Эволюция и психическое
В: "Этот земной процесс эволюции Природы, идущий от Материи к Разуму и далее, имеет двойной характер, включая в себя доступный внешнему наблюдению процесс физической эволюции, управляемый механизмом рождения и смерти — ибо каждая развивающаяся форма тела, содержащая свою эволюционирующую силу сознания поддерживается и непрерывно сохраняется с помощью наследственности; в то же время, идет невидимый процесс эволюции души, управляемый механизмом возрождения в более сложной форме и на более высоком уровне сознания. Первый процесс подразумевает космическую эволюцию; ибо индивидуальная форма недолговечна, в то время как раса — более жизнеспособное коллективное образование — представляется реальным шагом в последовательном проявлении космического Обитателя, вселенского Духа: перевоплощение — это непременное условие для продления жизни и эволюции индивидуальных существ на земле. Каждая ступень космического проявления, каждый тип формы, который может содержать пребывающий в ней Дух, благодаря перевоплощению обращается в средство, позволяющее индивидуальной душе, психической сущности все более и более проявлять скрытое сознание; каждая жизнь становится шагом в победе над Материей благодаря все большему продвижению сознания в ней, что в конечном итоге сделает саму Материю средством полной манифестации Духа".
Шри Ауробиндо
Жизнь Божественная
Это не совсем понятно. Милая Мать
А!.. Если вы посмотрите на земную историю, то увидите, что все формы жизни проявились одна за другой по общему плану, по общей программе, всегда с добавлением нового совершенства и большего сознания. Возьмем только формы животных — на их примере это легче понять, поскольку они ближе всего стоят к человеку. Каждое новое животное вносило новое усовершенствование в свою природу — разумеется, не во всех деталях — некоторое большее совершенство по сравнению с предшествующими формами. Венцом в этом восходящем шествии стала человеческая форма, которая на данный момент оказывается наиболее подходящей формой для проявляющегося сознания; то есть человеческая форма на вершине своих возможностей способна на большее сознание, чем все предшествующие животные формы.
Это один из путей эволюции Природы.
Шри Ауробиндо говорил нам на прошлой неделе, что Природа следовала восходящему движению, чтобы все более и более проявлять божественное сознание, заключенное во все формы. И всякий раз, создавая новую форму, Природа тем самым творит форму, способную на более полное выражение духа, наполняющего ее. Но если бы все происходило только так: форма приходит, развивается, достигает своей высшей точки, и за ней следует другая форма, то индивид бы не развивался. Собака или обезьяна, например, принадлежит к конкретному биологическому виду, имеющему свои характерные особенности; когда обезьяна или человек достигает вершины своего совершенства, то есть, когда человек становится наилучшим представителем рода человеческого, он тем самым себя исчерпывает; индивидуальность не может далее развиваться. Он принадлежит к человеческому виду и будет продолжать к нему относиться. Так что, с точки зрения земной истории, здесь есть прогресс, ибо каждый биологический вид обладает большими возможностями по сравнению с предшествующим видом. Однако с точки зрения индивида здесь нет прогресса: он рождается, развивается, умирает и исчезает. Поэтому для обеспечения развития индивида было найдено иное средство: прежнее средство было неадекватным. Но внутри каждой индивидуальной формы есть организованное сознание, которое ближе к внутреннему божественному Присутствию и непосредственно с ним связано, и у формы этого сознания, находящейся под влиянием этого присутствия — своего рода сконцентрированной внутри энергии, — есть жизнь, не зависящая от физической формы — это то, что мы обычно называем "душой" или "психическим существом" — и поскольку она организована вокруг божественного центра, то принадлежит к божественной природе — вечной и бессмертной. Внешнее тело исчезает, а это психическое существо остается, что бы ни происходило, какой бы внутренний опыт оно ни обретало в течение каждой из своих жизней; из жизни в жизнь происходит развитие, и это прогресс одного и того же индивида. Это движение дополняет первое, в том смысле, что вместо вида, превосходящего в своем развития предшественника, теперь уже сам индивид проходит через все ступени развития этого вида и может пойти дальше в своем развитии, даже когда сам вид достигает предела своих возможностей и... остается здесь или исчезает — в зависимости от обстоятельств — и вид не может двинуться никуда дальше, тогда как индивид, имеющий жизнь, не зависящую от чисто материальной формы, может переходить от одной формы к другой и продолжать этот процесс бесконечно. Таково двойное движение, которое дополняет само себя. Вот почему каждый индивид обладает возможностью достичь заключительной реализации, вне зависимости от той формы, к которой он в данный момент относится.
Мать
На предыдущих стадиях эволюции, внимание и усилие Природы было сконцентрировано в основном на преобразовании физической организации, ибо только так могло произойти изменение сознания; это было необходимостью, связанной с тем, что заключенное в форме сознание не обладало силой, достаточной для непосредственного изменения тела. Но на человеческой стадии обращение возможно к даже неизбежно; так как теперь уже эволюция может и должна идти не путем создания нового телесного организма, а через сознание и путем его трансмутации. Во внутренней реальности вещей изменение сознания всегда оставалось главным фактом, эволюция всегда имела духовное значение, а физическое изменение было только средством; но такое отношение было сокрыто первым неестественным соотношением этих двух факторов: тело внешнего Несознания перевешивало и затмевало значимость духовного элемента, сознательного существа. Когда равновесие восстанавливается, то для изменения сознания более не требуется предварительного изменения телесной структуры; само сознание, изменяясь, будет влечь за собой необходимую мутацию тела. Следует заметить, что человеческий разум уже продемонстрировал способность помогать Природе в эволюции новых видов растений и животных; он создал новую среду обитания, достиг при помощи знания и обучения существенных изменений в своей ментальности. И вполне возможно, что человек сможет оказать сознательную помощь Природе и в своей собственной духовной и физической эволюции и трансформации. У него уже появилась настоятельная потребность это исполнить, и эта потребность частично воспринята, хотя она еще не совсем понята и принята только поверхностной ментальностью; но когда-нибудь человек сможет это понять, обратится внутрь себя и обнаружит необходимые для этого средства — тайную энергию, целенаправленное действие Сознания-Силы, внутри которого заключена скрытая реальность того, что мы называем Природой.
Ко всем этим выводам можно прийти даже только из наблюдения за внешними явлениями развития Природы, за поверхностной эволюцией существа и эволюцией сознания в теле. Но существует и другой, невидимый фактор; это перевоплощение, процесс развития души, восходящей по ступеням эволюционного существования, на каждой из которых душа использует все более и более совершенные телесные и ментальные инструменты. В этом процессе психическая сущность все еще завуалирована, даже в человеке — сознательном ментальном существе — скрыта инструментами: разумом, жизнью и телом; она не в силах целиком проявиться, остается за сценой и поэтому не может полностью овладеть своей природой, вынуждена подчиняться ограничениям, накладываемым инструментами, господству Пракрити над Пурушей. Но у человека психическая часть его индивидуальности способна развиваться значительно быстрее, чем у существ низшего порядка, и может наступить момент, когда душа-сущность приблизится к точке, где она открыто выйдет из-за покрова и станет господином природных инструментов. Это будет означать, что в нас готов проявиться тайно пребывающий дух, Даймон, наше внутреннее Божество; и когда он проявится, то понятно, что он будет настаивать на более божественном более духовном существовании, как это уже в действительности происходит в разуме, когда тот подвергается внутреннему психическому влиянию. В земной жизни, где разум является инструментом Неведения, этого можно достичь, только изменив сознание, только совершив переход от Неведения к Знанию, от ментального сознания к супраментальному, к супраментальным инструментам Природы.
Шри Ауробиндо
Рассматривая эволюционный процесс, правильнее говорить не столько о психическом существе, сколько об его присутствии. Ибо имение психическое присутствие постепенно становится психическим существом. В каждой эволюционной форме есть это присутствие, но оно не везде индивидуализировано. Это нечто, способное расти и следовать движению эволюции. Это не нисходящее движение инволюции, осуществляемое свыше. Психическое существо постепенно формируется вокруг искры Божественного Сознания — центра растущего существа. Именно эта искра вечна, и она собирает вокруг себя самые разнообразные элементы для формирования индивидуальности; истинное психическое существо появляется только тогда, когда психическая личность уже вполне созрела, полностью сформировалась вокруг вечной божественной искры. Психическое достигает своей кульминации, своего полного исполнения только тогда, когда объединяется с существом или персональностью свыше.
Ниже человеческого уровня обычно едва ли возможно индивидуальное психическое — есть только это присутствие, в той или иной мере...
Конечно, нельзя утверждать, что каждый человек имеет психическое существо, как и нельзя отказать в этом любому животному. У многих животных, живущих рядом с человеком, появляются проблески психического, тогда как часто среди людей попадаются такие, кого нельзя назвать иначе, как "грубым животным существом"... Но в целом психическое в истинном смысле начинается на человеческой стадии: именно поэтому католическая религия провозглашает, что душа есть только у человека. Только в человеке психическое существо способно развиться настолько, что в конце концов может объединиться с нисходящим свыше существом, божеством сверху.
Мать