Вопрос 1. Сущность мотивации трудовой деятельности
Любая деятельность окажется малоэффективной или вовсе неэффективной, если у работника не будет заинтересованности в ее реализации. Эта заинтересованность выражается в мотивированности субъекта на соответствующую профессию.
Под мотивацией понимают совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность.
Мотивация выполняет оценочную и компенсирующую роль. Формирование деятельности начинается с принятия ее личностью. Мотивация побуждает трудовую активность и влияет на формирование цели. Функция мотивирования является необходимым структурным элементом общей системы деятельности.
Она включает две стороны:
во-первых, активизирует все потребности личности;
во-вторых, помогает оценить реальный вклад каждого работника в общей деятельности.
Отношение к труду вообще и к конкретной профессиональной деятельности в частности принципиально определяют успешность деятельности. Эти отношения выражаются в мотивах деятельности. Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы:
- мотивы трудовой деятельности;
- мотивы выбора профессии;
- мотивы выбора места работы;
Конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы).
Мотивы трудовой деятельности. Рассмотрим те побудительные причины, которые заставляют человека заниматься трудом.
Первая группа причин — побуждения общественного характера.
- осознание необходимости приносить пользу обществу;
- желание оказывать по мощь другим людям (что может проявляться в обучении детей, в лечении больных, в защите своего отечества и т. д.);
- общественная установка на необходимость трудовой деятельности («кто не работает — тот не ест»);
- нежелание прослыть тунеядцем.
Вторая группа — получение определенных материальных, благ для себя и семьи: зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Третья группа — удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по своей природе, а природа его такова, что он — не только потребитель, но и созидатель. В процессе созидания он получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования. К этой же группе относится и мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении со стороны других.
Мотивы выбора профессии. Общие мотивы трудовой деятельности, о которых речь шла выше, реализуются в конкретных профессиях. Выбор профессии- довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью
Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности
общественный престиж (профессия выбирается исходя из существующей моды, престижности профессии в обществе)
материальное благополучие
интереса к ней (и нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей)
Имеющиеся у человека определенные сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы (сила—слабость, подвижность—инертность, уравновешенность—неуравновешенность) могут обусловливать склонность человека к определенному типу деятельности — к быстрой, но кратковременной работе, к работе переменного характера и т п Осознание этой склонности и ее причины (правда, не всегда отчетливое) приводит к формированию мотива, побуждающего человека заниматься определенным видом деятельности, так как в его глазах эта деятельность по своему характеру отвечает характеру имеющейся склонности (отсюда важность реального, адекватного представления человека о психологической структуре данной деятельности). Соответствующее же сочетание типологических особенностей способствует проявлению способностей к этому же виду деятельности, что ведет к высокой ее эффективности, создает удовлетворенность трудом и подкрепляет мотив выбора профессии, превращая его в стойкий интерес. Последний влияет на активность человека и «закрепляет» его в данной профессии. Происходит самоподкрепление мотива.
Если же у человека имеется поверхностное и неадекватное представление о профессии, о тех требованиях, которые она предъявляет, то происходит рассогласование между склонностями и способностями — с одной стороны, и психологическим содержанием работы — с другой. В результате не будет ни высокой эффективности такой деятельности, ни удовлетворения ею.
Склонность к определенному типу деятельности может проявляться в разных видах труда (профессиях), а это значит, что она еще не предопределяет узконаправленного профессионального выбора. Одни и те же склонность и способности можно реализовать в разных профессиях; так, имея склонность к общению с детьми, можно стать воспитателем в яслях и детском саду, учителем в школе, педиатром
Мотивы выбора места работы. Здесь речь скорее должна идти о «внешних» и «внутренних» факторах (мотиваторах), которые рассматриваются человеком в процессе принятия решения — куда лучше пойти работать. В основном это касается:
оценки внешней ситуации;
своих возможностей и состояния;
соответствия выбираемой работы профессии, своим интересам и склонностям.
Оценка внешней ситуации (положительных и отрицательных производственных факторов) включает в себя:
- величину заработной платы;
- льготы, предоставляемые работающим на данном предприятии;
- близость к дому;
- удобство транспортного сообщения;
- эстетику места работы и наличие вредного производства;
- одно-двух- или трехсменность, наличие твердого или свободного графика работы;
- надежность и престиж фирмы, компании, меру ответственности; возможность одновременно с работой учиться в вузе;
- психологический климат в коллективе;
- систему поощрений и наказаний (штрафов и т. п.).
Оценка своих возможностей включает:
- состояние здоровья;
- наличие способностей к данной работе и профессионально важных качеств;
- уровень образования;
- склонность к работе без стрессов;
- в свободном ритме или к монотонной работе с заданным темпом.
Оценка выбираемого места работы с учетом интересов касается возможности продвижения на данном предприятии или в учреждении по «служебной лестнице», руководящей работы, профессионального роста, проявления личной инициативы и выдумки (творчества) и т. п Иногда выбор места работы по интересу может принимать оригинальный характер. Человек, влюбленный в театр, но не имеющий артистического таланта, может пойти работать осветителем, рабочим сцены и т. п. Может быть значимым и такой фактор, как возможность познакомиться с любимыми артистами, чувствовать себя приближенным к театральной элите. Очевидно, что в этих случаях происходит компенсация, замещение одной потребности другой.