Задания для самостоятельной работы. 1. Составьте инструкцию клиенту в ситуации экспертизы и ситуации психологической помощи.

1. Составьте инструкцию клиенту в ситуации экспертизы и ситуации психологической помощи.

2. Разработайте памятку по благоприятной прогностической инфор­мации о развитии ребенка (подростка, старшеклассника).

3. Проанализируйте особенности восприятия ситуации психодиагно­стики клиентом после проведения тестирования.

Литература

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. — М., 1997.

2. Гилъбух Ю.З. Психодиагностика в школе. — М., 1989.

3. Гуревич Г.М. Что такое психологическая диагностика. — М., 1985.

4. Общая психодиагностика/ Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. — М., 1987.

5. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. - М., 1981.

6. Фридман Л. М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. — М., 1988.

Глава 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Общее представление о психологическом консультировании. — Основные подходы к консультированию и его виды. — Особенно­сти возрастно-психологического и психолого-педагогического кон­сультирования. — Методика индивидуального консультирования.

П.3.1. Общее представление о психологическом консультировании

Психологическое консультирование — работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологи­ческих проблем, связанных с трудностями в межличностных от­ношениях, где основным средством воздействия является опре­деленным образом организованная беседа (Ю.Е.Алешина). Суть психологического консультирования состоит в том, что психо­лог, пользуясь профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых тот переживает свои но­вые возможности в решении собственных психологических задач (Г.С.Абрамова).

Критерием эффективности этого вида профессиональной де­ятельности психолога является появление у другого человека новых переживаний в той или иной ситуации. С точки зрения самого психолога критерий эффективности этого вида деятель­ности может быть найден по показателям соответствия его рабо­ты задачам другого человека, которое проверяется по следующей Шкале:

1. Психолог способен быть внимательным (прерывает клиента, пропускает важную информацию).

2. Действия психолога конструктивны (неконструктивны); он ра­зумно старается воздействовать на другого человека («давит» на него).

3. Клиента слышно (слышно очень мало).

4. Ответы клиента соответствуют (не соответствуют) тому, что говорит психолог.

5. Суть задачи клиента понята психологом верно (неверно), через воздействие, все нарастающее по интенсивности, психолог вно­сит (не вносит) в задачу клиента нечто, облегчающее его состоя­ние.

6. У психолога есть навыки понимания и воздействия через эмпатичность и непосредственность (нет этих навыков).

7. Психолог присоединяется к клиенту, не теряя своей индиви­дуальности (ценой личностных жертв).

Психологическое воздействие в профессиях «человек —чело­век» (врач, юрист, журналист, педагог, социолог, социальный работник) часто напоминает процедуру консультирования, так как осуществляется в виде интервью. Но эти интервью отличают­ся как предметом взаимодействия, так и мерой воздействия на человека и ответственности за него. Психолог несет ответствен­ность за проявление качеств психической жизни клиента.

В психологическом консультировании психолог может опираться на различные теории и методические подходы. Наиболее популяр­ными среди них являются психоанализ (З.Фрейд), индивидуаль­ная психология (А.Адлер), аналитическая психология (К.Юнг), трансактный анализ (Э.Берн), когнитивная терапия (А.Бандура), рационально-эмоциональная терапия (А.Эоллис), гештальттера-пия (Ф. Перлз), групповая терапия (К.Роджерс), логотерапия (В.Франкл), психодрама (Дж. Морено) (см. с. 150).

Для каждого направления характерны специфические методи­ческие приемы, цели и задачи консультирования, область психи­ческой реальности, с которой работает психолог, позиции кли­ента и консультанта.

Во многих профессиях существуют свои принципы и требова­ния, реализация которых является обязательной для специали­стов. Опираясь на определенные принципы и следуя им, психолог-консультант обеспечивает этичность профессиональной дея­тельности иуспешность психологического воздействия (Ю.Е. Але­шина).

Доброжелательное и безоценочное отношениек клиенту.Пси­холог не просто следует общепринятым нормам поведения, а умеет внимательно слушать и оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждая, старается понять клиента и помочь каж­дому, кто обращается за помощью.

Запрет давать советы. Жизнь каждого человека уникальна и неповторима. Поэтому ни при каком жизненном и профессио­нальном опыте невозможно дать гарантированный совет. Психо­лог способствует развитию личности консультируемого и его адек­ватному отношению к действительности, а также принятию соб­ственной ответственности за все происходящее.

Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом пси­хологу, не может быть передана без его согласия кому-либо, за исключением случаев, специально оговоренных законом (угроза жизни). Об этом правиле клиент предупреждается заранее.

Разграничение профессиональных и личностных отношений.Дей­ствие этого принципа связано с возникновением переноса (склон­ности пациента переносить на консультанта и отношения с ним свои проблемы и конфликты) и контрпереноса (склонности пси­холога проецировать свои отношения со значимыми людьми, внут­ренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом). Эти процессы снижают эффективность консультирования.

Включенность клиента в процесс консультирования.Яркое эмо­циональное переживание и рефлексия беседы возможны при ус­ловиях полного понимания клиентом того, что обсуждается, бла­гоприятной психологической атмосферы и логичности действий консультанта.

Поскольку целью психологического консультирования являет­ся оказание помощи клиенту, оно должно помочь человеку в осо­знании и решении его проблем. Удовлетворенность клиента не всегда однозначно свидетельствует об успехе беседы. Она опреде­ляется характером обсуждаемых проблем. Успех консультирования во многом зависит от того, сможет ли психолог профессионально выслушать клиента и расширить его представления о себе и соб­ственной ситуации. Как отмечает Г.С.Абрамова, цель консульти­рования — культурно-продуктивная личность, обладающая чув­ством перспективы, действующая осознанно, способная разраба­тывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с разных точек зрения.

В процессе консультирования решаются следующие задачи:

оценка уровня психического здоровья и определение показа­ний к другим способам психологической помощи;

оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;

информирование клиента о его психологических особенностях сцелью более адекватного их использования;

повышение общей психологической грамотности;

мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обес­печивающих самостоятельное решение проблем;

коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармо­ний;

выявление основных направлений дальнейшего развития лич­ности.

Результатом консультирования является не столько облегче­ние эмоционального состояния клиента, сколько перевод локуса его жалобы с других на самого себя. Это означает принятие ответ-ственности клиентом за все происходящее с ним, Стратегия пси-

Наши рекомендации