Раздел 4. психология больших групп
Тема 1. Виды больших групп
Мы с вами разобрали основные закономерности межличностных отношений в так называемых контактных или малых группах. Психология же больших групп имеет свои специфические особенности. Интерес к закономерностям поведения людей в больших группах существует очень давно, ведь знание “психологии масс” дает возможность управлять людьми. Однако серьезные научные исследования в этой области появились только во второй половине XIX века.
К большим социальным группам относят разнообразные, в той или иной степени устойчивые общности людей, для которых характерно отсутствие непосредственных контактов между всеми членами данной группы по причине их большого количества. Естественно, возникает вопрос: на чем же основана эта общность, если нет прочных межличностных отношений? Большие группы могут быть объединены, так же как и малые, общей целью, интересами, задачами (политические партии, общественные организации, толпа на митинге или производственный коллектив). В основе единства так же может быть общность происхождения, исторического пути развития или социальных позиций (этнос, класс, сословие) и т.д.
Разнообразие больших групп и существенные различия в их жизнедеятельности требуют их классификации. Так, например, выделяют собственно большие группы и “средние”. К “средним” группам обычно относят большие трудовые или учебные коллективы, которые отличает наличие совместной деятельности и достаточно четкая официальная структура.
Собственно большие группы делятся на организованные и неорганизованные. Организованные имеют определенную социальную структуру и длительную историю развития, достаточную для формирования общегрупповой культуры. Понятие “организованные” весьма условно, так как эти группы не являются, как правило, продуктом деятельности отдельных личностей и складываются в значительной степени стихийно ( отличие составляют политические партии). К организованным группам относят классы, политические партии, этносы и другие территориальные группы.
Стихийные группы
К неорганизованным, стихийным группам относятся такие как толпа, масса и публика. Некоторые социальные психологи считают, что эти образования нельзя относить к социальным группам, так как у них отсутствует совместная деятельность. Другие же исследователи с ними не согласны, вполне справедливо считая, что данные группы способны к согласованным действиям, достаточно понаблюдать за людьми на митинге, демонстрации или спортивными болельщиками.
Указанные три вида стихийных групп отличаются по степени стихийности их действий и по уровню устойчивости.
Масса - это наиболее стабильное образование с довольно нечеткими границами. Она может быть организованной, когда определенные слои населения сознательно собираются ради какой-нибудь акции: манифестации, демонстрации, митинга. В действиях массы присутствует осознанность и представление о конечных целях и тактике поведения. Большую роль в данной группе играют организаторы, выдвигаемые массой из своей среды, с помощью ораторского искусства они могут подвигнуть массу на определенные действия, управлять ей. Однако управление массой людей требует не только большого искусства, но и наличия определенных способностей. Несмотря на видимость организованности, масса образование довольно разнородное и нестабильное. Нестабильность касается не только времени существования массы, но и ее настроений.
Публика - это кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения (на спортивном матче, спектакле, лекции и т.д.). В замкнутых помещениях публику иногда называют аудиторией. Публика всегда собирается ради определенной цели, которая всеми четко осознается, поэтому это наиболее спокойная и управляемая из всех стихийных групп. Люди, составляющие ее, следуют определенным нормам поведения, но все же это стихийная группа и достаточно какого-либо инцидента, например крика: “Пожар!”- чтобы публика стала неуправляемой и превратилась в толпу.
Толпа - это неорганизованное объединение людей с высоким уровнем эмоциональности. В толпе, как ни в какой другой группе, действуют древние законы психического заражения (“Все побежали - и я побежал”). Действие этого закона приводит к тому, что человек в толпе может не осознавать свои действия, он как бы утрачивает свою индивидуальность и становится частью неуправляемой человеческой стихии. Любая эмоция, возникшая в толпе, разрастается как лесной пожар. Страх превращается в панику, когда обезумевшая толпа, вырываясь, например, из горящего здания топчет тех, кто слабее. Ненависть превращает митингующих в толпу диких зверей, уничтожающую всех, кто кажется виноватым. Религиозное чувство благоговения перед кумиром превращает верующих в оголтелых фанатиков, готовых не только идти на смерть во имя своего божества, но и уничтожать всех, кто ему не поклоняется.