Компетентности в связи с этими тенденциями
Каковы будут тенденции развития тренинга коммуникативной компетентности?
Позволим себе немного пофантазировать о будущем...
То, что ранее относилось к социально-ролевому и интимно-личностному уровням общения, теперь будет включаться в деловое общение. Тренинг во многом станет ориентированным на развитие межличностных отношений в деловой среде — с сотрудниками, партнерами, клиентами и т. п.
Для менеджеров понадобится тренинг прогуливающегося менеджмента. Он будет направлен на развитие способностей к полихронии, т.е. одновременной включенности в несколько дел и несколько потоков обсуждения, с мгновенным переключением с одного на другой. Он будет включать также упражнения на развитие способности к налаживанию и поддержанию межличностных отношений и ведению малого разговора. Кроме того, он будет освещать методы личностного влияния и контрвлияния.
Для работы в виртуальных командах понадобится тренинг виртуальной коммуникации. Это, прежде всего, навыки письменного и символического формулирования сообщений. Возможно, речь пойдет также о создании специальных тренингов общения по электронной почте, общения в сети Интернет. Возможно, такой тренинг должен будет называться тренингом виртуальной компетентности.
Для работников в области создания (совместно с клиентом) неосязаемых услуг — а их становится все больше — потребуется тренинг сотрудничества с клиентом. Помимо развития способности к налаживанию и поддержанию межличностных отношений с клиентом, он будет включать тренинг инструктивной коммуникации, в котором представитель фирмы будет обучаться точности формулирования инструкций, рекомендаций, уточнений. Такой тренинг должен будет также включать раздел формирования навыков и исправления неточностей в выполнении пользователем необходимых действий. Фактически это будет тренинг «тренеров-инструкторов по созданию услуг совместно с клиентом».
Особой разновидностью тренинга сотрудничества с клиентом может стать тренинг индивидуализированных отношений с клиентами.
По-видимому, понадобится также особый тренинг услуг, который можно будет назвать также тренингом философии обмена услугами. Концепция всеобщего обмена услугами гораздо шире понятия «культура обслуживания». Понадобится настоящий сдвиг в менталитете для соединения идеи услуги с присущей российскому менталитету идеей служения.
Наконец, самое важное. Необходима система тренингов по психологии общения для школьников и студентов всех специальностей. Психологи должны бороться за единство психологического языка в России, единство российской коммуникативной среды.
Основное содержание главы 2
1. Работа руководителей современного бизнеса — это, главным образом, общение (на 60-90%), непосредственное и опосредованное, причем общение, которое включает и деловые обсуждения, и неделовые беседы, «малый разговор» о личных интересах, семье, хобби и др.
2. В деловом взаимодействии постепенно усиливается роль письменного и иного знакового общения через Интернет. Переписка по электронной почте занимает 17-20% рабочего времени обследованных российских менеджеров.
3. Усиливается роль общения производителя и клиента в их совместной деятельности по созданию услуг.
4. Границы между деловым, социально-ролевым и неделовым межличностным общением размываются.
5. Уже сейчас необходимо создавать программы:
r тренинга прогуливающегося менеджмента;
r тренинга виртуальной компетентности;
r тренинга сотрудничества с клиентом;
r тренинга услуг;
r тренинга налаживания и поддержания межличностных отношений;
r тренинга коммуникативной компетентности для школьников и студентов.
Глава 3
КОММУНИКАТИВНАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ