Кем составлено. От кого поступил запрос, какой (локус-жалоба). Медицинский, психологический анамнез. Гипотезы. Методы и методики. Анализ диагностических данных.
Концепция психологической службы образовательного учреждения
Вопросы для обсуждения, задания:
1. Общественно-политические факторы и научные предпосылки создания концепции психологической службы в нашей стране. Сохранение и укрепление психического и психологического здоровья детей и школьников как основная цель психологической службы образования.
2. Задачи и главные направления деятельности психологической службы образования.
3. Основные принципы организации деятельности психологической службы образования.
4. Модели организации деятельности психологической службы образовательного учреждения:
-профилактика школьной дезадаптации как одно из направлений работы психологической службы;
-осуществление общего контроля за ходом психического развития детей;
-сопровождение как модель организации службы практической психологии в образовании;
-модель построения психологически безопасной образовательной среды школы;
- модели деятельности педагога-психолога по М.Р. Битяновой, другие авторские модели деятельности педагога-психолога.
Рекомендуемая литература.
1. Практическая психология образования : учебное пособие для вузов : допущено М-вом образования РФ / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 592 с.
2. Теория и практика психологической службы в образовании : учебное пособие для вузов / авт.-сост. О. А. Белобрыкина ; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. - Омск : ОмГПУ : Наука, 2008. - 572 с.
3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - Москва : Генезис, 2000. - 298 с.
4. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года
Тема практического занятия №2:
Психодиагностика как базовый вид деятельности педагога-психолога
Вопросы для обсуждения, задания:
- Содержание и задачи психодиагностики. Профессионально-этические принципы в работе психодиагноста.
- Требования к использованию диагностических методик.
- Задания практической направленности. Составление заключения по результатам психодиагностического обследования.
3.1.Составьте план диагностической работы, исходя из конкретного запроса.
3.2.Составьте психодиагностограмму для построения и проверки диагностической гипотезы.
3.3.Подберите адекватные методики для диагностического обследования учащегося в соответствии с психологической проблемой и предложите возможные рекомендации с ориентировкой на гипотезы.
Структура заключения
Кем составлено. От кого поступил запрос, какой (локус-жалоба). Медицинский, психологический анамнез. Гипотезы. Методы и методики. Анализ диагностических данных.
Подтверждение гипотез(ы).
Рекомендации.
Заключения составляются каждым студентом
Запрос 1.
Инициатор обращения-классный руководитель. Мальчик, Е.К. (д.р.15.09.2009), обучается во 2 «В» классе. Семья у ребенка полная, но отец не родной. Отец работает водителем, мать – домохозяйка. О наличии других детей в семье, классный руководитель не осведомлен. У ребенка нет никаких увлечений, однако по настоянию классного руководителя стал ходить в кружок волейбола. Друзья у мальчика непостоянные, он может побыть в одной компании в классе, потом «прибиться» к другой. На уроках ребенок постоянно отвлекается, дергает других учеников, кусается, чиркает у соседа в тетради, а когда классный руководитель делает замечания, он объясняет свое поведение тем, что сосед первый начал. Ребенок всегда не готов к уроку, не выполняет домашнее задание, только приносит тетради и учебники, особенно «тяжело» даются основные предметы – математика и русский язык.
Жалоба: ученик не усваивает программу обучения во 2 классе.
Запрос 2.
Инициатор обращения-классный руководитель. Мальчик, Г.Д. (д.р.23.12.2008), обучается в 3 «В» классе. Воспитывается в полной семье, единственный ребёнок, большое количество времени уделяется ребёнку также бабушкой и дедушкой. Г. Д. мешает проведению уроков - шумно себя ведет, не усидчивый (кривляется, чешется, теребит одежду, бросает реплики намеренно не по теме), играет с ручками, не слушается (чаще это проявляется на уроках других педагогов), не внимателен, не усидчив. Направляющую помощь при индивидуальной работе чаще берёт, может выполнять задания под контролем, но в целом в познавательном плане слабый. Г.Д. чувствителен к ситуациям публичных проверок знаний, не любит «глупо» выглядеть, начинает проявлять в таком случае вербальную агрессию, может прибегнуть и к физической агрессии к более слабым. Любит игровые виды деятельности.
Жалоба: ребенок импульсивен, не внимателен, не слушается на уроке.
Психологическое заключение
ФИО:
Школа:
Класс:
Возраст: лет, мес.
Пол
Анамнез:
Запрос:
Локус-жалоба:
Цель диагностики:
На основе локус-жалобы выдвинуты следующиегипотезы:
Исходя из запроса, с учетом возраста ребенка были использованы следующие методы: наблюдение, беседа ипсиходиагностические методикитакиекак:
Название методики, цель…
Во время обследования испытуемый вел себя спокойно, был настроен на работу, но в конце диагностики он уставал и отвлекался….
По результатам психодиагностического обследования можно сделать следующие выводы:
Таким образом, причинами нарушения поведения на уроке являются: …..
На основании всего вышесказанного можно выделить проблемные и ресурсные зоны испытуемого.
Ресурсные зоны: ….
Проблемные зоны:….