Иконография ростового образа
Чиновые (деисусные) иконы
| |||
|
Иоанн Предтеча. Школа Феофана Грека. 1405
Пропорции иконы – 1:2
Rн = 1/10 hф
Rн = 1/10 hк
Школа прп. Андрея Рублёва. 1408
Богоматерь.
1:3 ; Rн = 1/12 hф
Свт. Григорий Богослов
1:3 ; Rн = 1/12 hф
Житийные ростовые иконы
1. Центр нимба лежит на верхней грани квадрата, стороны которого равны ширине композиции.
2. Радиус нимба =1/10 высоты фигуры.
3. Высота фигуры @ 1/2 диагонали композиции.
4. Диаметры нимбов в боковых клеймах =1/10 диагонали клейма.
5. Радиусы нимбов в клеймах = 1/10 высоты фигур.
Свт. Алексей с житием. Дионисий. 15 в. ГТГ
1. Расстояние от нижнего края композиции до центра нимба равно ширине композиции иконы.
2. Диаметр нимба = 1/10 диагонали композиции иконы.
3. Диаметры нимбов в клеймах = 1/10 диагонали клейма.
Блж. Андрей с житием. 16 в. ГРМ
|
Апостолы Пётр и Павел с житием
16в. Новгородский музей
Глава 2
ИКОНОГРАФИЯ ПОЯСНОГО ОБРАЗА
Прп. Андрей Рублёв
Звенигородский деисусный чин. 1420-е гг. ГТГ
|
Арх. Михаил Ап. Павел
б
в
Псковская школа
Чин деисусный поясной. 16 в. ГТГ
Богоматерь Спаситель Иоанн Креститель
1. Пропорции средника: 2:3.
2. Радиус нимба = 1/5 диагонали композиции: Rн=1/5Д.
3. Нижний край нимба расположен в вершине равностороннего треугольника, стороны которого равны ширине композиции.
4. в композициях икон Богоматери и Иоанна Предтечи нимб смещён по вертикали на расстояние в половину диагонали композиции.
Северные письма
Подобным способом найдены гармонические построения и соотношения композиционных величин икон-шедевров разных школ и эпох.
Приведём некоторые примеры.
Вмц. Варвара
Тверь. 15в. ГТГ
.
Рис.
1. Пропорции доски и средника 2:3.
2. Образ весьма симметричен: оси симметрии композиции и фигуры совпадают.
3. Высота композиции = 3 высоты главы.
4. Диаметр главы соотносится к диаметру нимба как 2 к 3 :
Øгл /Øн = 2/3.
5. Композиция построена по закону крестоцентричности:
а/ фигура построена по крестовине осей симметрии. Это подчеркнуто расположением составляющих фигуры:
центр лика – нос – по вертикали,
плечи – по горизонтали.
Также 3 наибольших драгоценных кристалла – акценты декора – расположены точно на вертикальной оси симметрии, а другие 3 акцента – большие сапфиры – на горизонтальной оси симметрии.
б/ центр диаметра главы находится на уровне верхней четверти,
в/ также брови находятся на уровне верхней четверти,
г/ на нижней четверти лежат круги украшения риз с ромбовидными камнями,
д/ по вертикальным четвертям проходят ленты риз на руках.
6. Композиция имеет акцент троичности в построении:
а/ лик находится посредине между вертикальными третями,
б/ лик лежит на радиусах нижнего квадрата, стороны которого равны ширине композиции,
в/ радиусы верхнего такого квадрата в пересечении дают точку границы плата и ризы,
г/ на уровне нижней трети композиции находится фибула, а также 3 акцента – 3 больших ромбовидных камня,
д/ левая рука расположена на вертикальной трети композиции, также запястье правой руки.
О цветовой композиции:
7. Цветовое решение образа вмц. Варвары подчеркнуто тринитарною. Оно строится тремя первичными цветами:
голубой,
красный и
желтый.
· Цветовые камертоны – белый и черный – присутствуют во всех без исключения иконах, и поэтому здесь не оговариваются.
Заключение
Исследование иконографической композиции образа вмц. Варвары показывает, что иконописец подчеркнул троичные и крестообразующие элементы в построении иконы.
Первые, троичные, – соотносятся с исповеданием Пресвятой Троицы, за что святая претерпела лютые мучения.
Вторые крестообразующие, соотносятся с чином мученичества – сораспятием Христу. Об этом говорит и крест в деснице святой, а также киноварный цвет риз – символ мученичества и пролитой за Имя Божие крови, также алый цвет – символ пламенной веры и любви к Богу святой прекрасной Варвары.
Глава 3
ИКОНОГРАФИЯ ЛИКОВ
СВЯТЫЕ ЛИКИ В ИКОНЕ
"Человек более в себе запечатлел образ Божий, нежели ангелы,
которые являются чистыми духами".
Человек, его плоть, его облик были освящены Христом
в великом таинстве воплощения:
"Бог возвысил человеческую природу,
изначально приуготовив ее в качестве Своей одежды,
в которую Он облекся через посредство Девы".
Иконы не прославляют плоть, как это делало искусство языческой античности, они воссоздают лишь те зримые ее черты, которые выражают собой незримые свойства Первообраза, такие как смирение, доброта, терпимость, нестяжание, кротость. Как говорил свт.Григорий Нисский, "Божественная красота проявляется не в каком-либо наружном виде и не в прелести внешнего образа, обуславливаемой каким-либо изяществом красок, но усматривается в неизреченном блаженстве сообразно с добродетелью".
Лик — это лицо, освободившееся от печати мирских страстей и праздных треволнений и обретшее статус зримого символа свершившегося духовного преображения. Существует учение о пути единения с Богом через акт очищения – исихазм (от греческого слова исихия — покой, отрешенность). Об этом писал Симеон Новый Богослов: "Очистившись покаянием и потоками слез, я и сам делаюсь богом через неизреченное соединение».
Свт.Григорий Палама: «Через это соединение телесность преображается еще здесь — на земле — силою Святого Духа и живет жизнью будущего века».
Индивидуальные черты лица, понимаемые как случайные атрибуты временной земной жизни, оставляются лишь как признаки, необходимые для узнавания. Узнать или отличить того или иного святого можно лишь по канонизированному набору признаков (власы, борода, усы, атрибуты, одежда, и т.д.). Этот набор – своего рода иконографическая константа, повторяемая при изображении святого на разных иконах в разные эпохи.
Каждая деталь лика, жест или положение тела имеют символический характер: высокий лоб означает мудрость и глубокомыслие, большие глаза – проникновение в Божественные тайны, тонкие губы – аскетизм, удлиненные пальцы – духовное благородство и чистоту деяний, наклон головы – внимание к Божественному внушению, гласу Божьему, который святые слышат в глубине своего сердца, чуть склоненная фигура – покорность воле Божией и т.д.* архРК
Построение молодого лика
Подлинная красота всегда несет на себе печать
отблеска Божественной красоты
Лики вмч.Димитрия и вмч.Георгия.
Х1Ув. Панселин. Протату, Афон.
Предлагаем один из способов построения лика молодого святого на примере фрески-шедевра 14-го века Македонской школы кисти Панселина. Этот способ можно применять к построению ликов и других школ иконописи с небольшими корректировками /например, модуль носа может быть с верхней «капителью» или без нее и т.д./.
1 этап Основа лика – крест Модуль=нос. 2 этап: 3 строящих круга и модуль.
3 этап: 4 этап:
Обозначить расположение Наметить формы частей лика:
частей лика. Сначала утвердить «колонну» –
нос, которая поддерживает
«небесную черепную сферу».
5 этап: 6 этап:
Рисунок лика. Прорись лика.
Слева – лик вмч.Димитрия, Слева – лик вмч.Димитрия,
Справа – лик вмч.Георгия Справа – лик вмч.Георгия.