Предыстория и традиции художественного плаката в России
Плакат (нем. Plakat от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — графический документ, единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Современный плакат является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала.
До 2-й половины XIX века плакатом называли иногда агитационные гравюры крупного размера (например, «летучие листки» периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в XVI веке), политические афиши во Франции в XVIII веке и т. п. Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию, плакат использует ряд специфических художественных средств. В плакате могут применяться изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, разновременных и происходящих в различных пространствах событий, обобщение формы предметов; важную роль в плакате играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое.
Плакаты в нашей стране в советское время развивались в различных направлениях. Если в первой половине прошлого века наиболее популярны были политические плакаты, то во второй широкое распространение получили кинорекламные, театральные, выставочные, санитарно-просветительские, производственные и т.п. плакаты.
В 1974 году решением секретариата ЦК КПСС было создано специализированное издательство «Плакат», которое стало тиражировать не только идеологизированные работы, но и плакаты по другим темам. Издательство также прославилось тем, что регулярно устраивало Всесоюзные конкурсы на лучший политический плакат.
Интересны архетипы советских плакатов, которые существенно отличаются от западных. Как замечает Л. Школьник, «улыбка характерна лишь для 15% женских лиц в советском плакате, в то время как в образцах западной рекламы (тех же лет. — Е.С.) эта доля составляет 60%».
Если западные рекламисты в производстве плакатов опирались (и опираются) на мотивационную психологию потребителей, используя даже фрейдистские теории о затаенных биологических и сексуальных комплексах, то, конечно, говорить то же самое об авторах советских плакатов не приходится.
Это вовсе не значит, что советские плакаты маловыразительны. Такие шедевры, как «Ты записался добровольцем?» (Д. Моор), «Родина-мать зовет» (И. Тоидзе), «Воин Красной Армии, спаси!» (В. Корецкий), «Дойдем до Берлина» (Л. Голованов) по степени воздействия на зрителя сопоставимы с лучшими образцами высокого искусства.
Рекламные плакаты Госстраха создавались с момента основания компании в октябре 1921 года, а распространялись они, за исключением единичных случаев, бесплатно.
Самый распространенный формат плакатов Госстраха 60x90, следующие по распространенности размеры: 60x80, 60x84, 60x92.
Использовались, как правило, высокая печать или хромолитография, в более поздние годы — офсетная печать. Бумага газетная, офсетная 1, конвертная 1 и т.д.
Специальная серия плакатов размером 100x150 была выполнена в 1945 — 1946 годах масляными красками по заказу Ленинградского городского управления Госстраха.
Тиражи плакатов Госстраха были огромны и достигали десятков и сотен тысяч, миллионов экземпляров. Достаточно привести несколько примеров. Скажем, тираж плаката о страховании имущества 1953 года, изданный Управлением государственного страхования по РСФСР на Московской печатной фабрике Гознака, составил 700 тысяч экземпляров. А плакаты 1973 года, выпущенные издательством «Финансы» и посвященные страхованию средств транспорта и строений, достигали тиража в 1 миллион экземпляров. Такие примеры не единичны, хотя нужно признать, что были и небольшие тиражи 1, 2, 5, 10 тысяч.
Случались и работы, написанные художниками маслом, — штучный товар. Скажем, некоторые плакаты Ленинградского городского управления Госстраха, изготовленные в 1945 - 1946 годах нестандартным размером в 64 кв. метра в количестве 2, 10, 200 штук, размещались в наиболее людных местах города, нередко на стенах многоэтажных домов. Фактически эти плакаты стали ярчайшим образцом наружной рекламы.
Печатались плакаты Госстраха во многих городах СССР, в различных типографиях. Например, в таких, как «Гудок», «Втьна Украша», им. В.М. Молотова, им. Котлякова, «Советская Латвия», типография дорожного издательства «Турксиб», типография издательства газеты «На страже Родины», типография Объединенного издательства «Правда Востока» и во многих других. Самые большие тиражи печатались на фабрике Гознак.
Госстрах был одним из самых массовых заказчиков отечественной полиграфической промышленности.
Фактически существовала целая индустрия, в которой бок о бок трудились страховщики и художники, журналисты и редакторы, фотографы и полиграфисты.
Страховщики совместно с журналистами и редакторами готовили яркие, как правило, короткие, запоминающиеся тексты, художники и художественные редакторы их оформляли. Полиграфисты печатали миллионные тиражи.
Авторы плакатов Госстраха не стали всемирно известными живописцами, но они честно, качественно, а самое главное - доходчиво выполняли свою работу. Следует назвать таких художников, как Б. Березовский, Ф. Буданов, М. Буланов, В. Васильев, В. Викторов, С. Гинц, Н. Гаврилов, М. Геншафт, Г. Горде-ладзе, В. Жигарев, И. Зальцман, Г. Исакович, В. Климашкин, А. Клопов, Н. Клопов, Б. Комов, Б. Кри-менчугский, М. Мануйлов, И. Мицкевич, П. Павлов, А. Панфилов, Л. Панфилова, Л. Писаревский, Н. Попов, В. Сержантов, М. Соркин, Ю. Терпиловский, М. Ярошевский.
Активно работали в жанре плаката редакторы (они же журналисты) Ф. Артамонов, Д. Васьянов, Б. Гришняев, М. Каллей, А. Ладыгин, П. Павлов, А. Перемашвили, И. Попельнух, В. Сомин, М. Умнов и другие.
Из фотографов можно назвать В. Бабайлова, Ф. Бородина, Б. Гук-калова, Ю. Дворянинова, В. Киселева, Н. Кузьмину, Н. Мельниченко, В. Павлова, В. Житникова. Надо сказать, что фотографии в плакатах Госстраха использовались все-таки реже, чем рисунки или картины, а стихи и вовсе в единичным случаях.
Плакаты выпускались практически на всех языках народов Советского Союза.
Каждое управление Госстраха тиражировало, как правило, свои плакаты, отражающие национальный колорит той или иной республики, особенности того или иного города. Впрочем, иногда один и тот же изобразительный ряд можно было встретить на плакатах различных регионов.
Очень интересны армянские плакаты художника Б. Комова и редактора А. Ладыгина, казахские художников И. Мицкевича, И. Нестерова, украинские художников Ю. Терпиловского, М. Геншафта, Г. Исаковича, других республик. Своеобычны плакаты Советской Прибалтики.
Как это ни парадоксально, но прибалтийские плакаты были, на мой взгляд, наиболее верноподданническими, идеологизированными. «За советскую Латвию», «Слава Октябрю!», «Мысли Ленина вечно живы», «Родине», «Ленину песня наших сердец», «Слава Советской Армии». Таких и подобных агиток было выпущено великое множество.
Интереснее у плакатистов Советской Прибалтики получались работы, когда они брались за более конкретные, насущные темы.
В жанре плаката, посвященного страхованию, успешно работал выпускник Государственного художественного института Литовской ССР К. Швейкаускас, работы которого отличает яркая, запоминающаяся манера. «Имущество заботливого хозяина всегда застраховано» (1970), «В беде лучше тому, у кого машина застрахована» (1971), «Застрахуешь — потерь не будешь иметь" (1970).
Своеобразно работал в жанре страхового плаката и другой выпускник Государственного художественного института Литовской ССР Г. Кястутис. Известен его плакат «М-у-у, я почти застрахована» (1970), написанный гуашью.
Плакаты Госстраха по жанру были разными — текстовые и выполненные в смешанной технике (термин культуролога А. Очеретянского). Плакаты второй категории более выразительны, в них текст и рисунок (иногда и фотография) дополняют друг друга, но изобразительный ряд доминирует. Именно эти плакаты имеют, собственно говоря, отношение к искусству.
Плакатисты Госстраха никогда не использовали как художественный прием карикатуру, хотя она являлась одним из самых распространенных жанров в советском наглядном искусстве, т.е. в нашем случае агитация шла исключительно от позитива и чуралась негатива. Пропагандировался рачительный человек, застраховавший свою жизнь или имущество, средство транспорта или сельскохозяйственных животных. Граждане, не пользовавшиеся услугами Госстраха, в карикатурном виде не изображались.
Интересно отметить, что наиболее часто в плакатах Госстраха художники изображали людей, дома, средства транспорта, а из животных — коров. Это и понятно. Корова — кормилица, без которой на селе не прожить. И по частоте изображения на плакатах Госстраха корова — абсолютный лидер.
Обычно плакаты были посвящены какому-то одному виду страхования, но нередко издавались и комбинированные образцы, где, например, соседствует реклама страхования жизни и домашнего имущества, страхования детей и от несчастного случая, сельскохозяйственных культур и животных, и т.д.
В конце XX века, особенно в 90-е годы, плакаты резко видоизменяются, они становятся более функциональными, в большинстве из них появляется календарная сетка. Конечно, в данном случае налицо смешение жанров, но плакаты никогда не боялись эклектики и, может быть, в этом их особенная сила.
Поскольку история Российской государственной страховой компании неотделима от истории страны, художники-плакатисты и редакторы, сотрудничавшие с Госстрахом отразили и тяжелейшие испытания, которые выпали на долю народа, и радости, и свершения.
Вот, скажем, работа конца 40-х годов «Каждый может застраховать свою жизнь». На фоне шахты мы видим достаточно безликого человека фактически неопределенного пола, который не улыбается. В одной руке у него отбойный молоток, другой он указывает в коммунистическое далеко.
Или плакат того же периода «Гражданин! Застраховали ли Вы свое домашнее имущество?» Здесь у советского человека и вовсе каменное лицо.
Подобные архетипы в плакатах Госстраха весьма распространены в 30-40-50-е годы, что немудрено. Счастливой и веселой жизнь советских людей в те времена назвать было нельзя. Таким образом, художники-плакатисты оказались честны перед собой, не слишком приукрашивая действительность.
В 60-70-е годы архетипы в плакатах Госстраха решительно поменялись. Улучшились условия жизни, более раскрепощенным стал психологический климат в стране. И мы видим на плакатах, что люди стали улыбаться все чаще и чаще. Кстати, именно в эти годы на киностудиях Мосфильм и Ленфильм были выпущены рекламные госстраховские фильмы с участием любимых народом актеров комического жанра Юрия Белова, Михаила Пуговкина, Алексея Смирнова. А в 1966 году на экраны вышел замечательный фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», ставший фактически первым образцом скрытой кинорекламы. Вся страна была заинтригована судьбой агента Госстраха Юрия Деточкина, восстанавливавшего справедливость весьма необычным способом, фильм получил колоссальное зрительское признание. О серьезных вещах стало возможным говорить с улыбкой.
Поменялось отношение к жизни, изменилось искусство и, в частности, плакаты Госстраха.
С одной стороны, плакаты Госстраха, как одного из немногих советских институтов с элементами рыночной экономики, информировали население о важности и необходимости страхования, которое было исключительно государственным, а следовательно — безальтернативным; с другой — плакаты Госстраха являлись составной частью огромной идеологической системы и, естественно, сугубо экономические категории в них нередко тесным образом переплетались с общественной жизнью страны, а иногда и с прямой коммунистической пропагандой.
Рассмотрим в качестве примера один из плакатов 1933 года, выпущенный КрымГосстрахом, который начинается со слов вполне профессиональных. «Руководители колхозов, предприятий, учреждений и организаций! Колхозники, рабочие и служащие! Оберегайте общественную собственность и личное имущество от стихийных бедствий. Заключайте в Госстрахе договора добровольного страхования. За справками обращайтесь в страховые инспекции и к страховым агентам».
А рядом — информация, напоминающая о руководящей роли партии. «Государственное страхование является могучим орудием укрепления колхозного производства и охраны общественной собственности (из решения ЦК ВКП(б) от 8 марта 1933 года)».
В. Лашкул в своей книге «Украинский советский плакат в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945)», анализируя плакаты И. Дайца (Алма-Ата), пишет: «Прост и вместе с тем оригинально решен выпущенный в Алма-Ате одновременно на русском и казахском языках плакат И. Дайца». «Трудящиеся! Организуйте в своем коллективе страхование жизни и домашнего имущества!» «Каждый рубль, внесенный в уплату платежей по добровольному страхованию, — это УДАР по ФАШИЗМУ», — говорит надпись на плакате, и мы видим, как из одной ассигнации выходит шеренга бойцов в полном обмундировании, а из серебряного рубля выходит рабочий с молотом и замахивается на упавшего и скорчившегося в ужасе фашиста. Четкость рисунка, а главное, художественная находка — превращение барельефной фигуры рабочего на рубле в действительный образ — делают плакат очень убедительным. Так плакат, как наиболее доходчивая форма политической агитации, помогал народу в наглядных художественных образах понять и усвоить смысл решений и призывов Коммунистической партии и Советского правительства».
И в данном случае налицо смешение категорий экономических и политических (гражданственных).
Или — плакат 1945 года, с помощью которого рекламируется сельскохозяйственное страхование. «Для того, чтобы оградить себя от убытков при стихийных бедствиях, необходимо каждому колхозу застраховать свое имущество в сверхокладном порядке». Это, как сказали бы сейчас, страхование юридических лиц. Рядом идет борьба за индивидуального клиента. Госстрах обязуется уплатить КОЗЛОВОЙ Анне Васильевне страховую сумму 20 000 рублей в случае смерти КОЗЛОВА Василия Николаевича, если смерть наступит до 25 мая 1963 года. При постоянной, полной или частичной утрате трудоспособности от несчастного случая страховую сумму или соответствующую ее часть Госстрах уплатит самому застрахованному.
А выше идеологический текст — «ХХХУIII-й год Великой Октябрьской Социалистической Революции в СССР».
Или плакат 1950 года. «Государственное страхование — важное народнохозяйственное дело». (Опыт работы Екимовичского района Смоленской области по государственному страхованию.) Здесь не обошлось без цитаты самого отца народов. «Социалистическое соревнование говорит: одни работают плохо, другие хорошо, третьи лучше. Догоняй лучших, добейся общего подъема». И.В. Сталин».
Советское время, в которое создавались плакаты Госстраха, было предельно идеологизировано, и, разумеется, они являлись мощнейшим средством пропагандистской работы. Чтобы в полной мере осознать это, достаточно вспомнить, что вскоре после войны, в 1948 году, ЦК ВКП(б) принял решение о «Недостатках и мерах улучшения издания политических плакатов», в котором отмечалось большое политическое и художественное значение плакатного искусства и одновременно были указаны серьезные недостатки, которыми изобиловали плакаты, были намечены конкретные пути их преодоления. Какие же ставились задачи? Естественно, в первую очередь, углубление идейно-политического содержания. Кроме того, партия требовала повышения художественного и полиграфического уровня плакатов и т.д.
В предисловии к каталогу «Выставка советского плаката», выпущенному в 1950 году, известнейший теоретик советского изобразительного искусства Елена Поволоцкая писала: «Отличительные черты советского плаката — его глубокая партийная идейность и народность.
Агитационная его сущность не выносит отставания от жизни, настоятельно требует, чтобы в основе каждого плаката лежала самая передовая политическая идея, выразительно и просто воплощенная в живой, реалистический художественный образ. Только при этом непременном и обязательном условии плакат будет активен и действен и достойно ответит своей основной задаче — успешно служить великому делу коммунистического воспитания нашего народа.