Чересчур озабочены деталями жизни один другого. Положительным в такой схеме
Взаимоотношений является то, что члены семьи могут быть любящими и терпимыми;
Отрицательным — то, что они могут быть прилипчивыми и ставить в зависимость. Слишком мало
Пространства для индивидуальности и независимости. Родители слишком вовлечены в жизни
Своих детей. Минухин приводит доказательства, что подростки — это особая проблема в таких
Семьях. Подросткам свойственно стремиться к независимости, — это угроза семейной гармонии и
близости. Сложившаяся ситуация подталкивает ребенка избрать роль «больного» — так
Развиваются серьезные нарушения режима питания, возникают другие болезни. Проблемы
___________ребенка дают возможность семье сохранять видимость гармонии. Больной ребенок нуждается в
Семье, и члены семьи сплачиваются, чтобы защитить его.
Семья с тесными связями — семья, члены которой чересчур вовлечены в дела других и
Чересчур заботятся об их благополучии.
Результаты нескольких исследований подтвердили такое объяснение причин развития
Нервной анорексии или нервной булимии, но при проведении эмпирических исследований
Доказать, что специфические семейные схемы последовательно формируют климат для развития
Расстройства системы питания, не удалось. На самом деле семьи, где есть страдающие анорексией
Или булимией, очень отличаются друг от друга.
Эго и когнитивные расстройства
Хильда Браш (Нilde Brach), первооткрыватель в изучении и излечивании нарушений
Системы питания, разработала теорию, которая использует психодинамические и когнитивные
понятия. Она утверждает, что нарушения во взаимоотношениях «мать-дочь» приводят к
Значительному дефициту эго в ребенке (включая недостаток независимости и контроля) и к
Серьезным когнитивным расстройствам, что совместно приводит к расстройству системы питания.
Согласно Браш, родители могут реагировать на своих детей эффективным и
Неэффективным образом. Эффективные родители проявляют большое внимание к биологическим
И эмоциональным нуждам детей, давая им пищу тогда, когда они плачут от голода, и комфорте
Тогда, когда они плачут от страха. Неэффективные родители, напротив, не реагируют на
Внутренние нужды детей, они сами решают, когда их дети голодны, замерзли или устали, без
Учета реальных обстоятельств. Они скорее покормят детей тогда, когда те беспокойны, чем тогда,
Когда они голодны, и скорее начнут их успокаивать тогда, когда дети устали, а не тогда, когда те
Действительно чем-то обеспокоены. Дети, которые сталкиваются с таким родительским
Отношением, могут запутаться и расти, не осознавая своих внутренних потребностей, не зная,
Когда они голодны, а когда сыты, не способные определять свои собственные эмоции.
Не способные полагаться на внутренние стандарты, дети обращаются к внешним
руководителям — например, к своим родителям. Они стараются быть «детьми по схеме». Но при
этом у них не развивается уверенность в себе, они «воспринимают себя людьми, не
Контролирующими собственное поведение, потребности и импульсы, они не чувствуют себя
хозяевами собственных тел» (Brach, 1973). При достижении переходного возраста, во время
Которого большая часть подростков стремится к независимости, эти дети чувствуют себя не
Способными к самостоятельной жизни. Для того чтобы преодолеть чувство беспомощности, они
Устанавливают самый строгий контроль над параметрами своей фигуры и привычками в питании.
Восемнадцатилетняя Хелен так описывает свои переживания:
Здесь есть странное противоречие: все думают, что ты делаешь все правильно и что ты
— «девушка что надо», но вся проблема в том, что ты — то сама так не думаешь Ты боишься,
Что не поднимешься до того уровня, которого, как тебе кажется, от тебя ждут. Ты очень
Боишься стать ординарным человеком, как все, — а значит, не такой уж и хорошей. Диеты и