Подготовка дипломных работ
Организация подготовки дипломной работы
Студент-дипломник вместе с преподавателем формирует целевые направления работы, определяет какие вопросы должны быть проработаны, на что обратить особое внимание.
Дипломная работа должна быть написана и представлена на подпись заведующему кафедрой в распечатанном и переплетенном виде не позднее, чем за 10 дней до защиты, в переплетенном виде + обязательно электронный вариант на отдельном диске. Все сдавать лаборанту кафедры.
Научный руководитель систематически контролирует работу дипломника, консультирует его, дает рекомендации, проверяет выполненную работу. У каждого студента имеется технологическая карта выполнения ВКР, где научным руководителем проставляются сроки выполнения и предоставления на проверку отдельных частей работы.
В письменном отзыве научного руководителя о дипломной работе отмечается полнота использования научной литературы, оцениваются результаты исследования, правильность экспериментальных данных и методики проведения обследования, ценность выводов, целесообразность практических предложений и рекомендаций, качество оформления научно-справочной базы (см. приложение - образец отзыва).
Научный руководитель консультирует студентапо подготовке вступительного слова и презентации на защите в ГАК.
Кафедра должна своевременно рассматривать заявления студентов об утверждении тем дипломных работ, систематически контролировать ход работы над дипломными исследованиями, заслушивая руководителей на заседаниях кафедры.
До начала защиты ВКР в ГАК представляется рецензия на дипломную работу. Рецензия готовится сторонним специалистом. Рецензент, по возможности, желателен из учреждения, приславшим запрос на выполнение исследования. Заверяется печатью учреждения, в котором работает рецензент. Рецензент представляет письменный отзыв (см. приложение), с которым знакомит дипломника и научного руководителя. Не менее чем за 10 дней до защиты, ВКР должна быть предоставлена на кафедру.
Организация проведения защиты выпускных квалификационных работ
К защите дипломных работ допускаются студенты, выполнившие все требования учебного плана, сдавшие государственный экзамен.
Дипломная работа, подготовленная без соблюдения правил, изложенных в рекомендациях к подготовке, оформлению и выполнению дипломных работ, к защите не допускается.
Защита ВКР проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии.
До начала защиты ВКР в ГАК представляются следующие документы:
- экземпляр работы;
- справка декана факультета о выполнении студентом учебного плана;
- запрос на выполнение исследования;
- отзыв руководителя;
- рецензия (внешняя) на ВКР;
- задание на ВКР;
- технологическая карта выполнения ВКР.
Продолжительность защиты одной ВКР, как правило, не должно превышать 45 минут. Для сообщения содержания ВКР студенту представляется не более 10 минут.
Защита ВКР осуществляется в следующем порядке:
- доклад автора ВКР;
- ответы его на вопросы комиссии;
- выступление руководителя и других лиц, присутствующих на защите;
- заслушивание отзыва руководителя;
- заслушивание рецензии;
- заключительное выступление автора ВКР.
Результаты защиты ВКР объявляются в тот же день. Бальная оценка выносится на закрытом заседании ГАК большинством голосов ее членов, научный руководитель и рецензенты имеют право высказать свое мнение, но в голосовании не участвуют. Оценка выполнения ВКР проводится членами экзаменационной комиссии с учетом всех требований предъявляемых к данного вида работам.
Структура и содержание ВКР
Дипломная работа представляет собой самостоятельное научное исследование, основанное на глубоком изучении научной и учебно-методической литературы и на базе проведенного исследования или эксперимента.
Введение
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы; определяется степень ее новизны и разработанности; характеризуется современное состояние научной проблемы, формируется цель и задачи работы; формулируются объект, предмет; выдвигается гипотеза. Объем введения, как правило, составляет примерно 5-10%от объема работы.
Актуальностьисследуемой темы – сущность, важность проблемы.
Кратко описывается состояние исследуемых психологических фактов и явлений по данным литературных источников. Определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выявляется противоречие, устранение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования. Проблема, которую студент предполагает решить в своей работе, является основным критерием актуальности намеченного исследования.
Проблема – обозначение недостаточности знаний, фактов, противоречивость научных представлений.
Цель исследования – желаемый конечный результат (главный), он может быть теоретико-познавательным, прикладным, практическим. Виды целей психологического исследования:
- описание характеристик психического явления. Основанием для постановки может быть 1-обнаруженная неполнота описания психического явления, изучение которого актуально в данный момент, 2-противоречие между эмпирическими данными разных авторов;
- выявление взаимосвязей психических явлений или их уточнение (теснота, направленность, устойчивость, природа связи);
- изучение возрастной динамики (исследование процессов роста, созревания, возрастной изменчивости психики);
- описание нового феномена, эффекта (задачами могут быть выявление факторов, условий существования феномена, разнообразия проявлений);
- обобщение научных представлений, сведений;
- создание или методики и др.
Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания, нечто целое, являющееся фрагментом мира самого по себе. Объектами психологической науки выступают: индивид, группа людей, общность людей, поведение.
Предмет исследования – свойства, стороны, отношения реальных объектов. В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты: отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, взаимовлияния между отдельными характеристиками, явлениями, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями.
В качестве гипотезыможет быть предположение о существовании или отсутствии какого-либо феномена, взаимосвязи двух или нескольких свойств, степени их выраженности, условиях возникновения и проявления.
Гипотеза–предположение, допущение, которое выдвигается для объяснения того или иного явления, истинное значение которого не определено.
Гипотеза
Констатирующая Предполагающая
(известно, что…?) (Что может быть…?)
Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели исследования: «изучить», «описать», «выявить», «уточнить», «дополнить», «систематизировать». Они могут быть сформулированы как вопросы.
- создать (модифицировать, адаптировать) методики для изучения феномена;
- построить модель изучаемого явления;
- изучение сторон явления;
- проведение обучающего, формирующего эксперимента.
Методологическая основа – те основные психологические концепции, на которые опирался автор при написании работы (основатели научных школ).
Методы и методики. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями. Метод – способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки и анализа данных. Методика – форма реализации метода, совокупность приемов и операций. Этап выбора методов и методик тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез.
Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут быть решены с помощью как основных, так и специализированных методов, применяемых в социальной и практической психологии.
К ним относятся:
—метод тестирования как основной инструмент практической психологии.
—метод наблюдения психологических явлений в социальных общностях (социальных объектах, к которым относятся отдельные индивиды, малые группы, коллективы, другие социальные общности);
—метод интервью;
—метод беседы;
—методы статистической обработки результатов исследования и др.
Основания для выбора методик.
1. Следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по применению. Методика – это рабочий инструмент исследователя.
2. Методика должна быть апробирована на широкой выборке, это необходимо для выведения ясных и достоверных выводов.
3. Важна степень разработанность «зрелость» методики.
4. В руководстве должны быть представлены достаточно развернутые интерпретации шкал, описана апробация методики, отражены количественные и качественные результаты апробации.
5. Методика должна пройти психометрическую проверку (на надежность и валидность).
6. В методике должны быть нормативные данные.
7. Зарубежные методики должны быть адаптированы.
Если описание методики состоит лишь из перечня вопросов, ключа и названия шкал – этого слишком мало, для того чтобы таким инструментом достичь желаемого и достоверного результата.
Определение набора методик. При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности.
Важно помнить, что в любом психическом явлении определенным образом представлен компонент каждой из трех основных сфер психики: познавательной, эмоциональной, поведенческой.
Более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, одной методике, могут быть подтверждены, продублированы данными, полученными по другим.
!!! У каждой группы методов есть свои достоинства и недостатки, которые необходимо учитывать при проведении исследования.
База исследования. Указывается количество испытуемых, возраст (от до), стаж, пол, коллективы, в которых применялись методы практической психологии, и другие данные, характеризующие базу исследования, название учреждения, которое послужило базой, если таковое имелось.
Примечание: объем необходимой выборки необходимо рассчитывать, используя методы математического планирования эксперимента:
- объем при планируемом корреляционном анализе должен быть не менее 25 -35 человек, для наибольшей достоверности значимых связей – 40-50 человек;
- объем при планируемом факторном анализе. Надежные выводы о факторной структуре могут быть получены в том случае, если количество испытуемых в выборке не менее чем в три раза превышает число признаков, включаемых в факторный анализ. Нужно помнить, что в основе факторного анализа лежит корреляционная матрица.
Состав выборки по полу: необходимо взять подвыборки мужчин и женщин, равные и близкие по объему. Возрастной состав выборки – в каждую возрастную группу брать примерно одинаковое число испытуемых.
Теоретическая значимость и относительная новизна исследования – это, то, что нового, по сравнению с уже известным, удалось сделать автору.
«В процессе работы уточнено, выявлено, дополнено и т.д.»
Кратко излагается, в чем заключается новизна исследования (новое видение проблемы, новые методические разработки, уточнение некоторых концептуальных положений и т.п.), какова его практическая значимость (предлагаемые практические рекомендации, методические приемы и способы психодиагностических процедур, психокоррекционной работы и т.п.).
Новизнавыявляется в результате анализа литературных источников, уточнения концептуальных положений (определение новых моментов в психодиагностическом исследовании, более детальная разработка методик психодиагностики и т.п.).
Примечание: ВКР может, содержать научную новизну или не содержать. Конечно, открыть что-то новое в психологической науке для студента — непосильная задача, однако обращаться к категориям новизны и практической значимости дипломной работы следует. Это будит творческую мысль студента, направляет его интеллект на решение конкретных практических задач.
Практическая значимость подробно отражается в практических рекомендациях (основная часть дипломной работы). Здесь же во введении следует кратко описать, в чем конкретно заключается ценность результатов исследования для практики.
Основная часть.
Теоретическая часть ВКР может состоять из 2 и более глав, в зависимости от темы. Объем составляет 30-40 % от объема работы.
Содержательная сторона основной части дипломной работы должна продемонстрировать полученный студентом в вузе комплекс теоретических знаний, практических умений и личностных качеств. Обычно основная часть состоит из двух глав.
Первая главапосвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы (анализ и интерпретация литературных источников, выявление нерешенных, слабоосвещенных или требующих уточнения проблем и задач исследования и т.п.). Аналитический обзор является в тексте обычно первой главой, должен полно и систематизированно излагать состояние вопроса, которому посвящена данная работа. Аналитический обзор литературы – это не реферирование источников, а их анализ. Предметом анализа в обзоре должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к их решению, результаты предыдущих исследований по вопросу. Завершить аналитический обзор вопроса желательно обоснованием выбранного направления научной или научно-практической работы.
Обоснование выбранного направления должно показывать преимущества выбранного направления работы по сравнению с другими возможными направлениями. Обоснование выбранного направления и рабочая гипотеза должны опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре.
В конце первой главы помещаются выводы по первой главе.
Вторая главаобъем 30-40% от объема работ отводится, как правило, практической части, описанию особенностей выборки, их деятельности. Здесь студент представляет результаты своего психологического (психодиагностического) исследования на основе проведенных с испытуемыми психологического консультирования, психодиагностических и психокоррекционных процедур. Глава может содержать 2—3 параграфа (пункта).
Во второй главе кратко описываются методические приемы и способы психодиагностических процедур, которые использовались студентом в его психологическом исследовании. В этой части работы должны быть представлены следующие ведения:
1. Полный перечень использованных методик, их описание, обоснование выбора методик, ссылки на источники.
2.Описание выборки испытуемых: количество, их описание по полу, возрастные параметры (от - до), социально-демографические характеристики. !Не следует приводить имена испытуемых.
3. Описание условий и процедуры эксперимента (если есть), исследования.
4. Описание и обоснование программы (цели, задачи).
5. Описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.
Во второй главе (или последней) нужно выделить параграф с описанием практических рекомендаций по использованию результатов психологического исследования.
В конце второй главы помещаются выводы по второй главе.
Выводы
Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы. Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах. Выводы – это не перечисление того, что сделано, не организационные итоги. Это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено автором. Они должны быть конкретными, их пишут в форме утверждений. Пример: в структуре обсуждаемого явления нами была обнаружены такие компоненты …; первое теснее связано с третьим, чем второе с пятым. В выводах целесообразно отметить, в рамках какого подхода получены результаты. Кроме того, возможно, что сделанные выводы могут быть отнесены только к этой выборке.
В конце каждого из параграфов (пунктов) к главам составляется резюме, делается краткий вывод, излагается сущность исследуемого вопроса. Каждая из глав заканчивается выводами. Их может быть несколько. Обычно 3—4. В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы слушателя.
В дипломных работах, представляющих собой теоретическое исследование, излагаются история вопроса, оценка различных взглядов на проблему в научной литературе.
Каждая глава работы должна состоять из нескольких разделов (параграфов). Количество разделов дипломной работы определяется темой. Заголовки разделов и подразделов нумеруются арабскими цифрами.
Заключение
Заключение – это краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. В заключении автор может вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях ее модификации, о целесообразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контингентам испытуемых и т.д.
Часто в «Заключении» намечают пути и цели дальнейшей работы или аргументируют нецелесообразность ее продолжения, должно содержать общие выводы. Примерный объем заключения не менее 3-5страниц.
Обычно заключение является последней частью основного текста работы. За ним следует список литературы, включающий все источники, на которые есть хотя бы одна ссылка в тексте. 5-10% от объема работы.
Приложения
В приложения следует включать вспомогательный материал. К нему относятся: таблицы цифровых данных; протоколы ответов; описания аппаратуры и приборов, примененных при проведении эксперимента; инструкции; методики; иллюстрации. Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово «Приложение» и номер обозначенный арабской цифрой (без знака №), например:
Приложение I и т.д.
В левом нижнем углу можно указать, на основании каких источников составлено приложение.
Список используемой литературы
Литературных источников для дипломной работы не менее 60-70. Список специальной научной, учебно-методической литературы должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати. Литературные источники должны быть за последние пять лет, хотя допускается использование источников, выпущенных раньше.
Научная литература, названия монографий, статей, рецензий авторов располагаются в алфавитном порядке. В описании статей обязательно указываются названия журнала, где они опубликованы, год, номер.
Публикации на иностранных языках (по алфавиту).
Каждое название начинается с абзаца.
В списке литературы называются как те источники, на которые ссылается дипломник в работе, так и все иные, изученные им в связи с ее подготовкой.
Образец:
1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. — М.: Логос, 2004. — 304 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: монография. — Волгоград: Перемена, 1999. — 274 с.
3. Основы теории коммуникации: учебник / М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов [и др.] / под ред. проф. М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2006. — 615 с.
4. Антонова Н.А. Стратегии и тактики педагогического дискурса // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.А.Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. — Вып. 7. — С. 230-236.
В ссылках на периодические издания (журналы, газеты) указываются: фамилия, инициалы автора, название статьи, название издания, год издания, номер(либо число), номер страницы.
5. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. — 2001. — № 11. — С. 64-79.
Оформление интернет-источников:
6. Борхес Х.Л. Страшный сон // Письмена Бога: сборник. — М.: Республика, 1992. — 510 с. [Электронный ресурс]. URL: http://literature.gothic.ru/articles/nightmare.htm (дата обращения: 20.05.2013).
Оформление библиографического описания книги
Первымэлементом библиографического описания, в тексте дипломной работы при упоминании какого-либо автора сначала являются: его инициалы, затем фамилия (например, по мнению А.С. Комарова; как подчеркивает В.И. Петров; полагаю, следует согласиться с Е.А. Сухановым и т.д.). Двух авторов - приводят фамилии обоих авторов, дают фамилию автора, указанную в книге первой с добавлением «и др.», при необходимости приводятся фамилии трех авторов.
В ссылке (сноске), наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициалы автора (т.е. Петров В.И., Иванов В.Н. и др.).
С титульного листа приводятся сведения об издании, о переиздании, перепечатке, специальном назначении издания, особых формах его воспроизведения: 2-е изд. и доп.; Офиц. изд. и др.
Выходные данные содержат сведения о том, где, когда, кем, опубликована книга. Название места издания приводят в именительном падеже. При наличии 2-х мест издания названия обоих и отделяютих друг от друга точкой с запятой: М.,Л.
Наименование издательства приводят в именительном падеже полностью или в сокращенной форме:
М.: Юрист, М.: Издательство СПАРК
При указании времени издания приводится помещенный на титульном листе год:
М.: Статут, 1999.
- при отсутствии сведений: о месте издания указывается – «Б.М»;
- отсутствие сведений об издательстве - «Б.И.», о годе издания - «Б.Г.».
Некоторые из принятых сокращений:
С.- страница (не «стр.»)
В повторных ссылках на одну работу данного автора (авторов) основное заглавие и следующие за ним повторяющие элементы опускают, пишут фамилии и инициалы автора (авторов), употребляют слова: «Указ соч.» и приводят номер страниц, на которые ссылаются.