Подготовка дипломных работ

Организация подготовки дипломной работы

Студент-дипломник вместе с преподавателем формирует целевые направления работы, определяет какие вопросы должны быть проработаны, на что обратить особое внимание.

Дипломная работа должна быть написана и представлена на подпись заведующему кафедрой в распечатанном и переплетенном виде не позднее, чем за 10 дней до защиты, в переплетенном виде + обязательно электронный вариант на отдельном диске. Все сдавать лаборанту кафедры.

Научный руководитель систематически контролирует работу дипломника, консультирует его, дает рекомендации, проверяет выполненную работу. У каждого студента имеется технологическая карта выполнения ВКР, где научным руководителем проставляются сроки выполнения и предоставления на проверку отдельных частей работы.

В письменном отзыве научного руководителя о дипломной работе отмечается полнота использования научной литературы, оцениваются результаты исследования, правильность экспериментальных данных и методики проведения обследования, ценность выводов, целесообразность практических предложений и рекомендаций, качество оформления научно-справочной базы (см. приложение - образец отзыва).

Научный руководитель консультирует студентапо подготовке вступительного слова и презентации на защите в ГАК.

Кафедра должна своевременно рассматривать заявления студентов об утверждении тем дипломных работ, систематически контролировать ход работы над дипломными исследованиями, заслушивая руководителей на заседаниях кафедры.

До начала защиты ВКР в ГАК представляется рецензия на дипломную работу. Рецензия готовится сторонним специалистом. Рецензент, по возможности, желателен из учреждения, приславшим запрос на выполнение исследования. Заверяется печатью учреждения, в котором работает рецензент. Рецензент представляет письменный отзыв (см. приложение), с которым знакомит дипломника и научного руководителя. Не менее чем за 10 дней до защиты, ВКР должна быть предоставлена на кафедру.

Организация проведения защиты выпускных квалификационных работ

К защите дипломных работ допускаются студенты, выполнившие все требования учебного плана, сдавшие государственный экзамен.

Дипломная работа, подготовленная без соблюдения правил, изложенных в рекомендациях к подготовке, оформлению и выполнению дипломных работ, к защите не допускается.

Защита ВКР проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии.

До начала защиты ВКР в ГАК представляются следующие документы:

- экземпляр работы;

- справка декана факультета о выполнении студентом учебного плана;

- запрос на выполнение исследования;

- отзыв руководителя;

- рецензия (внешняя) на ВКР;

- задание на ВКР;

- технологическая карта выполнения ВКР.

Продолжительность защиты одной ВКР, как правило, не должно превышать 45 минут. Для сообщения содержания ВКР студенту представляется не более 10 минут.

Защита ВКР осуществляется в следующем порядке:

- доклад автора ВКР;

- ответы его на вопросы комиссии;

- выступление руководителя и других лиц, присутствующих на защите;

- заслушивание отзыва руководителя;

- заслушивание рецензии;

- заключительное выступление автора ВКР.

Результаты защиты ВКР объявляются в тот же день. Бальная оценка выносится на закрытом заседании ГАК большинством голосов ее членов, научный руководитель и рецензенты имеют право высказать свое мнение, но в голосовании не участвуют. Оценка выполнения ВКР проводится членами экзаменационной комиссии с учетом всех требований предъявляемых к данного вида работам.

Структура и содержание ВКР

Дипломная работа представляет собой самостоятельное научное исследование, основанное на глубоком изучении научной и учебно-методической литературы и на базе проведенного исследования или эксперимента.

Введение

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы; определяется степень ее новизны и разработанности; характеризуется современное состояние научной проблемы, формируется цель и задачи работы; формулируются объект, предмет; выдвигается гипотеза. Объем введения, как правило, составляет примерно 5-10%от объема работы.

Актуальностьисследуемой темы – сущность, важность проблемы.

Кратко описывается состояние исследуемых психологиче­ских фактов и явлений по данным литературных источни­ков. Определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выявляет­ся противоречие, устранение которого может быть осуще­ствлено с помощью решения вытекающей из него пробле­мы исследования. Проблема, которую студент предпола­гает решить в своей работе, является основным критерием актуальности намеченного исследования.

Проблема – обозначение недостаточности знаний, фактов, противоречивость научных представлений.

Цель исследования – желаемый конечный результат (главный), он может быть теоретико-познавательным, прикладным, практическим. Виды целей психологического исследования:

- описание характеристик психического явления. Основанием для постановки может быть 1-обнаруженная неполнота описания психического явления, изучение которого актуально в данный момент, 2-противоречие между эмпирическими данными разных авторов;

- выявление взаимосвязей психических явлений или их уточнение (теснота, направленность, устойчивость, природа связи);

- изучение возрастной динамики (исследование процессов роста, созревания, возрастной изменчивости психики);

- описание нового феномена, эффекта (задачами могут быть выявление факторов, условий существования феномена, разнообразия проявлений);

- обобщение научных представлений, сведений;

- создание или методики и др.

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания, нечто целое, являющееся фрагментом мира самого по себе. Объектами психологической науки выступают: индивид, группа людей, общность людей, поведение.

Предмет исследования – свойства, стороны, отношения реальных объектов. В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты: отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, взаимовлияния между отдельными характеристиками, явлениями, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями.

В качестве гипотезыможет быть предположение о существовании или отсутствии какого-либо феномена, взаимосвязи двух или нескольких свойств, степени их выраженности, условиях возникновения и проявления.

Гипотеза–предположение, допущение, которое выдвигается для объяснения того или иного явления, истинное значение которого не определено.

Гипотеза

подготовка дипломных работ - student2.ru подготовка дипломных работ - student2.ru

Констатирующая Предполагающая

(известно, что…?) (Что может быть…?)

Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели исследования: «изучить», «описать», «выявить», «уточнить», «дополнить», «систематизировать». Они могут быть сформулированы как вопросы.

- создать (модифицировать, адаптировать) методики для изучения феномена;

- построить модель изучаемого явления;

- изучение сторон явления;

- проведение обучающего, формирующего эксперимента.

Методологическая основа – те основные психологические концепции, на которые опирался автор при написании работы (основатели научных школ).

Методы и методики. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями. Метод – способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки и анализа данных. Методика – форма реализации метода, совокупность приемов и операций. Этап выбора методов и методик тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез.

Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут быть ре­шены с помощью как основных, так и специализирован­ных методов, применяемых в социальной и практической психологии.

К ним относятся:

—метод тестирования как основной инструмент прак­тической психологии.

—метод наблюдения психологических явлений в социальных общностях (социальных объектах, к которым относятся от­дельные индивиды, малые группы, коллективы, другие социальные общности);

—метод интервью;

—метод беседы;

—методы статистической обработки результатов исследования и др.

Основания для выбора методик.

1. Следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по применению. Методика – это рабочий инструмент исследователя.

2. Методика должна быть апробирована на широкой выборке, это необходимо для выведения ясных и достоверных выводов.

3. Важна степень разработанность «зрелость» методики.

4. В руководстве должны быть представлены достаточно развернутые интерпретации шкал, описана апробация методики, отражены количественные и качественные результаты апробации.

5. Методика должна пройти психометрическую проверку (на надежность и валидность).

6. В методике должны быть нормативные данные.

7. Зарубежные методики должны быть адаптированы.

Если описание методики состоит лишь из перечня вопросов, ключа и названия шкал – этого слишком мало, для того чтобы таким инструментом достичь желаемого и достоверного результата.

Определение набора методик. При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности.

Важно помнить, что в любом психическом явлении определенным образом представлен компонент каждой из трех основных сфер психики: познавательной, эмоциональной, поведенческой.

Более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, одной методике, могут быть подтверждены, продублированы данными, полученными по другим.

!!! У каждой группы методов есть свои достоинства и недостатки, которые необходимо учитывать при проведении исследования.

База исследования. Указывается количество испытуе­мых, возраст (от до), стаж, пол, коллективы, в которых применялись методы практи­ческой психологии, и другие данные, характеризующие базу исследования, название учреждения, которое послужило базой, если таковое имелось.

Примечание: объем необходимой выборки необходимо рассчитывать, используя методы математического планирования эксперимента:

- объем при планируемом корреляционном анализе должен быть не менее 25 -35 человек, для наибольшей достоверности значимых связей – 40-50 человек;

- объем при планируемом факторном анализе. Надежные выводы о факторной структуре могут быть получены в том случае, если количество испытуемых в выборке не менее чем в три раза превышает число признаков, включаемых в факторный анализ. Нужно помнить, что в основе факторного анализа лежит корреляционная матрица.

Состав выборки по полу: необходимо взять подвыборки мужчин и женщин, равные и близкие по объему. Возрастной состав выборки – в каждую возрастную группу брать примерно одинаковое число испытуемых.

Теоретическая значимость и относительная новизна исследования – это, то, что нового, по сравнению с уже известным, удалось сделать автору.

«В процессе работы уточнено, выявлено, дополнено и т.д.»

Кратко излагается, в чем заключается новизна исследования (но­вое видение проблемы, новые методические разработки, уточ­нение некоторых концептуальных положений и т.п.), какова его практическая значимость (предлагаемые практические рекомендации, методические приемы и способы психодиаг­ностических процедур, психокоррекционной работы и т.п.).

Новизнавыявляется в результате анализа литературных источников, уточнения концептуальных положений (опре­деление новых моментов в психодиагностическом исследо­вании, более детальная разработка методик психодиагнос­тики и т.п.).

Примечание: ВКР может, содержать научную новизну или не содержать. Конечно, открыть что-то новое в психологической на­уке для студента — непосильная задача, однако обращаться к категориям новизны и практической значимости диплом­ной работы следует. Это будит творческую мысль студента, направляет его интеллект на решение конкретных практи­ческих задач.

Практическая значимость подробно отражается в прак­тических рекомендациях (основная часть дипломной рабо­ты). Здесь же во введении следует кратко описать, в чем конкретно заключается ценность результатов исследования для практики.

Основная часть.

Теоретическая часть ВКР может состоять из 2 и более глав, в зависимости от темы. Объем составляет 30-40 % от объема работы.

Содержательная сторона основной части дипломной ра­боты должна продемонстрировать полученный студентом в вузе комплекс теоретических знаний, практических умений и личностных качеств. Обычно основная часть состоит из двух глав.

Первая главапосвящается теоретическим аспектам ис­следуемой проблемы (анализ и интерпретация литератур­ных источников, выявление нерешенных, слабоосвещен­ных или требующих уточнения проблем и задач исследова­ния и т.п.). Аналитический обзор является в тексте обычно первой главой, должен полно и систематизированно излагать состояние вопроса, которому посвящена данная работа. Аналитический обзор литературы – это не реферирование источников, а их анализ. Предметом анализа в обзоре должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к их решению, результаты предыдущих исследований по вопросу. Завершить аналитический обзор вопроса желательно обоснованием выбранного направления научной или научно-практической работы.

Обоснование выбранного направления должно показывать преимущества выбранного направления работы по сравнению с другими возможными направлениями. Обоснование выбранного направления и рабочая гипотеза должны опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре.

В конце первой главы помещаются выводы по первой главе.

Вторая главаобъем 30-40% от объема работ отводится, как правило, практической части, описанию особенностей выборки, их деятельности. Здесь студент представляет результаты своего психологического (психодиагностического) исследования на основе проведенных с испытуемыми психологического кон­сультирования, психодиагностических и психокоррекционных процедур. Глава может содержать 2—3 параграфа (пунк­та).

Во второй главе кратко описываются методические приемы и способы психодиагностиче­ских процедур, которые использовались студентом в его пси­хологическом исследовании. В этой части работы должны быть представлены следующие ведения:

1. Полный перечень использованных методик, их описание, обоснование выбора методик, ссылки на источники.

2.Описание выборки испытуемых: количество, их описание по полу, возрастные параметры (от - до), социально-демографические характеристики. !Не следует приводить имена испытуемых.

3. Описание условий и процедуры эксперимента (если есть), исследования.

4. Описание и обоснование программы (цели, задачи).

5. Описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.

Во второй главе (или последней) нужно выделить пара­граф с описанием практических рекомендаций по исполь­зованию результатов психологического исследования.

В конце второй главы помещаются выводы по второй главе.

Выводы

Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы. Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах. Выводы – это не перечисление того, что сделано, не организационные итоги. Это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено автором. Они должны быть конкретными, их пишут в форме утверждений. Пример: в структуре обсуждаемого явления нами была обнаружены такие компоненты …; первое теснее связано с третьим, чем второе с пятым. В выводах целесообразно отметить, в рамках какого подхода получены результаты. Кроме того, возможно, что сделанные выводы могут быть отнесены только к этой выборке.

В конце каждого из параграфов (пунктов) к главам со­ставляется резюме, делается краткий вывод, излагается сущ­ность исследуемого вопроса. Каждая из глав заканчивается выводами. Их может быть несколько. Обычно 3—4. В них да­ются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы слушателя.

В дипломных работах, представляющих собой теоретическое исследование, излагаются история вопроса, оценка различных взглядов на проблему в научной литературе.

Каждая глава работы должна состоять из нескольких разделов (параграфов). Количество разделов дипломной работы определяется темой. Заголовки разделов и подразделов нумеруются арабскими цифрами.

Заключение

Заключение – это краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. В заключении автор может вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях ее модификации, о целесообразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контингентам испытуемых и т.д.

Часто в «Заключении» намечают пути и цели дальнейшей работы или аргументируют нецелесообразность ее продолжения, должно содержать общие выводы. Примерный объем заключения не менее 3-5страниц.

Обычно заключение является последней частью основного текста работы. За ним следует список литературы, включающий все источники, на которые есть хотя бы одна ссылка в тексте. 5-10% от объема работы.

Приложения

В приложения следует включать вспомогательный материал. К нему относятся: таблицы цифровых данных; протоколы ответов; описания аппаратуры и приборов, примененных при проведении эксперимента; инструкции; методики; иллюстрации. Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово «Приложение» и номер обозначенный арабской цифрой (без знака №), например:

Приложение I и т.д.

В левом нижнем углу можно указать, на основании каких источников составлено приложение.

Список используемой литературы

Литературных источников для дипломной работы не менее 60-70. Список специальной научной, учебно-методической литературы должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати. Литературные источники должны быть за последние пять лет, хотя допускается использование источников, выпущенных раньше.

Научная литература, названия монографий, статей, рецензий авторов располагаются в алфавитном порядке. В описании статей обязательно указываются названия журнала, где они опубликованы, год, номер.

Публикации на иностранных языках (по алфавиту).

Каждое название начинается с абзаца.

В списке литературы называются как те источники, на которые ссылается дипломник в работе, так и все иные, изученные им в связи с ее подготовкой.

Образец:

1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. — М.: Логос, 2004. — 304 с.

2. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: монография. — Волгоград: Перемена, 1999. — 274 с.

3. Основы теории коммуникации: учебник / М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов [и др.] / под ред. проф. М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2006. — 615 с.

4. Антонова Н.А. Стратегии и тактики педагогического дискурса // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.А.Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. — Вып. 7. — С. 230-236.

В ссылках на периодические издания (журналы, газеты) указываются: фамилия, инициалы автора, название статьи, название издания, год издания, номер(либо число), номер страницы.

5. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. — 2001. — № 11. — С. 64-79.

Оформление интернет-источников:

6. Борхес Х.Л. Страшный сон // Письмена Бога: сборник. — М.: Республика, 1992. — 510 с. [Электронный ресурс]. URL: http://literature.gothic.ru/articles/nightmare.htm (дата обращения: 20.05.2013).

Оформление библиографического описания книги

Первымэлементом библиографического описания, в тексте дипломной работы при упоминании какого-либо автора сначала являются: его инициалы, затем фамилия (например, по мнению А.С. Комарова; как подчеркивает В.И. Петров; полагаю, следует согласиться с Е.А. Сухановым и т.д.). Двух авторов - приводят фамилии обоих авторов, дают фамилию автора, указанную в книге первой с добавлением «и др.», при необходимости приводятся фамилии трех авторов.

В ссылке (сноске), наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициалы автора (т.е. Петров В.И., Иванов В.Н. и др.).

С титульного листа приводятся сведения об издании, о переиздании, перепечатке, специальном назначении издания, особых формах его воспроизведения: 2-е изд. и доп.; Офиц. изд. и др.

Выходные данные содержат сведения о том, где, когда, кем, опубликована книга. Название места издания приводят в именительном падеже. При наличии 2-х мест издания названия обоих и отделяютих друг от друга точкой с запятой: М.,Л.

Наименование издательства приводят в именительном падеже полностью или в сокращенной форме:

М.: Юрист, М.: Издательство СПАРК

При указании времени издания приводится помещенный на титульном листе год:

М.: Статут, 1999.

- при отсутствии сведений: о месте издания указывается – «Б.М»;

- отсутствие сведений об издательстве - «Б.И.», о годе издания - «Б.Г.».

Некоторые из принятых сокращений:

С.- страница (не «стр.»)

В повторных ссылках на одну работу данного автора (авторов) основное заглавие и следующие за ним повторяющие элементы опускают, пишут фамилии и инициалы автора (авторов), употребляют слова: «Указ соч.» и приводят номер страниц, на которые ссылаются.

Наши рекомендации