Исследование психологии воли в контексте проблем мотивации
- Школа Курта Левина. Теория поля. Человек находится в напряжении сил, и эти силы складываются по законам векторов и в результате складывается тенденция к действию. Одновременно может возникнуть несколько напряженных систем, которые заставляют человека двигаться в разные стороны, а воля является той силой, которая позволяет выбрать из нескольких тенденций одну.
- Хекхаузен: мотивация обеспечивает выполнение действия, но действия человека всегда полимотивированны, и проблема заключается в выборе действия на основе разных мотивов. Выбор действия – момент перехода мотива к воли.
- Проблема инициирования действия.
- Проблема устойчивости действия и доведения его до конца.
- Преодоление препятствий, которые могут возникать в ходе выполнения действия.
Развитие воли.
Этапы волевого действия:
1. Когнитивные действия – необходимо развивать знания.
2. Эмоциональные – сначала волевое действие подкрепляется со стороны, затем самоподкрепление.
3. Поведенческие – вырабатывают наиболее эффективные стратегии.
Внимание
- Внимание – это познавательный процесс, так как процесс внимания участвует в поиске, селекции, обработке результатов.
- Внимание – регулятивный процесс, так как внимание направляет человека на объект организующее и дезорганизующее действие.
Ориентировочный рефлекс.
Механизм доминанты Ухтомского.
Механизм иррадиации нервных процессов.
Механизм РФ.
- Внимание – направленность и сосредоточенность психики на объект, который имеет значимость для личности.
- Внимание – это ощущение ясности, точности объекта или смутности, ощущение некоторых усилий, активности, погруженности в деятельность или потери контроля, расплывчатости, утомления; это и определяет действие: наклон головы, корпуса, специальные жесты, мимика; это и микро движения: изменения тонуса мышц, изменение зрачка.
Этапы в изучении внимания
Исследования внимания в русле интроспекционистской психологии сознания.
- Ланге в 1883г. выделил несколько типов внимания:
1. Внимание – это процессы двигательного приспособления, которые улучшает деятельность изучения внимания через действия.
2. Внимание – процесс вытеснения из сознания менее сильных идей более сильными.
Никакого внимания как отдельного процесса не существует. Есть просто интерес.
Гештальт-психологи:
Внимание – самонастраивающийся гештальт.
Внимание – совокупность ощущения, восприятия, памяти, мышления.
4. Внимание – изначально духовная способность.
5. Внимание – обеспечивается дополнительными возбуждениями, которое посылается из центра на периферию, чтобы улучшить отражение значимого стимула или ситуации.
6. Внимание – деятельность размышления. Результат поиска, анализа различий между объектами – механизм рассогласования.
Исследование внимания в русле когнитивной психологии.
- Теория ранней селекции: Бродбент.
- Теория поздней селекции: Дойч.
Вся информация обрабатывается на семантическом уровне, то есть полностью. После часть информации отсеивается. Из всей обработанной информации, часть имеет большое значение, которое привлекает внимание.
Факты: