Глава 2. Человек - это общественное существо
Как разобраться со своими целями? И как отделить желания от потребностей?
Тут придется взять еще один урок самопознания.
С него начинается тот же Боголюбовский учебник обществознания:
"Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: "Человек - это двуногое животное без перьев". Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б.Паскаль возразил Платону: "Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится."
Что отличает человека от животных? …
Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное…
Дитя человеческое после рождения - самое не приспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться."[1]
Прекрасное описание, которое полностью ложится на мои представления о себе. Но чтобы сделать его полезным, его надо уточнить и, самое главное, сбросить те чары, что наложил автор.
Первое - это "возражение" Паскаля Платону. Паскаль не возражал Платону, он возражал тем, кто сделал из этого изречения Платона расхожую фразу. Платон же вовсе не давал такого определения человеку. Кто знает Платона, помнит, что эти слова вложены им в уста Сократа, а значит, и действительно могли ему принадлежать. Для Сократа же это всего лишь шутка, издевка над софистами.
Сам же он показал истинное отношение к человеку через своё понятие самопознания. И уж приписывать ему такой поверхностный бред мог только человек, который совсем отвергает самопознание. Кстати, именно самопознание и отвергают авторы учебников обществознания - они целиком направлены наружу, во вторую часть своего определения человека - в общество.
Вот тут утверждения обществоведов кажутся бесспорными: человек - существо общественное.
И именно тут начинается наш урок.
Является ли человек существом общественным? Он бесспорно являет себя таким для наблюдателя. Наблюдателем же этим, которого здесь назвали "великими мыслителями" были классики марксизма, которые именно на этом наблюдении выстроили свою социологию, ставшую идеологией социалистического общества. И у Боголюбова это понятие именно из Маркса, Энгельса и Ленина. Освободиться же от него он не может даже после
падения марксизма потому, что это утверждение кажется очевидным: человек - существо общественное.
Однако задумаемся.
Человек ли суть общественное существо?
Или же им является лишь его личность? А именно то, что впитывает дитя из своего общественного окружения, из семьи и общества?
Вспомните сами те знаменитые примеры, когда дети воспитывались животными, или когда их лишали в детстве общения. Эти дети вырастали узнаваемо людьми, но они были зверенышами или нелюдями по своей сути.
Значит, человек может быть кем угодно. В том числе и существом общественным. Древние, наши предки, отчетливо это осознавали, отчего и развился, наверное, во всех обычных обществах закон гостеприимства: того, кто стучится к тебе в дом надо принять и приветить. Почему? А потому, что в человеческом обличье к тебе может заглянуть бог или демон. И тогда ты можешь напроситься на большие неприятности.
Внешность человека не означает, что перед тобой человек - вот большое знание, которым обладала древность, и забыли мы. Нам стерли это знание, чтобы привить гуманность и демократические принципы. В итоге для нас все люди равны, и потому мы готовы низвергать царей и сажать на их место кухарок.
А люди не равны, люди очень, очень разные. Равны лишь личности, и лишь тогда, когда их "формирует" одно и то же общество. К примеру, демократия американского или имперского типа.
Но для самопознания это не важно, важно лишь то, что личность отделима от меня. Она становится равна человеку лишь потому, что никто из нас, включая обществоведов, не задавался целью дать определение используемым понятиям. Если не определять, что такое "человек", то и вправду вполне допустимо заявить, что человек - существо общественное, как и то, что он - двуногое животное без крыльев.
Без определения используемых понятий эти заявления равноценны!
Именно это и высмеивал Сократ. Именно высмеивал, ловя на это поверхностные умы, ибо сам он делал только одно: из беседы в беседу определял и уточнял определения понятий, которые мы используем. И все эти уточнения сводились к тому, чтобы понять, что такое человечность и приложить это к себе.
Вот урок. Урок различения понятий. Теперь можно перейти и к желаниям и потребностям.
[1] Боголюбов Л.Н. Обществознание, 8-9 классы. - М.: Просвещение, 2005, с.8.