ло-
кализовать недоразвитие конкретной психической функции, наиболее удобны для педагогов-психологов, не имеющих условий для проведения групповых коррекци-онно-развивающих занятий. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка порядок упражнений можно менять и сокращать продолжительность занятия.
Предлагаемый вашему вниманию комплекс занятий рассчитан на детей 5—7 лет. Каждое занятие состоит из четырех частей и занимает 20—25 мин, что соответствует физическим и психологическим возможностям детей данной возрастной группы.
Предложенный комплекс занятий направлен на развитие четырех взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Внимание», «Память», «Восприятие», «Мышление». Каждый раздел рассчитан на семь недель, цикл занятий по программе рассчитан на 28 недель (по одному занятию в неделю). В конце каждого раздела программы даны рекомендации педагогам и родителям для индивидуальной работы с детьми по развитию их познавательных возможностей.
ПЛАН ЗАНЯТИИ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Раздел I. Внимание
JVs | Содер- | Познавательные | Дидактически» |
упраж- | жание | цели | материал |
нения | |||
Занятие 1 | |||
1.1 | «Яблоко» | Обучение способности: концентрировать внимание; | Три похожих яблока |
уметь сосредоточиваться на зрительной информации; | |||
находить отличительные | |||
признаки похожих предме- | |||
тов | |||
1.2 | «Хлопни | Обучение способности к | Не требуется |
в ладо- | переключению внимания | ||
ши» | |||
1.3 | «Зачеркни букву» | Обучение способности концентрации, объема, | Вырезка из газеты или журнала |
переключения, устойчивости внимания | (JOX 10 см), карандаш | ||
1.4 | Психо- | Снятие мышечного и | Не требуется |
мышеч- | эмоционального | ||
ная тренировка | напряжения, развитие воображения и фантазии | ||
1.5 | «Жмур- | Снятие напряжения, | Шарф |
ки» | повышение | ||
эмоционального тонуса; | |||
инициирование тактильных | |||
Занятие 2 | контактов | ||
1.6 | «Порт- | Обучение способности: | Кукла |
рет» | концентрировать внимание; | ||
уметь сосредоточиваться на зрительной информации; | |||
уметь смотреть и видеть; | |||
уметь рисовать портрет в | |||
своем сознании |
Продолжение табл.
1.7 | «Зачеркни букву» | Обучение способности концентрации, объема, | Вырезка из газеты или журнала |
переключения, устойчивости внимания | (10ХЮ см), карандаш | ||
1.8 | «Слушай музыку» | Развитие активного внимания | Магнитофон (музыкальный центр), аудиоза- |
пись с веселой | |||
мелодией | |||
1.9 | Психо- | Снятие мышечного и | Не требуется |
мышеч- | эмоционального напря- | ||
ная тренировка | жения, развитие воображения и фантазии | ||
1.10 | «Отраже- | Обучение моделированию | Не требуется |
ние» | внешних проявлений | ||
чувств | |||
Занятие 3 | |||
1.11 | «Ушки на | Обучение способности: | Не требуется |
макушке» | концентрировать внимание | ||
на слуховых сигналах; | |||
уметь слушать и слышать | |||
1.12 | «Корректурные пробы» | Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчиво- | Ксерокопия (приложение 2, с. 73, 74) |
сти внимания | |||
1.13 | «Бубен и | Развитие активного внима- | Бубен, коло- |
колоколь- | ния, умения соотносить | кольчик | |
чик» | свои действия со звучанием | ||
инструментов | |||
1.14 | Психо- | Снятие мышечного и эмо- | Не требуется |
мышечная тренировка | ционального напряжения, развитие воображения и фантазии | ||
1.15 | «Ловуш- | Обучение рефлексии; сня- | Не требуется |
ка» | тие эмоционального на- | ||
пряжения |
Продолжение табл.
Занятие 4 | |||
1.16 | лУшки на | Обучение способности: | Не требуется |
макушке» | концентрировать внимание | ||
на слуховых сигналах; | |||
уметь слушать и слышать | |||
звуки в новых условиях | |||
1.17 | «Корректурные пробы» | Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчиво- | Ксерокопия (приложение 2, с. 73, 74} |
сти внимания | |||
1.18 | «Бубен, | Развитие активного внима- | Бубен, коло- |
колоколь- | ния, умения соотносить | кольчик, дудоч- | |
чик, ду- | свои действия со звучанием | ка | |
дочка» | нескольких разных инст- | ||
рументов | |||
1.19 | Психо- | Снятие мышечного | Не требуется |
мышеч- | напряжения, развитие | • | |
ная тре- | тонкой моторики рук | ||
нировка | |||
1.20 | «Делай | Тренировка на дифферен- | Ые требуется |
то, что я | циацию заданий взрослого | ||
говорю и | |||
показы- | |||
ваю» | |||
Занятие 5 | |||
1.21 | «Пульс» | Обучение способности | Секундомер или |
концентрировать внимание | часы | ||
на ощущениях своего тела | |||
1.22 | «Узор» | Развитие слухового внима- | Тетрадный лист |
ния | в клеточку и | ||
карандаш | |||
1.23 | «Выложи | Увеличение объема внима- | Два набора по |
кружоч- | ния | пять кружочков | |
ки» | одного диамет- | ||
ра, но разного | |||
цвета |
Продолжение табл.
1.24 | Психомышечная тренировка | Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук | Не требуется |
1.25 | «Приятное воспоминание» | Обучение приемам и методам овладения своим волнением | Не требуется |
1.26 | Занятие 6 «Текстура» | Обучение способности распознавать предмет по тактильным ощущениям | Кусочки меха, дерева, ткани, ваты, металлический брусок |
1.27 | «Узор» | Развитие слухового внимания | Тетрадный лист в клеточку и карандаш |
1.28 | «Погода» | Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке | Картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт |
1.29 | Психомышечная тре-нировка | Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук | Не требуется |
1.30 | «Тряпичная кукла» | Снятие мышечного и эмоционального напряжения , | Не требуется |
1.31 | Занятие 7 «Мышка — птичка» | Обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции | Не требуется |
Окончание табл.
1.32 | «Найди отличия» | Развитие концентрации внимания | Две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета |
1.33 | «Погода» | Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке | Картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт |
1.34 | Психомышечная тренировка | Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук | Не требуется |
1.35 | «Скульпт ура» | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии | Не требуется |
Продолжение табл.
Раздел II. Память
JVa | Содер- | Познавательные | Дидактический |
упражнения | жание | цели | материал |
Занятие 1 | |||
2.1 | «Запомни картин- | Развитие зрительной памяти | Пять картинок с изображением |
ки» | знакомых | ||
предметов: | |||
стула, куклы, яблока, | |||
кастрюли, та- | |||
релки | |||
2.2 | «У оленя дом боль- | Развитие умения использовать мнемонические прие- | Не требуется |
шой» | мы для запоминания текста |
2.3 | «Каскад слов» | Развитие объема кратковременной слуховой памя- | Список слов (с. 35) |
ти | |||
2.4 | Психо- | Снятие мышечного и | Не требуется |
мышеч- | эмоционального | ||
ная тре-нировка | напряжения, развитие воображения и фантазии | ||
2.5 | «Улыбка» | Обучение целенаправлен- | Не требуется |
ному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального обще- | |||
ния | |||
Занятие 2 | |||
2.6 | «Запомни картин- | Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения | Пять картинок с изображением |
ки» | времени | знакомых | |
предметов: | |||
стола, груши, | |||
стакана, платья, | |||
шапки | |||
2.7 | «У оленя дом боль- | Развитие умения использовать мнемонические прие- | Текст (с. 34 упр. 2.2) |
шой» | мы для запоминания текста | ||
2.8 | «Каскад слов» | Развитие объема кратковременной слуховой памя- | Список слов (с. 36,37) |
ти | |||
2.9 | Психо- | Снятие мышечного и | Не требуется |
мышеч- | эмоционального | ||
ная тренировка | напряжения, развитие воображения и фантазии | ||
2.10 | «Встреча- | Усиление положительного | Не требуется |
емся и | эмоционального пережива- | ||
прощаемся с улыб- | ния | ||
кой» | |||
2.11 | Занятие 3 «Что изменилось?» | Обучение навыкам запоминания образа, ситуации | комнаты; на одной из карти- нок предметы переставлены и находятся в другом порядке |
Продолжение табл.
2.12 | «Запомни и | Развитие преднамеренного | Таблицы | ||||
покажи» | запоминания и припоми- | Ф.Е. Рыбакова | |||||
(таблицы | нания, долговременной | (приложения 4, | |||||
Ф.Е. Ры- | памяти | 5, с. 76, 77) | |||||
бакова) | |||||||
2.13 | «Спрячь | Развитие целенаправлен- | Три игрушки | ||||
игрушки» | ного запоминания и при- | ||||||
поминания | |||||||
2.14 | Психомы- | Снятие мышечного и эмо- | Не требуется | ||||
шечная | ционального напряжения. | ||||||
тренировка | развитие воображения и | ||||||
фантазии | |||||||
2.15 | «От улыб- | Усиление положительных | Текст песни | ||||
ки станет | эмоциональных пережива- | ||||||
всем свет- | ний; поднятие настроения | ||||||
лей...» | |||||||
Занятие 4 | |||||||
2.16 | «Что изменилось?» | Обучение навыкам запоминания образа, ситуации | Две картинки с изображением | ||||
в условиях уменьшения | одной и той же | ||||||
времени | комнаты; на | ||||||
одной из карти- | |||||||
нок предметы | |||||||
переставлены и | |||||||
находятся в | |||||||
другом порядке | |||||||
2.17 | «Купим | Обучение навыкам запо- | Текст (с. 39 — | ||||
мы, бабуш- | минания текста с помо- | 41) | |||||
ка...» | щью мнемонических | ||||||
приемов | |||||||
2.18 | «Найди | Развитие целенаправлен- | Три игрушки | ||||
игрушки» | ного запоминания и при- | ||||||
поминания | |||||||
2.19 | Психомышечная тренировка | Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук | Не требуется i | ||||
2.20 | «Тряпичная кукла» | Снятие мышечного и эмоционального напряжения | Не требуется | ||||
2.21 | Занятие 5 «Рассмотри внимательно» | Развитие произвольного внимания | Любая сюжетная картинка | ||||
2.22 | «Свет, зажгись!» | Развитие памяти на события | Настольная лампа или торшер | ||||
2.23 | «Кто не на месте?» | Развитие целенаправленного запоминания и припоминания | Десять небольших игрушечных животных | ||||
2.24 | Психомышечная тренировка | Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук | Не требуется | ||||
2.25 | «Скульптура» | Снятие мышечного и эмоционального напряжения; развитие воображения и фантазии | Не требуется | ||||
2.26 | Занятие 6 «Рассмотри внимательно» | Развитие произвольного внимания и наблюдательности | Сюжетная картинка | ||||
2.27 | Разучивание песни | Развитие умения удерживать и воспроизводить текст песни (долговременной памяти), развитие вербальной памяти | Текст песни | ||||
2.28 | «Кто не на месте?» | Развитие целенаправленного запоминания и припоминания | Десять игрушек небольшого размера | ||||
2.29 | Психомышечная тренировка | Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук | Не требуется | ||||
Окончание табл.
2.30 | «Дыхание» | Обучение приемам рит- | Не требуется |
мичного дыхания для сня- | |||
тия напряжения; достиже- | |||
ние состояния спокойствия | |||
и быстрого психотехниче- | |||
ского отдыха | |||
Занятие 7 | |||
(групповое) | • | V | |
2.31 | «Шапо- | Развитие умения удержи- | Десять картинок |
кляк» | вать и воспроизводить ин- | с изображения- | |
формацию; | ми: яблока, гру- | ||
развитие целенаправленно- | ши, хлеба, колба.- | ||
го запоминания и припоми- | сы. бананов, | ||
нания; развитие вербальной | конфет, варенья, | ||
памяти | рыбы, яиц, чупа- | ||
чупс + пять кар- | |||
тинок с изобра- | |||
жением любых | |||
других продук- | |||
тов, овощей, | |||
фруктов; список | |||
с наименованием | |||
десяти продуктов | |||
{см. выше); сум- | |||
ка, кошелек; | |||
подставка для | |||
картинок |
Раздел III.Восприятие
№ | Содержа- | Познавательные | Дидактический | |
упраж- | ние | цели | материал | |
нения | ||||
Занятие 1 | ||||
3.1 | «Пирамид- | Улучшение качества дея- | Пирамидка, | |
ка» | тельности зрительного | состоящая из | ||
анализатора; развитие | колец разных | |||
цветоразличения | цветов | |||
3.2 | «Актер» | Обучение способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильными ощущениями | Не требуется | |
3.3 | «Дорисуй фигуры» | Развитие целостности восприятия | Ксерокопия фигур (приложение 6, с. 78) | |
3.4 | Психомышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии | Не требуется | |
3.5 | «Шапка-невидимка» | Обучение переходу из одного эмоционального состояния в противоположное | Не требуется | |
3.6 | Занятие 2 «Пирамидка» | Улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения | Пирамидка, состоящая из колец разных цветов | |
3.7 | «Форма» | Развитие наблюдательности, ориентирования на форму | Три предмета круглой формы и три предмета прямоугольной формы | |
3.8 | «Дорисуй фигуры» | Развитие целостности восприятия | Ксерокопия (приложение 7, с. 79) | |
3.9 | Психо мышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии | Не требуется | |
3.10 | «Качели» | Обучение управлению своим состоянием, переходу из одного эмоционального состояния в противоположное, приемам саморегуляции | Не требуется | |
Занятие 3 | ||||
3.11 | «Что забыл | Развитие наблюдательно- | Четыре карточ- | |
нарисовать художник?» | сти, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания | ки: на 1-й нарисована лиса без хвоста; на 2-й — расческа без зубчиков; на 3-й — машина | ||
без колес; на | ||||
4-й — рыба без | ||||
плавников | ||||
3.12 | «В нашей группе 100 ребятишек» | Развитие способности ' согласовывать движения с произносимым текстом; | Текст (с. 52) | |
развитие координации | ||||
движений | ||||
3.13 | «Снежинки» | Развитие пространственных представлений | Ксерокопия (приложение 8, с. 80) | |
3.14 | Психомы- | Снятие мышечного и | Не требуется | |
шечная тренировка | эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии | |||
3.15 | «Погладим котенка» | Развитие движений кисти рук, фантазии | Не требуется | |
Занятие 4 | ||||
3.16 | «Что нарисовано?» | Развитие умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания | Набор карточек (4— 10 шт.) с пунктирным изображением знакомых ребен- | |
ку предметов, | ||||
животных и т.д. | ||||
3.17 | «В нашей группе 100 ребятишек» | Развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом; | Текст (с. 53, 54) | |
развитие координации | ||||
движении | ||||
3.18 | «Снежин- | Развитие пространствен- | Ксерокопия | |
ки» | ных представлений | (приложение 8, | ||
с. 80) | ||||
3.19 | Психомы- | Снятие мышечного на- | Не требуется | |
шечная | пряжения, развитие тон- | |||
тренировка | кой моторики рук | |||
3.20 | «Кляксы» | Расслабление, снятие | Большой лист | |
напряжения, эмоциональ- | бумаги, гуашь | |||
ная разрядка | ||||
Занятие 5 | ||||
3.21 | «Определи | Развитие фонематическо- | Картинки с изо- | |
звуки» | го восприятия | бражением шу- | ||
бы, петуха, но- | ||||
жа, цыпленка, | ||||
самолета, ма- | ||||
шины, туфель. | ||||
яблока, ложки, | ||||
лимона | ||||
3.22 | «В нашей | Развитие способности | Текст (с. 53,54) | |
группе 100 | согласовывать движения | |||
ребятишек» | с произносимым текстом; | |||
развитие координации | ||||
движений | ||||
3.23 | «Точки» | Развитие ориентирования | Ксерокопия | |
в пространстве | (приложение 9; | |||
с. 81) | ||||
3.24 | Психомы- | Снятие мышечного на- | Не требуется | |
шечная | пряжения, развитие тон- | |||
тренировка | кой моторики рук | |||
3.25 | «Пантоми- | Развитие воображения и | Не требуется | |
ма» | творческих способностей; | |||
снятие эмоционального | ||||
напряжения | ||||
Занятие 6 | ||||
3.26 | «Пугови- | Развитие способности к | Большой набор | |
цы» | сличению и сортировке | разных пуговиц, | ||
предметов по форме, цве- | среди которых | |||
ту и величине | три одинаковые | |||
3.27 | «Найди | Развитие координации | Флажки и пуго- |
свои цвет» | зрительного, слухового и | вицы разного | |
моторного анализаторов; | цвета | ||
тренировка подвижности | |||
нервных процессов, уме- | |||
ния ориентироваться в | |||
пространстве и различать | |||
цвета | |||
3.28 | «Загадки» | Развитие способности по | Любые загадки |
ряду признаков определять | (см. с. 57) | ||
предмет | |||
3.29 | Психомы- | Снятие мышечного на- | Не требуется |
шечная | пряжения, развитие тон- | ||
тренировка | кой моторики рук | ||
3.30 | «Угадай» | Повышение эмоциональ- | Не требуется |
ного тонуса, возможности | |||
активного самовыражения, развитие воображения | |||
Занятие 7 | |||
3.31 | «Пугови- | Развитие способности к | Большой набор |
цы» | сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине | разных пуговиц, среди которых должны быть | |
пуговицы, оди- | |||
наковые по цве- | |||
ту, форме, вели- | |||
чине | |||
3.32 | «Регистр» | Развитие координации | Детское пиани- |
слухового и моторного анализаторов | но или металлофон | ||
3.33 | «Загадки» | Развитие способности по | Любые загадки |
ряду признаков определять предмет | (см. список литературы с. 84, 85) | ||
3.34 | Психомы- | Снятие мышечного на- | Не требуется |
шечная | пряжения, развитие тон- | ||
тренировка | кой моторики рук | ||
3.35 | «Послу- | Обучение способности | Не требуется |
шай, что за | концентрировать внима- | ||
окном» | ние на слуховых сигналах |
Раздел IV. Мышление
JVa упражнения | Содержание | Познавательные цели | Дидактический материал | |
4.1 | Занятие 1 «Чего не хватает?» | Развитие способности устанавливать закономерность в изображении на основе зрительного и мыслительного анализа | Карточки с заданием (приложение 10, с. 82) | |
4.2 | «Сыщик» | Развитие умения декодировать информацию | Схема кабинета психолога | |
4.3 | «Сравнение предметов» | Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций | Пары слов (с. 61) | |
4.4 | Психомышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии | Не требуется | |
4.5 | «Пчелки» | Обучение переходу из одного режима громкости в другой | Вырезанные из бумаги цветы, колокольчик | |
4.6 | Занятие 2 «Чего не хватает?» | Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении | Карточки с заданием (приложение 11, с. 83) | |
4.7 | «Сыщик» | Развитие умения декодировать информацию | Схема кабинета психолога | |
4.8 | «Четвертый лишний» | Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать | Пять карточек, на каждой из которых изображены четыре предмета, один — лишний | |
4.9 | Психомы- | Снятие мышечного и | Не требуется | |
шечная | эмоционального напря- | |||
тренировка | жения, развитие вооора-жения и фантазии | |||
4.10 | «Дыхание» | Обучение приемам | Не требуется | |
ритмичного дыхания для | ||||
снятия напряжения; до- | ||||
стижение состояния спо- | ||||
койствия и быстрого пси- | ||||
хотехнического отдыха | ||||
Занятие 3 | ||||
4.11 | «Четвертый лишний» | Развитие умения классифицировать | Пять карточек, на каждой из | |
предметы по существенным признакам и обобщать | которых изображены четыре предмета, | |||
один — лишний | ||||
4.12 | «Сыщик» | Развитие умения кодировать информацию | Схема кабинета психолога, иг- | |
рушка | ||||
4.13 | «Сложи узор» | Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестан- | Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор» | |
дартные задачи, интеллектуальных способно- | ||||
стей | ||||
4.14 | Психомы- | Снятие мышечного и | Не требуется | |
шечная тренировка | эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии | |||
4.15 | «Улыбка» | Обучение целенаправ- | Не требуется | |
ленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения | ||||
Занятие 4 | ||||
4.16 | «Найди лишнее | Развитие мыслительных процессов обобщения, | Серии слов (с. 65) | |
слово» | отвлечения, выделения | |||
существенных признаков | ||||
4.17 | «Сыщик» | Развитие умения кодировать информацию | Схема кабинета психолога | |
4.18 | «Сложи узор» | Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестан- | Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор» | |
дартные задачи, интел- | ||||
лектуальных способно- | ||||
стей | ||||
4.19 | Психомы- | Снятие мышечного на- | Не требуется | |
шечная | пряжения, развитие тон- | |||
тренировка | кой моторики рук | |||
4.20 | «Встреча- | Усиление положительных | Не требуется | |
емся и | эмоциональных пережи- | |||
прощаемся с улыбкой» | вании | |||
Занятие 5 | ||||
4.21 | «Сложи узор» | Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестан- | Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор» | |
дартные задачи, интеллектуальных способно- | ||||
стей | ||||
4.22 | «Тонет — | Развитие способности | Таз с водой; | |
не тонет» | выделять свойства предметов; развитие логиче- | пустой флакон и флакон, запол- | ||
ского мышления | ненный песком; | |||
теннисный и | ||||
металлический | ||||
шарики; деревянный брусок и камень; бумаж- | ||||
ный лист и ста- | ||||
кан | ||||
4.23 | «Угадай предмет» | Развитие мыслительных операций анализа и срав- | 15 картинок с изображением | |
нения | знакомых ребенку пред- | |||
метов | ||||
4.24 | Психомы- | Снятие мышечного на- | Не требуется |
шечная | пряжения, развитие тон- | ||
тренировка | кой моторики рук | ||
4.25 | «Тряпичная | Снятие мышечного и | Не требуется |
кукла» | эмоционального напря- | ||
жения | |||
Занятие 6 | |||
4.26 | «Тонет — не тонет» | Развитие способности выделять свойства пред- | Таз с водой; пустой флакон и |
метов; развитие логиче- | флакон, запол- | ||
ского мышления, умения обобщать | ненный песком; теннисный и | ||
металлический | |||
шарики; деревянный брусок и камень; бумаж- | |||
ный лист и стакан | |||
4.27 | «Мячик» | Развитие аналитического | Мяч |
мышления | |||
4.28 | «Угадай предмет» | Развитие мыслительных операций анализа и срав- | !5 картинок с изображением |
нения | знакомых ребенку предме- | ||
тов | |||
4.29 | Психомы- | Снятие мышечного на- | Не требуется |
шечная | пряжения, развитие тон- | ||
тренировка | кой моторики рук | ||
4.30 | «Скульпту- | Снятие мышечного и | Не требуется |
ра» | эмоционального напря- | ||
жения, развитие воображения и фантазии | |||
Занятие 7 | |||
4.31 | «Мостик» | Развитие мыслительных ассоциативных связей | Пять пар картинок: лес — гриб; |
книга — маль- | |||
чик; ваза — цве- | |||
ты; плита — | |||
кастрюля; пуго- | |||
вица — игла | |||
4.32 | «Анало- | Развитие аналитического | Мяч |
гии» | мышления | ||
4.33 | «Сложи узор» | Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестан- | Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор» |
дартные задачи, интеллектуальных способно- | |||
стей | |||
4.34 | Психомы- | Снятие мышечного на- | Не требуется |
шечная | пряжения, развитие тон- | ||
тренировка | кой моторики рук | ||
4.35 | «Кляксы» | Расслабление, снятие напряжения, эмоциональ- | Большой лист бумаги, гуашь |
ная разрядка |
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ Занятие 1
1.1. «Яблоко»
Цель: обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.
Дидактический материал: три похожих яблока.
Описание задания. Психолог: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко».
На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого психолог перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, психолог дарит его ребенку.
1.2. «Хлопни в ладоши»
Цель: обучение способности к переключению внимания.
Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное — хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь,стул, дверь, виноград, собака,ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка,сапоги, коза,стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр,кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк,галстук, лимон, медведь,дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.
1.3. «Зачеркни букву»
Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш.
Описание задания. Ребенку предлагается газетная вырезка. Психолог обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?» Психолог с помощью секундомера фиксирует время, которое понадобилось ребенку для зачеркивания букв. После этого психолог указывает ребенку на пропущенные буквы .и- предлагает их тоже зачеркнуть.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение !, упражнения 1—3.
1.5. «Жмурки»
Цель: снятие напряжения, повышение эмоционального тонуса; инициирование тактильных контактов.
Дидактический материал: шарф.
Описание задания. Ребенок с завязанными глазами должен поймать взрослого (или другого ребенка).
Занятие 2
1.6. «Портрет»
Цель: обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании.
Дидактический материал: кукла,
Описание задания. Ребенку предлагается кукла. Он должен рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его, а затем назвать как можно больше характерных деталей.
1.7. «Зачеркни букву»
Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом, которая применялась на занятии (1.3) (10x10 см); карандаш.
Описание задания. Ребенку предлагается вырезка. Психолог: «На этом листочке написано много разных букв. На прошлом занятии ты уже зачеркивал знакомую тебе букву. Какую букву ты зачеркивал? Сейчас ты должен опять найти ту же букву и зачеркнуть ее карандашом». Психолог с помощью секундомера фиксирует время, которое понадобилось ребенку для зачеркивания букв, и сравнивает результат с предыдущим. После этого он указывает ребенку на пропущенные буквы и предлагает их тоже зачеркнуть.
1.8. «Слушай музыку»
Цель: развитие активного внимания.
Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.
Описание задания. Психолог: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь».
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение I, упражнения 4—6.
1.10. «Отражение»
Цель: обучение моделированию внешних проявлений чувств.
Описание задания. Ребенку предлагается исполнить роль зеркала, отражающего эмоции и чувства психолога. Затем психолог исполняет роль зеркала.
Занятие 3
1.11. «Ушки на макушке»
Цель: обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать,
Описание задания. В абсолютно тихой комнате попросить детей сфокусироваться на звуках, которые им уда-
ется услышать (шум за окном, скрип форточки и т.п.). Ребенок должен перечислить все услышанные звуки.
1.12. «Корректурные пробы»
Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
Дидактический материал: бланк с заданием (приложение 2).
Описание задания. Ребенкупредлагается расставить значки, как в образце. Психолог фиксирует время, затраченное на выполнение задания, и число ошибок.
1.13. «Бубен и колокольчик»
Цель: развитие-активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов.
Дидактический материал: бубен, колокольчик.
Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по комнате, во время звучания колокольчика — бегать по ней.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, все упражнения.
1.15. «Ловушка»
Цель: обучение рефлексии; снятие эмоционального напряжения.