Третий уровень - индивидуально-ментальный. Фаза 41 (11° Тельца). Женщина, поливающая цветы в своем саду
Фаза 41 (11° Тельца). Женщина, поливающая цветы в своем саду. Ключ: развитие сил и способностей ума, на которых основано эго-сознане.
Психо-ментальня природа человеческого существа формируется из свершений и преодолений биологических функций и влечений, как почка наливается по мере прихождения сока и распусается в цветок. "Каковы корни, таковы и цветы", - гласит старая пословица. Сознние соединяется с этим чудесным процессом расцвета; оно щедро уделяет ему свое внимане и любовь - увы, обычно собственническую ("Это мой сад!"). Так развивается эго. Оно может развиться негативным, эбидчи-вым и негодующим - если запоздавши морозы повредят почки.
Ключевое слово первой фразы девятой пятеричной последовательности - в целом относящейся к развитию эго и связанным с ним ситуациями, - кудьтивиЕОвание,
Фаза 42 (12°Тельца). - Юная пара, глазеющая на витрину. Ключ: любование юным эго продуктами своей культуры. Женщина, поливающая цветы в своем саду, была символом направленного внутрь внимания ума, обнаружившего собственное цветение. Теперь мы видим сцену, символизирующую внешние желания эго, поляризовавшегося в мужчину и женщину. "Мужской" аспект - та часть эго, которая жаждет прямого участия в жизни общества, в мире других эго. Полное участие требует особого рода субстантивации (ключевое слово Сцены): необходима одежда, разного рода товары, орудия, украшения. Сознание исследует возможности, которые определяются органической природой (личные способности и возможности) и стремлением преуспеть в обществе.
На второй стади этой пятеричной последовательности сознане узнает, что может предложить общество, его внимание направлено вовне. Начинается взаимодействие между индивидуумом и его культурой; сознание формуется тем, что оно видит и перспективы роста социального престижа. Эта фаза социализации желаний.
Фаза 43 (13°Тельца). Носильщик, несущий тяжелый багаж. Ключ: само-мобилизация для социального продвижения.
"Человек", о котором шла речь в предыдущем символе, теперь интегрирован в социальный паттерн. Он должен нести груз - может быть груз долгов, следующих за удовольствием "шопинга", или иных социальных цепей. Это сильный человек, человек амбиции, который должен заботиться об обращенном внутрь "женском" аспекте своего сознания, стремящемся вырастить прекрасный "сад" индивидуальной самости.
Третья фаза девятой пятеричной последовательности дает исход двух взаимоотношения эго-человека. Общества обретают аспект вынужденности обретать.
Фаза 44 (14°Тельца). Дети играют на берегу, в то время как моллюск ползет по кромке воды.
Ключ: возвращение к простым радостям для обновления жизненности.
Эта несколько двусмысленная картина показывает, как могут в индивидуализированном уме сочетаться действия разной природы. Сознание социализированного человека действует на двух уровнях, в тесном параллелизме с тем, что происходит в бссознательных частях ума (т.е. в море). Естественные импульсы наполовину сознательны, наполовину бессознательны; они существуют на границе - на сыром песке, отчасти покрываемом мелкими волнами. Дети играют несколько дальше, учась играм, включающим воображение, но социокультурным. Нагруженный багажом тяжело работающий носильщик должен иногда позволять себе, как ребенку, быть ближе к бессознательным, но естественным импульсам. По крайней мере, он должен это делать время от времени, пока не почувствует новые силы в себе.
Четвертый символ пятеричной последовательности показывает, что не нужно стремиться сразу достичь большего, чем это по силам сознанию и управляемой эго амбиции. Он указывает на ценность, на этой стадии, близкого контакта с природными энергиями и простыми удовольствиями об установке живи и давай жить другим.
Фаза 45 (15°Тельца). Человек с головой, покрытой щегольской шелковой шляпой, с полями, завернутыми от холода, храбро встречает бурю.
Ключ: мужество, необходимое, чтобы встретить кризис, который повергает социальная амбиция.
Человек в шелковой шляпе видел социальный успех; но ему известно и то, что ничто не оказывается такой неудачей, как успех. Буря может возникнуть внутри него, или может налететь на его социальный статус. Он готов встретить ее мужественно, готов принять кризис, пойти через него. Это сильный характер, та почва, на которой может развиться более высокий тип сознания.
Последний символ пятеричной последовательности подразумевает переход на новый уровень, на котором индивидуум, извлекший уроки из своего опыта, демонстрирует истинно зрелый ум и характер, проявляющийся в неблагоприятных обстоятельствах.
Сцена 4:Утверждение (16°-30°Тельца)
Первый уровень - действие
Фаза 46 (16°Тельца). Старому учителю не удается заинтресовать учеников традиционным знанием.
Ключ: непригодность старого знания во время кризиса.
В Первом Акте цилического поцесса подчеркиваются моменты нового, развивающегося. Во времена кризиса (ср. предыдущий символ) мудрость, полученная в прошлом, остается на заднем плане; она будет восстановлена позже в новых формах, - сейчас подчеркивается изменение. Традиционные представления непригодны для утверждения новых условий существования.Таким образом, когда этот символ попадает в поле внимания, он указывает, что даже наиболее священная традиция не может дать ответ на возникшую проблему.
Картина, изображаемая на этой первой стадии десятой пятеричной последовательности, кажется негативной. С дзенской точки зрения, ум, стоящий перед затруднением, не должен зависеть от прошлых представлений, нужно повторять: "Не это! Не то!"- пока не будет достигнута полная пустота. Здесь можно говорить о творчески плодотворной фрус-
Фаза 47 (17°Тельца). Символическая битва между "шпагами" и "факелами".
Ключ: отказ зависеть от прошлого, идущий превращается в бойца, вновь вступающего в вечную "Великую Битву".
Когда Гаутама, тщетно искавший ответа на свои вопросы у учителей традиции, сел под Священное Дерево, он должен был по своему вести свою битву, - хотя это вечная битва. Духовный свет в великой душе должен бороться против воли эго, которая одна лишь знает, как использовать силы этого материального и интеллектуального мира. Нет возможности избежать этой битвы, это энергия, которая возникает в настоящий момент - неотвратимо сейчас - ее бесстрашный индивидуум должен использовать в этой битве.
Вторая стадия десятой пятеричной последовательности показывает, что спасение достигается возникшей в индивидууме готовностью встретить любую проблему так, будто существуют только две противостоящие стороны; так учит Бжагават Гита. Такова дхарма этой стадии человеческой эволюции - стадии поляризации ценностей.
Фаза 48 (18°Тельца). Женщина, проветривающая старый мешок в открытом окне своей комнаты.
Ключ: очищение эго-сознания.
Два предыдущие символа должны рассматриваться как фон и основа для этого - третьего в пятеричной последовательности. Традиционные учения относительно человеческой природы как-то примиряются с юным энтузиазмом, который видит в каждой проблеме роста спор между "добром" и "злом". Символ указывает, что реальный враг - внутри ума; это эго с его привязанностью к обладанию. Ум символизируется
"мешком", теперь пустым и нуждающимся в чистке и проветривании на солнышке.
Стала известной фраза "очищение дверей восприятий" - но еще более нуждается в очищени носитель перцептивных образов, ум эго. Ключевое слово здесь - очищение.
Фаза 49 (19°Тельца). Новый континент, поднимающийся из океана.
Ключ: наплыв новых потенциальностей после кризиса.
Символ не нуждается в комментариях. Когда ум опустошен и свет призван, чтобы очистить сознание, освобожденное от привязанностей и загрязнения, новый приток жизни может появиться из бесконечного Океана потенциальности, Девственного Пространства. Как он будет использован?
Поскольку это четвертый символ десятой пятеричной последовательности, мы находим здесь указание на то, каким может быть подход к новой фазе жизни - не только как надежде, но и как утверждение. "Техника" состоит просто в том, чтобы разрешить бесконечной Потенциальности действовать в неограниченной спонтанности. Это означает достижение состояния, в котором сознательное, рациональное эго перестало быть контролирующим фактором.
Фаза 50 (20°Тельца). Обрывки туч, похожие на крылья, проносятся по небу.
Ключ: осознание работающих духовных сил.
Любому проявлению жизненных потенциальностей из глубин бессознательного отвечает духовная активность сверхсознательных сил -своего рода космичесая антифония. Индивидуум, предпринявший новый шаг в своей эволюции, должен искать Сигнатур Божественной Силы, подтверждающих его продвижение. Это может прояснить значение того, что появится далее. "Облака, похожие на крылья," могут символизировать также присутствие небесных существ (девы, ангела) благословляющих и мягко указывающих нужное направление - направление "ветра" судьбы.
Это последняя стадия десятой пятеричной последовательности, завершающая процесс, в результате которого индивидуум чувствует себя более основательно установленным в своей собственной природе, получив благословление сверхестественных сил.