Формулировка и компоновка вопросов анкеты
Метод анкетирования
Метод анкетирования -психологический метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.
Анкетирование обычно рассматривается как метод заочного опроса. Впервые был использован Ф.Гальтоном для изучения умственных качеств и условий индивидуального личностного развития ученых 19 века.
Достоинства метода:
- важный метод получения информации о мнениях людей к тому или иному вопросу
- позволяет быстро получить достаточно точную информацию от большого числа опрашиваемых
- результаты анкетирования в основном легко обрабатываются, к ним можно применить методы математической статистики для подтверждения достоверности сделанных выводов
- проведение анкетирования не требует высокой квалификации от исследователя.
Недостатки метода:
- качество полученных результатов зависит от грамотности и точности составленных вопросов
- все данные, основанные на опросе, характеризуются достаточно высоким уровнем субъективности, невозможностью уточнить возникшие неясности в ответах вероятностью недопонимания или неоднозначного понимания вопросов, следовательно, результаты анкетирования всегда носят вероятностный характер и существенно зависят от выборки опрашиваемых.
Метод анкетирования предполагает несколько этапов:
1. создание концепции анкеты:
- формулировка проблемы исследования
- определение предмета и объекта исследования (необходимо определить основные понятия, характеризующие предмет исследования, факторы, от которых зависит функционирование/развитие предмета и закономерности этого функционирования/развития)
- формулировку цели гипотезы анкетирования (анкета позволяет лишь выявить мнение и отношение респондентов).
Создание концепции определяет характер и содержание вопросов анкеты, служит основанием для анализа результатов в дальнейшем.
формулировка и компоновка вопросов анкеты
Вопросы по форме могут быть подразделены на открытые (предполагающие свободный ответ опрашиваемого своими словами, в любой форме, что позволяет выявить индивидуальное, персональное мнение) и закрытые (предполагают заранее подготовленный исследователем перечень ответов, из которых опрашиваемый выбирает один/несколько вариантов, данные вопросы удобны в обработке). Дихотомические вопросы предполагают как минимум два противоположных ответа (да/нет), что позволяет получить четкое и однозначное мнение респондентов, они удобны для обработки, но их информационная ценность ограничена. Вопросы с множественным выбором ответов позволяют выявить различные оттенки во мнениях или отношениях и являются более информативными.
По характеру получения информации вопросы могут быть подразделены на прямые (получение именно той информации, в отношении которой задается вопрос), косвенные (получение информации непрямым путем, при этом информация несет элемент неточности), проективные (предполагают такую формулировку, в которой речь идет не о самом опрашиваемом, а о другом человеке, от лица которого респондент дает ответ).
Требования к вопросам:
1) каждый вопрос должен содержать отдельную, вполне завершенную мысль. Составные вопросы, содержащие несколько мыслей одновременно, затрудняют выбор правильного ответа
2) при формулировке вопросов необходимо избегать многозначных, малораспространенных, иностранных, узкоспециальных терминов
3) вопросы должны быть не слишком длинными, так как это может затруднить их понимание
4) вопрос должен быть конкретным и касаться одного определенного случая, а не носить дискуссионного характера, когда на вопрос невозможно ответить одним или несколькими словами
5) вопросы не должны носить внушающего характера, когда опрашиваемому навязывается ответ самой формулировкой вопроса
6) при формулировке вопросов лучше избегать тех слов, которые могут вызвать негативные реакции у опрашиваемых, так как будет получен не столько ответ на вопрос, сколько реакция на слово
7) респондент не должен чувствовать, что ответы могут унизить его в глазах окружающих, что тот ответ, который он выбирает, ничуть не хуже других
8) для того чтобы дать возможность респонденту без смущения согласиться или отказаться, полезно вводить в формулировку вопросов «спасительные» слова или выражения (возможно, обычно, случайно)
9) желательно сформулировать вопрос так, чтобы избежать стереотипных, шаблонных ответов
10) нецелесообразно ставить вопросы «в лоб», потому что это снижает мотивацию к ответу
Оформление анкеты
Анкета должна быть не только правильно построена, но и правильно оформлена.
Любую анкету можно условно разделить на три части:
1) вводная часть (инструкция), целью которой является побуждение опрашиваемого к участию в анкетировании, обеспечение адекватного понимания предлагаемых заданий и способов ответов на них,
2) опросный лист, который состоит из трех частей: простые и интересные вопросы, более сложные, глубокие вопросы, информация об объективных характеристиках респондента,
3) «объективка» (сда могут входить вопросы о поле, возрасте, месте работы или учебы, стаже, квалификации, семейном положении, количестве детей, доходе, жилье и т.д. При этом рекомендуется использовать закрытые формы.