Речевая деятельность
88% нашей жизни мы проводим с речью — Японские подсчёты.
Всякая деятельность должна быть мотивирована и исполнена. Всякая деятельность возникает из потребности. Человек планирует свои шаги, для этого изыскиваются адекватные средства, приёмы. При достижении цели деятельность либо отмирает за ненадобностью, либо получает своё продолжение, как наращивание качества.
Схема любого вида деятельности: Мотив (план) — результат. Между ними есть целая система действий (операций).
Понятие дятельности из немецкой философии (Кант, Гегель). Гегель: цель — средство — результат. Понятие деятельности получило широкое обоснование. Психолингвистика - сосуществуют психология и лингвистика. Психология — общие закономерности (органы чувств и т.д.), лингвистика — изучение одного из видов деятельности, она изучает не деятельность, а продукцию. Считается, что психолингвистика началась в Америке в 1953 году с семинара Керола и Озгуда, хотя это был и второй семинар.
Понятие деятельности идёт из недр русской психологии (Азурский, Арсалимов, Выготский, А.Н. Леонтьев). В основе деятельности стоит индивид, человек, поэтому и обучение нужно вести с упором на индивида.
Выготский: Активное сознание в учащемся, способность учащегося самому планировать свою деятельность. «Мышление и речь».
А.Н. Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность». Предложил свою структуру деятельности: она распадается на действия и операции. Действие — это процесс, который подчинён представлению о грядущих результатах, действие очень близко к умению. Операция — это способ осуществления деятельности, это навык. Действие никогда не будет автоматизировано, оно имеет элемент творчества.
Первоначально преобладала методика, которая давала сведения о языке. Изучались классические языки (мёртвые), никто не ждал, что на них заговорят. Гумбольдт: цель преподавания языка — это сообщение знаний о его общей структуре. В конце 19 века цель изменилась: авторы прямых методов стали отбирать слова, грамматику для элементарного общения с иностранцами. «Владение — это не вопрос знаний, это вопрос практики».
Леонтьев и т.д.: клише, прямые методы недостаточни. Человек начинает мыслить на языке, и прямых методов становится недостаточно. Тогда в игру вступают сознательные, практические методы. Зимина была борцом за понятие речевой деятельности. Перемещение акцента с языка как системы, к речевой деятельности.
Человек говорящий на языке творит речь.
В первую очередь (деятельный, а не психолингвистический подход) нужно, чтобы обучающийся пользовался той стратегией, которую даёт учитель, но до определённого времени. Ученик достигает такого момента, когда он должен выразить свою собственную мысль. Всё, что выучено самим учеником — его актив, навязанное учителем — пассив. Отбор словаря — прерогатива учащегося.
Деятельность должна всегда иметь мини-цели. Идея речевой деятельности заключается в установке этих целей, известных учащимся.
В рамках деятельностного подхода каждый вид речевой деятельности, как объект обучения, нуждается в самом детальном препарировании: должны быть выделены конкретные цели обучения, предложена их строгая иерархия, в полном соответствии с целями намечены этапы овладения данным видом речевой деятельности, сформулированы критерии успешности, проработана система контрольных замеров уровня овладения студентами данным видом речевой деятельности. Пример полного соответствия требованиям: курс А.К. Марковой, называется «Теория высказывания».
Роль контроля
Имеет большое значение в речевой деятельности, но он должен быть направлен на развитие самоконтроля.
Рассмотрение речевой деятельности, как объекта обучения
Три условия:
1) презентация регламентированных программой языковых средств через обильный, адекватный целям обучения языковой материал, что позволяет учащимся осуществлять самостоятельный выбор
2) разработка промежуточных и итоговых целей обучения каждому виду речевой деятельности (и всех видов в их взамодействии), на основе которых учащиеся смогут разрабатывать индивидуальные стратегии обучения
3) создание системы контрольных замеров успешности овладения речевой деятельностью, способствующей формированию адекватной самооценки учащимся результатов своей деятельности
Само понятие речь в контексте речевой деятельности меняется. Речь - способ формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности. Главная цель — выразить мысль. Формирование — прерогатива преподавателя. Нужно принимать во внимание интерференцию родного языка при формулировании мысли (это делает сам учащийся).