Глава 2. Технология проведения

Кадыров Р.В., Береговская Л.В., Боленкова Е.Ф.

Социально-психологический тренинг как средство формирования у студентов медицинских вузов

Конструктивного взаимодействия и способов разрешения межличностных конфликтов

Владивосток

Введение

Формирование молодого врача XXI века, разносторонне образованного, нестандартно мыслящего, обладающего широким кругозором профессионала, граждански активного, духовно, нравственно и профессионально подготовленного к работе по избранной специальности является важнейшей задачей, которая сегодня стоит перед высшими медицинскими учреждениями образования университетского типа.

Одним из важных моментов в организации воспитательного процесса, остается работа со студентами-первокурсниками, которая включает социально-психологическую адаптацию и подготовку студентов к конструктивному взаимодействию − будущих специалистов здравоохранения.

Процесс адаптации студентов-первокурсников очень значимый, сложный и долгий. Студентам нужно привыкнуть, адаптироваться как к новой группе, где им зачастую придется находиться в течение 5-6 лет, так и к новым правилам и нормам университета. Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся.

Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием, будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость зависит от того, как сложатся отношения внутри учебных коллективов, между студентами и преподавательским составом.

В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, «недружественным» условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности уже мало помогают. Встает сложная задача: специально организовать учебную деятельность для студентов так, чтобы внутри этой деятельности создать атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения между студентами. В связи с этой задачей интерес к применению активных групповых методов воздействия, в том числе и психологического тренинга, все время возрастает.

Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может стать той «палочкой-выручалочкой», которая поможет решить многие из актуальных проблем как повседневной жизни студентов, так и в процессе их обучения.

С помощью тренинга можно оказать планируемое воздействие как на психику студента, так и на процесс развития группы в целом, здесь имеют место обучающий, коррекционный и психотерапевтический эффекты. Это расширяет области применения групповой работы, повышает ее ценность и увеличивает возможности. Социально-психологический тренинг в настоящее время является такой разновидностью психологической работы, которая показала свою эффективность и широко используется в практической работе психологами, социальными работниками, а также в процессе обучения и подготовки различных специалистов.

Именно такое планируемое воздействие и составляет суть активных психологических методов, лежащих в основе разработанного нами социально-психологического тренинга по адаптации и подготовки студентов медицинских вузов к конструктивному разрешению межличностных конфликтов.

Таким образом, социально-психологическая адаптация и подготовка студентов первых курсов к конструктивному взаимодействию, позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. Решение этой проблемы позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, сохранить знания, полученные в средней школе, и выработанную привычку к дисциплине и труду; усилить интеллектуальный потенциал нашей страны.

Глава 1. Социально-психологический тренинг – одна из наиболее эффективных форм адаптации и подготовки студентов медицинских вузов к конструктивному разрешению межличностных конфликтов

Развитие информационных и компьютерных технологий в человеческом обществе достигло высокого уровня. Особенно ярко это проявляется в развитых странах мира, где человеческое существование без компьютеров уже просто немыслимо. Довольно быстрое развитие компьютерных технологий и их внедрение в человеческое общество, облегчая жизнь человека, порождает адаптационные и коммуникативные проблемы, обусловленные ускорением ритма жизни, увеличением информационного потока и дистанцированности будущих студентов в общении.

Поэтому становится актуальной проблема социально-психологической адаптации и подготовки студентов к конструктивному взаимодействию − будущих специалистов здравоохранения.

Проведенное предварительное к тренингу исследование выявило, что социально-психологическая адаптация первокурсников обусловлена новыми условиями и требованиями окружающей среды. Первокурсники вынуждены приспосабливаться к условиям обучения в высшем учебном заведении, к новому окружению (однокурсникам и преподавателям), сопоставлять свои представления о студенческой жизни с реальностью.

Социально-психологическая адаптация студентов − будущих врачей в первые годы обучения в высшем учебном заведении усложняется такими показателями социально-психологической адаптации высокого уровня, как спонтанная агрессивность, застенчивость, эмоциональная лабильность. Кроме того, они оказались более интровертированными и тревожными, и не достаточно общительными. При этом более 35% исследованных студентов склонны к применению «соперничества» в качестве основного способа разрешения межличностных конфликтов. При этом зачастую соперничество проявляется не только в психологическом плане, но и иногда в физическом воздействии оппонентов друг на друга, что влечет за собой серьезные последствия.

Адаптация и формирование у студентов первых курсов способов конструктивного конфликтного взаимодействия и коррекции их состояния в современных условиях вуза зачастую осуществляется в следующих формах: индивидуальные и групповые беседы кураторов групп и преподавателей; психологическое консультирование в психологической службе вуза; тематические вечера и общие собрания студентов. К сожалению это основной перечень социально-психологической работы со студентами.

Таким образом, одной из самых необходимых, мало используемых и эффективных форм адаптации и подготовки студентов медицинских вузов к конструктивному разрешению межличностных конфликтов является социально-психологический тренинг. Под социально-психологическим тренингом (СПТ) вообще понимается область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической и психокоррекционной работы в целях развития адаптивности, компетентности в общении и его коррекции.

Социально-психологический тренинг, по Ю.Н. Емельянову, − это активное социально-психологическое обучение, которое характеризуется обязательным взаимодействием обучаемых между собой. Л.А. Петровская, определяет тренинг как средство психологического воздействия. Социально-психологический тренинг − средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения.

По мнению Е.В. Сидоренко в тренинге развиваются такие формы поведения, которые включают и восприятие партнера (перцепцию), и передачу ему определенных сигналов (коммуникацию), и воздействие на него (интеракцию). Они содержат в себе все три стороны общения: перцептивную, коммуникативную и интерактивную.

Приоритет социально-психологического тренинга по отношению к другим формам адаптации и подготовки студентов к конструктивному разрешению межличностных конфликтов обусловлен, прежде всего, их возрастными особенностями. В силу этих особенностей студенты сталкиваются со многими трудностями в процессе межличностного общения, в том числе и в ситуациях конфликтного взаимодействия друг с другом. По мнению А.В. Мудрика, трудности коммуникативного характера проявляются в юношеском возрасте особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности, поэтому «общению надо учить». Возможность обучения общению он связывает с общей сензетивностью указанного возраста к обучению, а необходимость обосновывает тем, что если до определенного возраста (ориентировочно до конца юности) человек не приобрел опыт общения, то потом это очень трудно исправить.

Подростковый и юношеский возраст являются наиболее подходящими периодами в жизни человека для активной психологической подготовки к общению и обучению в вузе, в том числе и к конструктивному разрешению конфликтов. Наиболее эффективно эта задача может быть решена с помощью СПТ, который обеспечивает высокую познавательную активность в овладении необходимыми практическими знаниями и коммуникативными умениями. Данной точки зрения придерживается и И.В. Дубровина, отмечающая, что «в работе с подростками и юношеством наиболее эффективной является групповая форма проведения развивающих и коррекционных программ» [18, С. 5].

Кроме того преимущество тренинга состоит в том, что с его помощью можно оказать планируемое воздействие как на психику студента, так и на процесс развития группы в целом. Именно такое планируемое воздействие и составляет суть активных психологических методов, лежащих в основе СПТ по адаптации и подготовки студентов медицинских вузов к конструктивному разрешению межличностных конфликтов.

Проблема командообразования, сплочения студенческих групп, актуальная в настоящее время, может быть эффективно решена с помощью СПТ. По мнению А.И. Донцова «как бы не различались конкретные подходы к решению проблем развития коллектива в отечественной психологии, они едины в главном – источником коллективообразования, согласно большинству авторов, является социально-обусловленная совместная предметная деятельность» [9, С. 160]. В таком случае социально-психологический тренинг выступает наиболее приемлемой формой совместной предметной деятельности студентов, сочетающей в себе как общение (ведущий тип деятельности), так и учебную деятельность, которая также играет в данный период значительную роль.

В вузах, как и в других учебных заведениях, пока мало уделяется внимания специальной организации деятельности общения. Поэтому для профессорско-преподавательского состава учебного заведения встает сложная задача: специально организовать учебную деятельность для студентов так, чтобы внутри этой деятельности создать атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения между студентами.

Одно из возможных решений этой задачи – разработка новых или использование имеющихся в психологической литературе развивающих и коррекционных программ социально-психологического тренинга. Ведь именно в обстановке совместной групповой работы, взаимопонимания и взаимодействия студентов облегчается процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих как внутри группы, так и вне ее. Студенты пробуют и осваивают новые навыки поведения, у них появляется возможность экспериментировать с различными стилями межличностных отношений и проверить степень эффективности каждого из них.

Таким образом, главными преимуществами социально-психологического тренинга выступают:

1. Развитие у студентов эмоциональной сферы, способности чувствовать переживания и эмоциональные состояния других людей;

2. Формирование опыта решения ситуаций, в которых необходимо проявление эмпатии, развитие сочувствия;

3. Развитие умения устанавливать эмоциональный контакт;

4. Способность к конструктивным действиям и развитие творческого потенциала, самостоятельности, непринужденности в отношениях и т. п.

Практика социально-психологического тренинга (СПТ) начала складываться в США после второй мировой войны. Исторически, как считает Т. Милз [13], она выросла из концепции «групповой терапии», разработанной Т. Бурроу в 20-е годы. Помимо идей Т. Бурроу большое влияние на практику тренинга оказали концепция психодраммы Д. Морено и работы К. Левина по групповой динамике.

Многообразие теоретических предпосылок породило огромное количество различных программ и форм группового тренинга. В их число в первую очередь входят: «Т-группы», «группы встреч», группы «тренинга умений», группы «тренинга сензитивности» и др. Единого подхода к классификации подобных групп как за рубежной, так и в отечественной психологии до сих пор не существует.

Разработанную авторами программу пособия социально-психологического тренинга со студентами в большей степени можно отнести к одной из разновидностей «Т-групп». Первые такие группы были основаны в 1946 году К. Левином и его коллегами, обратившими внимание на то, что участники групп получают пользу от анализа собственных групповых переживаний.

Л.А. Петровская, рассматривая цели, которые призваны достигать «Т-гуппы», отмечает среди них: возрастание самопознания участников, связываемое с получением сведений относительно того, как другие воспринимают поведение каждого члена группы СПТ; увеличение чувствительности к характеру взаимоотношений в группе, поведению других, связанное, прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других; развитее способности вести себя с окружающими в манере сотрудничества, а не авторитарности и иерархии; развитие диагностических умений в сфере межличностных отношений, умений успешно вмешиваться во внутригрупповые и межгрупповые ситуации, разрешать конфликты и др. [16].

Вместе с тем необходимо отметить, что предлагаемая программа СПТ со студентами представляет собой в содержательном и целевом аспектах более сложную форму тренинга по сравнению с классическим вариантом «Т-групп». Она предполагает не только развитие у студентов компетентности в общении (в единстве его трех сторон: перцептивной, коммуникативной, интерактивной), но и личностный рост участников СПТ (что характерно для «групп встреч»), повышение их взаимочувствительности («тренинг сензитивности»), а также выработку оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях («тренинг умений»).

Исходя из основной цели представленного тренинга со студентами медицинского вуза по формированию навыков общения, развития способностей устанавливать контакт с окружающими, снятию внутренних барьеров, мешающих эффективному взаимодействию, осознанию своих личностных качеств и сплочению студенческой группы, использовались как признанные и широко применяемые методы и приемы СПТ, так и такие из них, которые только получают свое развитие в рамках социально-психологического тренинга, но обеспечивают, на наш взгляд, высокую степень воздействия на психику студента. Это связанно, прежде всего, с тем, что занятия по программе СПТ со студентами имеет свои особенности, обусловленные характеристиками их возрастного развития и спецификой обучения в ВУЗе:

1. Студенты в силу своего возраста более восприимчивы к психологическим воздействиям, в особенности к его активным формам, чем люди зрелого возраста. Элементы структуры их психики, и в частности социальные установки и ценностные ориентации, крайне динамичны и неустойчивы, что позволяет эффективно производить их коррекцию с помощью СПТ.

2. Студенты проявляют повышенный интерес к игровым методам тренинга, в которых не просматривается открытое психологическое воздействие на них руководителя СПТ и членов группы, что так характерно для их повседневной учебы и жизни в ВУЗе.

3. Группы тренинга со студентами характеризуются разнополым составом участников, что значительно увеличивает число участников – юношей, занимающих демонстративную позицию, в виду присутствия девушек а, следовательно, и наличием мотивации такого поведения.

4. Большие по численности студенческие группы (в среднем 16 человек) затрудняют ведущему как восприятие и анализ происходящих в ней событий, так и управление групповыми процессами. Все это требует от ведущего высокого мастерства, импровизации, умелого сочетания директивного и демократического стилей ведения группы тренинга.

5. В тренинги участвуют студенты только что набранного 1-го курса, являющиеся членами постоянного коллектива (группы), которые будут поддерживать взаимоотношения, друг с другом будут последующие 5-6 лет. Это факт может затруднять внешнее проявление эмоций вследствие боязни студентов не сформировать желаемый ролевой статус во вновь сформированной учебной группе.

Названные особенности следует учитывать ведущим группы тренинга в ходе его проведения со студентами.

Приступая к описанию основных методов предлагаемой программы СПТ, отметим, что, по мнению некоторых авторов, СПТ не исключает возможности использования традиционной лекции, семинаров, бесед, но акцент в тренинге делается на так называемых активных методах [16].

Как отмечает Л.А. Петровская, при всем многообразии существующих классификаций активных методов, их можно свести к двум большим блокам: групповые дискуссии и игровые методы [16, С. 103]. Мы также придерживаемся данной точки зрения и считаем базовыми методами СПТ групповую дискуссию и игру. Эти методы хорошо освещены в психологической литературе, в частности в работах Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельяновой и др. Поэтому целесообразно лишь кратко остановится на них.

Групповая дискуссия, как метод СПТ, представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы в целях выработки общего мнения по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок и информации по осуждаемой проблеме. Ее психологическая ценность состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству ведущего каждый студент – участник тренинга получает возможность увидеть, что к решению одной и той же проблемы можно подойти по-разному, что велики различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же жизненных, в том числе конфликтных, ситуаций.

Групповая дискуссия выполняет в ходе тренинга ряд важных функций, являясь универсальным психологическим инструментом для формирования адекватного образа проблемы, его коррекции и в конечном счете для изменения социальных установок, ценностных ориентаций и стереотипов студентов.

Среди игровых методов СПТ наибольшее распространение получили метод деловой игры и метод ролевой игры. По нашим наблюдениям, они наиболее эффективны в тренинговой группе студентов. В деловой игре больше внимания уделяется отработке взаимодействия участников игры в ситуациях, моделирующих определенный фрагмент учебно-коммуникативной деятельности студентов.

В ролевой же игре предметом пристального изучения являются, прежде всего, закономерности межличностного общения, понимаемого в единстве трех его сторон (коммуникативной, перцептивной и интерактивной), а также стратегии поведения студентов в конфликтных ситуациях и психологические механизмы, влияющие на выбор участниками СПТ конкретного способа разрешения конфликта. В силу своего предназначения и заключенных в ней возможностей ролевая игра занимает в разработанной программе СПТ одно из центральных мест среди применяемых методов.

Относительно методов целесообразно упомянуть о трансактном анализе Э. Берна, направленном на осознование участниками тренинга межличностных ролей, обусловленных преимущественно эмоциональными потребностями. Трансактный метод, включенный в программу нашего СПТ, служит хорошим инструментом обнаружения и психологической коррекции непродуктивного игрового поведения студентов, приводящего к острым конфликтам между ними. В этом случае трансактный анализ оказывается своеобразной «контригрой», направленной на конструктивное межличностное взаимодействие.

Наряду с перечисленными методами СПТ, ставшими уже классическими, в программу тренинга были включены и такие методы, как: рефлексия прошедшего занятии и деятельности участников группы в ходе него; саморегуляция психических состояний; эриксоновский гипноз. Включение каждого из этих элементов в структуру занятий по разработанной программе СПТ со студентами не случайно и обусловлено конкретными обстоятельствами.

Одной из причин межличностных конфликтов среди студентов является неадекватная самооценка студента, его неверные представления о своей роли в коллективе, неумение производить коррекцию восприятия себя и других. Это свидетельствует об отсутствии у студентов навыков рефлексии. Именно поэтому рефлексия в начале каждого занятия и по его завершении включена как обязательный структурный элемент предлагаемой программы СПТ. Такая процедура помогает студенту – участнику СПТ лучше осознавать себя и окружающих его людей, посмотреть на собственное поведение их глазами, проанализировать с высокой степенью достоверности свое положение и ролевой статус в этом коллективе.

Включение в структуру занятий СПТ упражнений по саморегуляции психических состояний и эриксоновскому гипнозу обусловлено тем фактом, что большинство студентов, не умеют в конфликтных ситуациях контролировать собственное эмоциональное состояние, что приводит к обострению конфликта и выбору оппонентами деструктивных способов его разрешения. Под психической саморегуляцией понимается «один из уровней регуляции активности живых систем, выражающих специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования деятельности» [17, С. 352]. Можно выделить с достаточной долей условности, ряд направлений саморегуляции психических состояний:

- мышечная саморелаксация, т.е. достижение состояния глубокого мышечного расслабления (покоя).

- психическая самокоррекция, т.е. избавление от негативного воздействия ранее не реализованных потребностей, желаний различного рода психических травм;

- психологический самотренинг, т.е. воссоздание представлений и воображений, позитивно влияющих на психическое состояние человека.

Упражнение мышечной релаксации можно проводить (на усмотрение руководителя СПТ), в начале и в конце каждого занятия тренинга и строить на чередовании напряжения и расслабления различных групп мышц. Это позволит концентрировать внимание студентов на мышечных ощущениях, достижении состояния покоя и расслабленности, снятии возможных негативных переживаний.

Два других направления саморегуляции достаточно продуктивно реализуются в так называемом измененном состоянии сознания через использование эриксоновского гипноза и самогипноза, основы которого включены в данную программу СПТ.

Кроме того, групповой эриксновский гипноз может применятся в целях воздействия ведущего группы тренинга на бессознательное его участников и коррекции их социальных установок и ценностных ориентаций в сторону конструктивного разрешения межличностных конфликтов. Таковы основные методы, использованные в разработанной программе СПТ.

В методическом плане тренинг в рамках данной программы построен на синтезе теоретического и эмпирического, основанного на опыте, обучения. Наиболее оптимальным, можно считать такое соотношение между этими частями СПТ, при котором 25% общего времени тренинга отводится на теоретическую часть, а 75% - на практическую. Содержание этапов проведения тренинга, каждого занятия и упражнения содержатся в главе 3 данного пособия.

Глава 2. Технология проведения

Наши рекомендации