Глоссарий 3 страница. Семейное разрешение{family leave)
Семейное разрешение{family leave). Разрешение, требуемое по закону для работы с семейными вопросами и проблемами, особенно с теми, которые связаны с заботой о детях.
Семидесятилетние{septuagenarians). Люди в возрасте 70-80 лет.
Семья, в которой работают двое{dual-earner couple). Проживающая совместно женатая или неженатая пара, оба члена которой работают и получают заработную плату, внося свой вклад в семейный бюджет.
Сензитивные или оптимальные периоды{sensitive or optimal periods). Периоды времени, в течение которых некоторые типы обучения и развития происходят наилучшим способом и наиболее эффективно; это не значит, что такое обучение и развитие невозможно в другие периоды.
Сенсомоторный период{sensorimotor period). Согласно Пиаже, первая стадия когнитивного развития (приблизительно до 2 лет).
Сиблингов соперничество{sibling rivalry). Борьба и конкуренция между сиблин-гами, например, за внимание родителей.
Символическая репрезентация{symbolic representation). Способность представлять прошлые и настоящие события, опыт и понятия с помощью слов, изображений, жестов или других знаковых средств.
Синдром неполноценности роста(Jailure-to-thrive syndrom). Условия, когда ребенок отстает в росте по сравнению с возрастными нормами и часто болеет, возникающие в результате неполноценного питания или безответственности и беспечности родителей.
Систематическая десенсибилизация{systematic desensitization). Методика постепенного уменьшения тревоги человека по поводу конкретного объекта или ситуации, используемая в поведенческой терапии.
Случайная выборка{random sample). Выборка, собираемая таким способом, что у каждого члена популяции есть равные со всеми остальными ее членами шансы быть выбранным.
Случайное распределение{random assignment). Распределение субъектов по группам в надежде, что эти группы будут приблизительно равномерными, например вытаскивая из контейнера написанные на листках бумаги имена.
Смена статуса{status passage). Изменение роли и положения, связанное у человека с наступлением подросткового возраста, появлением ребенка, удалением от дел (выходом на пенсию) или вдовством.
Глоссарий 839
Смиренная смерть(submissive death). Суицид, заключающийся в отказе от борьбы за жизнь, в «позволении» себе умереть.
Смысловые системы(systems of meaning). Системы представлений, формирующие наши переживания, организующие наши мысли и чувства, определяющие наше поведение.
Событийно-обусловленного потенциала метод(event-related potential (ERP) method). Метод тестирования младенцев, в ходе которого при помощи размещенных на голове ребенка электродов выстраивается график мозговой активности, используемый для изучения специфики функционирования мозга в ответ на различные виды предъявляемых стимулов.
Согласие, основанное на полной осведомленности (осведомленное согласие)(informed consent). Четкое и понятное объяснение процедур и рисков, а также обязательств участников (эксперимента, обследования, лечения) и исследователей (терапевтов, психологов).
Содержание(content). Значение любого устного или письменного сообщения.
Создание поддерживающих конструкций(scaffolding). Постепенное, прогрессирующее структурирование родителями взаимодействий «ребенок-родитель».
Сорегулирование(coregulation). Развитие у родителей и детей чувства разделения между ними ответственности.
Сохранения понимание(conservation). Понимание того, что изменение внешнего вида или формы объектов не изменяет их количественных показателей. Так, ребенок, представляющий это, считает, что количество воды остается постоянным, даже если перелить ее в стакан другой формы и размера.
Социальная ответственность(social responsibility). Обязательства перед семьей, друзьями и обществом в целом.
Социальная экология заботы о ребенке(social ecology of child care). Общая среда, в которой происходит рост и воспитание ребенка, как в доме, так и за его пределами.
Социальное познание(social cognition). Мысли, знания и предположения о социальном мире.
Социальное сравнение(social comparison). Оценка себя и своего положения в сравнении с другими людьми.
Социальные опорные сигналы (эталоны)(social referencing). Едва различимые эмоциональные сигналы, исходящие обычно от родителя и влияющие на поведение младенца.
Социальные предписания(social regulations). Правила и условности, определяющие социальные взаимодействия.
Социальные референтные группы(social reference groups). Маленькие или большие группы людей, с которыми идентифицируются индивиды; этот процесс помогает им определить себя.
Социальный возраст(social age). Непосредственный статус индивида в сравнении с культуральными нормами.
Социальный вывод(social inference). Догадки и предположения о чувствах, мыслях и намерениях другого человека.
840 Глоссарий
Социокультурная область(sociocultural domain). Одна из областей развития, состоящая из процессов социализации и инкультурации.
Средняя длина высказывания— СДВ (mean length of utterance — MLU). Средняя длина предложений, составленных ребенком.
Стадии(stages). Дискретные периоды времени, которые должны иметь четкие переходы от одного к другому.
Стандартный показательIQ (deviation IQ). Показатель в стандартизованных тестах интеллекта, основанный на сравнении (в единицах стандартного отклонения) результата индивидуума со средним значением распределения результатов других лиц того же возраста.
Старение естественное(senescence). Нормальный, не обусловленный никакими заболеваниями процесс старения человека.
Старения патологические факторы(pathological aging factors). Кумулятивные эффекты болезней и несчастных случаев, которые могут ускорять процесс старения.
Статус сиблинга(sibling status). Порядок рождения, старшинство.
Стержневая (основная) грамматика(pivot grammar). Способ построения двухсловных предложений полуторагодовалыми или двухлетними детьми, предполагающий употребление глаголов действия, притяжательных местоимений (то есть основных слов) в сочетании с открытыми словами, которые обычно представлены существительными.
Столетние(centenarians). Люди старше 100 лет.
Стохастические теории старения(stochastic theories of aging). Теории, предполагающие, что старение организма происходит в результате случайных повреждений как внутреннего, так и внешнегсц^арактера.
Страсть(passion). Второй компонент любви, который относится к физической привлекательности, возбуждению и сексуальному поведению в отношениях.
Страх(fear). Состояние возбуждения, напряжения или опасения, вызванное неким определенным обстоятельством.
Строгий бихевиоризм(strict behaviorism). Подход, утверждающий, что только наблюдаемое, подлежащее измерению поведение подлежит изучению научным методом.
Структуралисты(structuralists). Сторонники структурного (когнитивно-развивающего) подхода в психологии, ставящие своей целью изучение ментальных структур и способов обработки информации с помощью процессов мышления.
Субдиалекты(subdialects). Субкультурные языковые различия. Люди, говорящие на разных диалектах, обычно понимают друг друга.
Суицидальная эрозия(suicide erosion). Непрямая форма суицида, реализующаяся в виде запущенных форм алкоголизма, курения или других зависимостях от психоактивных веществ.
Супер-Эго(superego). Согласно Фрейду, компонент личности, в котором заключается совесть человека, набор его моральных правил и его Эго-идеал.
Схватки ложные(false labor). Также называются сокращениями Брэкстона-Хик-са; родовые схватки (сокращения), которые ослабевают, если попросить беременную женщину немного походить.
Глоссарий 841
Схватки начальные{initial labor). Первый этап прелиминарной стадии процесса рождения ребенка (схваток), во время которого происходят маточные сокращения и раскрытие шейки матки для обеспечения прохождения ребенка по родовому каналу.
Схема{scheme or schemas). Термин Пиаже для обозначения ментальной структуры, обрабатывающей знания, перцептивные образы и субъективный опыт; по мере взросления индивидов их схемы меняются.
Танатос{Thanatos). Инстинкты смерти.
Текучий интеллект{fluid intelligence). Способности, используемые для приобретения новых знаний и навыков.
Телеграфная речь{telegraphic speech). Высказывания детей второго-третьего года жизни, в которых остаются только наиболее значимые и опускаются все второстепенные слова.
Темперамент{temperament). Врожденные стили поведения.
Тенденция развития от общего к специфическому{gross-to-specific trend). Тенденция развития, заключающаяся в переходе от общих, охватывающих все тело реакций, к более локальным и специфическим реакциям.
Теория экологических систем{ecological systems theory). Модель развития ребенка, согласно которой растущий ребенок активно реструктурирует элементы четырех уровней жизненной среды, одновременно подвергаясь воздействию этих элементов и их взаимосвязей.
Тератогены{teratogen). Токсические агенты любого типа, вызывающие нарушения нормального развития.
Тест, ориентированный на статистическую норму{norm-referenced test). Тест, который сравнивает результат индивидуума с групповыми результатами, полученными на выборке лиц одного с ним возраста.
Тестостерон{testosterone). Мужской половой гормон.
Традиционная женщина{traditional woman). В исследовании Аптера — женщина, ранее определявшая себя с позиций своей семьи, которая с легкостью совершает переход в средний возраст и вступает в период зрелости.
Традиционное деторождение{traditional childbirth). Процесс рождения ребенка, когда схватки и роды происходят в родильном доме.
Трансцендентно-генеративный человек{transcendent-generative man). Человек, для которого средний возраст является временем благосостояния, устойчивого положения и получения удовлетворения от успешных результатов деятельности.
Тревога{anxiety). Чувства беспокойства, озабоченность, мрачные предчувствия или страх, имеющие не очень понятное или неизвестное происхождение.
Узнавание{recognition). Способность правильно идентифицировать ранее воспринятые объекты при их повторном предъявлении.
Ультразвуковое исследование(УЗИ) {ultrasound). Методика, состоящая в применении звуковых волн для получения изображения плода в утробе матери.
842 Глоссарий
Умственнаяотсталость (mental retardation). Значительно ниже среднего популя-ционного уровня развитие интеллектуальных функций и навыков самообслуживания индивида от момента рождения до достижения им 18 лет.
Умственный возраст(mental age). Показатель успешности выполнения теста интеллекта, определяющий ту возрастную группу, которой больше всего соответствуют результаты ребенка по данному тесту.
Употребление(use). Способ использования языковых выражений с целью придания своей речи определенного смысла.
Условия уважения(conditions of worth). Требования, которым вы, по мнению других людей, должны удовлетворять, чтобы быть значимым, уважаемым человеком; эти требования зачастую неразумны, и их выполнение не представляется возможным.
Фаллопиевы трубы(fallopian tubes). Два прохода, начинающиеся в верхней части матки, по которым яйцеклетка попадает в нее из яичника.
Фенотип(phenotype). В генетике: совокупность признаков, проявившихся у конкретного человека.
Фетальные алкогольные эффекты (ФАЭ)(fetal alcohol effects (FAE)). Похожие на ФАС, но менее выраженные аномалии, возникшие в результате употребления матерью алкоголя во время беременности.
Фетальный алкогольный синдром (ФАС)(fetal alcohol syndrome). Врожденные аномалии, включающие недостаточный рост и вес при рождении, некоторые деформации лица (возможно отставание и в умственном развитии), которые возникают в результате употреблениЯчалкоголя матерью в период беременности. ^~-у^
Фетальный монитор(fetal monitor). Прибор для измерения частоты сердечных сокращений плода во время схваток. Наружный датчик, фиксирующий интенсивность сокращений матки и сердцебиения плода, представляет собой два эластичных ремня, опоясывающих живот матери. Внутренний датчик состоит из пластиковой трубки с помещенными в нее электродами; он вводится через вагину и прикрепляется к голове плода.
Фетальный период(fetal period). Заключительный период пренатального развития, который продолжается с начала 3-го месяца (считая с момента зачатия) до родов. В течение этого периода происходит созревание плода и начинается функционирование всех органов.
Физическая область(physical domain). Одна из областей развития, включающая изменения формы и размера тела, структуры мозга, сенсорных способностей и моторных навыков.
Фиксация(fixation). Согласно Фрейду, «задержка» в развитии, которая приводит к тому, что взрослый человек продолжает искать удовлетворения своих потребностей способами, уместными только для детей.
Фобия(phobia). Необоснованная боязнь некоторых объектов или ситуаций.
Форма(form). Специфический символ, используемый для представления содержания.
Глоссарий 843
Формирование реакции(shaping). Систематическое подкрепление последовательных приближений к желательному действию.
Функциональная подчиненность(functionalsubordination). Объединение отдельных простых действий или схем в более сложные структуры поведения.
Холофраза(holophrastic speech). Одиночное слово, используемое ребенком на ранних стадиях овладения языком для передачи содержания целого предложения.
Хориона ворсинок анализ(chorionic villus sampling (CVS)). В ходе этой процедуры из зародышевой оболочки при помощи шприца или катетера извлекаются клетки. Поскольку этим способом извлекается большее количество клеток, чем при амниоцентезе, тест может проводиться в более сжатые сроки.
Хоспис(hospice). Философия предоставления заботы, психологического консультирования, поддержки и другой помощи умирающим людям и их семьям.
Хранитель семьи(kinkeeper). Роль, которую берут на себя люди среднего возраста, заключающаяся в поддержании семейных традиций, отмечании достижений и праздников, сохранении семейной истории и поддержке связей с членами семьи, живущими далеко.
Хромосома(chromosome). Цепочка генов, видимая под микроскопом.
Хроническое горе(chronic grief). Патологически развивающийся процесс скорби, в ходе которого человек не способен уже никогда оправиться от утраты.
Хроносистема(chronosystem). Часть модели экологических систем Бронфенбрен-нера; развивающиеся во времени гибкие прямые и обратные связи между четырьмя системами (микросистемой, мезосистемой, экзосистемой и макросистемой), посредством которых осуществляется их взаимодействие.
Церебральная кора(cerebral cortex). Поверхность головного мозга. Цефалокаудальная тенденция развития(cephalocaudal trend). Ход развития, при котором процесс роста происходит в направлении сверху вниз.
Частичное подкрепление(partial reinforcement). Процедура, в ходе которой подкрепляются лишь некоторые реакции; способствует выработке более устойчивых навыков, чем непрерывное подкрепление.
Чувственное поведение(sensuality). Объятия, прикосновения, поглаживания и другие действия, которые могут приводить к сексу, но могут и не приводить к нему.
Шкала Апгар(Apgar Scoring System). Стандартная система оценки состояния новорожденных, позволяющая быстро и объективно определять его в условиях лечебных учреждений.
Эволюционная психология(evolutionary psychology). Изучение врожденных психологических характеристик.
844 Глоссарий
Эволюция(evolution). Процесс изменения видов живых организмов.
Эвтаназия активная(active euthanasia). Осуществление реальных шагов с целью вызвать смерть неизлечимо больного человека. В США активная эвтаназия расценивается как убийство.
Эвтаназия пассивная(passive euthanasia). Приостановление или отсоединение оборудования, поддерживающего жизнь неизлечимо больного пациента, чтобы могла наступить естественная смерть.
Эго(ego). Согласно Фрейду, сознательный, ориентированный на реальность компонент в структуре личности.
Эгоцентризм(egocentrism). Познавательная позиция, занимаемая субъектом в отношении мира, рассматриваемого с единственно возможной для него точки зрения — по отношению к себе.
Эдипов комплекс(Oedipus complex). Согласно Фрейду, в течение фаллической стадии развития у мальчиков развивается сексуальное влечение к своей матери, а также связанный с ним страх того, что отец кастрирует его за такие желания; у девочек развивается сексуальное влечение к своему отцу, но без движущей силы, создаваемой тревогой возможной кастрации.
Эйджизм(ageism). Широко распространенная в западных обществах социальная установка, заключающаяся в неоправданно высокой оценке молодости, дискриминации старых людей.
Экзосистема(exosystem). Третий уровень модели экологических систем Брон-фенбреннера; воздействующие на индивида социальные условия и организации, с которыми он имел непосредственный опыт.
Эклектизм(eclectic). Принятие и использование «работающих» элементов различных теорий; готовность и способность заимствовать положения и методы из работ, относящихся к широкой сфере теоретических направлений.
Экспансивная женщина(expansive woman). В исследовании Аптера — женщина среднего возраста, совершающая главные изменения в своей жизни, расширяющие ее горизонты.
Экспериментальный метод(experimental design). Широкий термин, обозначающий выбор исследователем обстановки, испытуемых, способов измерения, а также многие другие аспекты, которые необходимо учитывать для проведения осмысленных и валидных экспериментов.
Экспрессивный жаргон(expressive jargon). Лепет, в котором младенец воспроизводит интонации и рисунок речи взрослого.
Эмбрион(embryo). Происходит от греческого слова, определяемого как «выпуклость», «опухоль».
Эмбриональный период(embryonic period). Второй период пренатального развития, который продолжается с конца 2-й недели до конца 2-го месяца беременности (считая с момента зачатия). Все главные структуры и органы индивидуума формируются в течение этого периода.
Эпизиотомия(episiotomy). Надрез, который делается для расширения вагинального отверстия во время родов.
Эрос(Eros). Совокупность инстинктов жизни.
Глоссарий 845
Эстроген(estrogen). Женский половой гормон.
Этический абсолютизм(moral absolutism). Любая теория истолкования природы
нравственности, пренебрегающая культуральными различиями моральных
представлений. Этноцентризм (ethnocentrism). Стремление считать собственные взгляды,
представления, обычаи и ценности истинными и оправданными, а ценности
остальных людей — второстепенными, отклоняющимися от нормы. Этноцентрический уклон(ethnocentric bias). Стремление считать собственные
взгляды, представления, обычаи и ценности истинными и оправданными, а
ценности остальных людей — второстепенными и отклоняющимися от нормы. Этология.Изучение паттернов поведения животных, особенно инстинктивного
поведения.
Ягодичное прилежание плода(breech presentation). Положение ребенка в матке, когда он «идет попкой» (голова появляется последней). В этом случае для предотвращения травмы младенца, приводящей к аноксии, обычно требуется помощь.
Я-концепция(self-concept). Восприятие индивидуумом его личностной идентичности.
Список литературы
Abate, G., Ferrari-Ramonido, V., & Di lorio, A. (1998). Risk factors for cognitive disorders in the elderly: A review. Archives of Gerontology &f Geriatrics, Supl. 6, 7-15.
Abbott, J. W. (1978). Hospice. Aging, 5 (3), 38-40.
Abel, E. L. (1995). An update on incidence of FAS: FAS is not an equal opportunity birth defect. Neurotoxicology and Teratology, 17, 437-443.
Abel, E. L. (1997). Maternal alcohol consumption and spontaneous abortion. Alcohol and Alcoholism, 32, 211-219.
Abler, R. M., & Sedlacek, W. E. (1989). Freshman sexual attitudes and behaviors over a 15-year-period.Jow7za/ of College Student Development, 30, 201-209.
Abramovitch, R., & Grusec, J. E. (1978). Peer imitation in a natural setting. Child Development, 49, 60-65.
Achenbach, Т. М. (1982). Developmental Psy-chopathology. New York: Wiley.
Achenbach, T. M., Howell, С. Т., Quay, H. C., & Conners, С. К. (1991). National survey of problems and competencies among four-to-sixteen-year olds. Monographs of the Society for Research in Child Development, 56, v-120.
Adams, В. В. (1979). Mate selection in the United States: A theoretical summarization. In W. Butt, R. Hill, I. Nye, & I. Reis (Eds.), Contemporary theories about the family (Vol. 1). New York: Free Press. ч
Adams, D. (1983). The psychosocial development of~pmfessional black women's lives and the consequences of career for their personal happiness. Unpublished doctoral dissertation. Wright Institute, Berkeley, CA.
Adams, G. R., & Marshall, S. K. (1996). A developmental social psychology of identity: Understanding the person-in-context. Journal of Adolescence, 19, 429-442.
Adams, R. G., & Blieszner, R. (1998). Baby boomer friendships. Generations, 22 (1), 70-75.
Adams, R. J., & Courage, M. L. (1995). Development of chromatic discrimination in early infancy. Behavioural Brain Research, 67, 99-101.
Adams, R. J., Courage, M. L., & Mercer, M. E. (1995). Systematic measurement of human neonatal color vision. Vision Research, 34, 1691-1701.
Adolph, К. Е. (1997). Learning in the development of infant locomotion. Monographs of the Society for Research in Child Development, 62 (3).
Africa news service. (July 14, 2000). 1,800 infants get HIV daily.
Ainswokth, M. D. (1967). Infancy in Uganda: Infant care and the growth of love. Baltimore: Johns Hopkins University Press.
Ainsworth, M. D., & Bell, S. M. (1970). Attachment, exploration, and separation: Illustrated by the behavior of one-year-olds in a strange situation. Child Development, 41, 49-67.
Ainsworth, M. D., Blehar, M., Waters, E., & Wall, S. (1978). Patterns of attachment. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Ainsworth, M. D. S. (1983). Patterns of infant-mother attachment as related to maternal care. In D. Magnusson & V. Allen (Eds.), Human development: An interactional perspective. New York: Academic Press.
Список литературы 847
Ainsworth, M. D. S., & Bowlby, J. (1991). An ethological approach to personality development. American Psychologist, 46, 333-341.
Ainsworth, M. D. S., Blehar, M. C, Waters, E., & Wall, S. (1979). Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Aizenberg, R., & Treas, J. (1985). The family in late life: Psychosocial and demographic considerations. In J. Birren & K. W. Schaie (Eds.), Handbook of the psychology of aging (2nd ed.). New York: Van Nostrand Rein-hold.
Ajdukovic, M., & Ajdukovic, D. (1998). Impact of displacement on the psychological well-being of refugee children. International Review of Psychiatry, 10, 186-195.
Alan guttmacher institute (1994). Sex and America's teenagers. New York.
Albert, S. M, & Brody, E. M. (1996). When elder care is viewed as child care: Significance of elder's cognitive impairment and caregiver burden. American Journal of Geriatric Psychiatry, 4, 121-130.
Aldous, J. (1978). Family careers: Developmental change in families. New York: Wiley.
Aldous, J. (1996). Family careers: Rethinking the developmental perspective. Thousand Oaks, CA: Sage.
Alessandri, S. M. (1992). Effects of maternal work status in single-parent families on children's perception of self and family and school achievement./омгаа/ of Experimental Child Psychology, 54, 417-433.
Allen, D.J., & Oleson, T. (1999). Shame and internalized homophobia in gay men. Journal of Homosexuality, 37, 33-43.
Allen, M., Donohue, P., & Dusman, A. (1993). The limits of viability — Neonatal outcome of infants born at 22 to 25 weeks' gestation. New England Journal of Medicine, 329,1597-1601.
Allen, P. A., Madden, D. J., Groth, K. E., & Crazier, L. С (1992). Impact of age, redundancy, and perceptual noise on visual search. Journals of Gerontology, 47, 69-74.
Allgaier, A. (1978). Alternative birth centers offer family-centered care. Hospitals, 52,97-112.
Almo, H. S. (1978). Without benefit of clergy: Cohabitation as a noninstitutionalized marriage role. In K. Knafl & H. Grace (Eds.), Families across the life cycle: Studies from nursing. Boston: Little, Brown.
Almqvist, Kjerstin, & Brandell-Forsberg, M. (1997). Refugee children in Sweden: Post-traumatic stress disorder in Iranian preschool children exposed to organized violence. Child Abuse and Neglect, 21, 351-366.
Alper, J. S. (1996). Genetic complexity in single gene diseases: No simple link between genotype and phenotype. British Medical Journal, 312, 196-197.
Alpert, J. L., & Richardson, M. (1980). Parenting. In L. W. Poon (Ed.), Aging in the 1980s. Washington, DC: American Psychological Association.
Alpert-gillis, L. J., & Connell, J. P. (1989). Gender and sex-role influences on children's self-esteem. Journal of Personality, 57, 97-113.
Alvarado, K. A., Templer, D. I., Bresler, C, & Thomas-dobson, S. (1995). The relationship of religious variables to death depression and death anxiety. Journal of Clinical Psychology, 51, 202-204.
Amato, P. R. (1993). Children's adjustment to divorce: Theories, hypotheses, and empirical support. Journal of Marriage and the Family, 55, 23-38.
American academy of pediatrics (AAP) (1992). Positioning and SIDS. Pediatrics, 89, 1120-1126.
American academy of pediatrics (AAP) (1996). Policy statement: Drug-exposed infants. Washington, DC.
American academy of pediatrics (AAP) (1999). The lure of technology. Pediatrics, 103, 1037.
848 Список литературы
American association of university women (1991). Shortchanging girls, shortchanging America: Executive Summary. Washington, DC: American Association of University Women Educational Foundation.
American psychiatric association (1994). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed.). Washington, DC.
Andersen, A. N., Wohlfahrt, P. C, Christens, J. O., Olsen, J., & Melbye, M. (2000). Maternal age and fetal loss: Population based register linkage study. British Medical Journal, 320, 1708-1712.