Способность, одаренность, талант, гениальность
Способности – свойства (или совокупность свойств) личности, влияющие на эффективность деятельности (Теплов).
Способности — это характеристики продуктивности функциональных систем, реализующих тот или иной психический процесс (восприятие, память, мышление и т. д.) (Шадриков).
Б. М. Теплов понимал одаренность как совокупность способностей. При этом он считал, что они не просто сосуществуют, но приобретают иной характер в зависимости от наличия и степени развития друг друга. Это качественно новое образование, а не сумма энного числа способностей.
Отечественные психологи считают, что одаренность — это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности.
Выделяются следующие особенности одаренных индивидов:
• сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей;
• способность к нестандартному восприятию;
• интуиция, изобретательность, бессознательный разум;
• дивергентное мышление;
• любознательность;
• мужество;
• воображение;
• конкретность мышления;
• смелость;
• эстетическая чувствительность.
Важной предпосылкой становления личности являются способности. Способность это психологические особенности индивида, заключающие в себе потенциал успешного выполнения определенных видов деятельности,
В понятии способности, по мысли Б.М. Теплова, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.»
Существуют общие и специальные способности. К общим способностям относят, например, интеллект, креативность (способность к творчеству), обучаемость. Примером специальных способностей являются математические, музыкальные, литературные и т.д. способности. Формирование способностей происходит на основе задатков. Задатки выступают как врожденные предпосылки и неспецифичны по отношению к способностям. Неспецифичность задатков означает, что один и тот же задаток (например, хорошее развитие зрительных зон коры) может в зависимости от социальных и индивидуальных условий развития ребенка реализоваться в совершенно разных способностях (в нашем примере доминирование образного типа кодирования информации важно и для развития способностей к рисованию, и для коммуникативных способностей память на лица). Заметим, что при неблагоприятных условиях имеющиеся задатки вообще могут остаться только потенциями, не воплощенными в развитые способности. /
А. Адлер предложил парадоксальный взгляд на роль способностей в функционировании личности. По его мнению, высокий уровень врожденных способностей не только не помогает, но и тормозит развитие личности в соответствующем направлении. «Важно не то, с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается», писал он. Согласно Адлеру, травмирующее переживание своей неполноценности в какой-либо области может стать стимулом для достижения успеха именно в этой области. Процесс преодоления «комплекса неполноценности» Адлер назвал сверхкомпенсацией, т.е. активностью, не просто компенсирующей дефект, а поднимающей
функционирование на качественно новую высоту. В качестве иллюстрации своей теории Адлер приводит пример Демосфена, который в детстве был косноязычным. Путем длительных упражнений он не только преодолел этот недостаток, но стал одним из самых великих ораторов древности. Более общим понятием, фиксирующим уникальный способ личности выстраивать достижение своих жизненных целей на основе различного сочетания индивидных средств, является понятие стиля жизни.
Широкий взгляд на жизнь человека приводит к выводу, что люди могут достичь больших успехов практически вне зависимости от того, какими индивидными свойствами они обладают. Так, известно, например, что Бальзак работал быстро, взахлеб, а Толстой крайне медленно. Объяснить данный парадокс помогает понятие «индивидуального стиля деятельности» (Е.А. Климов). Климов выделяет следующие признаки индивидуального стиля деятельности: а) устойчивая система приемов и способов деятельности; б) обусловленность этих приемов индивидными свойствами; в) эффективность выработанной системы приемов для приспособления к объективным требованиям действительности. Индивидуальный стиль деятельности призван скомпенсировать ограничения эффективности деятельности, накладываемые индивидными свойствами. «Индивидуальный стиль деятельности есть индивидуально своеобразная система психологических средств, к которым прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с внешними условиями деятельности», пишет Е.А. Климов.
37.Я-концепция: структура и основные функции.(неполный)
34. Я-концепция: структура и основные функции.
Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого Я.
Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание» до сих пор точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосознания как результат, итоговый продукт процессов самосознания.
Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.
Каким образом происходит формирование Я-концепции индивида? Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самонализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования — внешние и внутренние психологические особенности — происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях... он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства».
Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего Я, возникая из отдельных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я Я-концепция создает у человека ощущение своей константности, самотождественности.
Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция в то же время не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию поведения человека.
Какова структура Я-концепции? Р. Берне (как и многие отечественные психологи) выделяет три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я, включает представления индивида о самом себе. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция — это
38.Общая характеристика мотивационной сферы. Потребность и мотив. Проблема классификации потребностей.
Очевидно, что различные потребности появляются в репертуаре психической жизни человека не одновременно. Хотя логично было бы предположить, что органические потребности как потребности, от которых зависит функционирование организма, и являются базовыми (то есть первыми), но, по мнению ряда авторов, это не так. Так, например, Дж. Боулби (1939) выделяет в качестве первичной потребности, присущей даже новорожденным детенышам высших животных и человека, потребность в привязанности. Боулби выводил все остальные потребности человека из этой первичной потребности. Данный подход может быть обозначен как концепция «единого мотива», которая нашла отражение, например, в классическом психоанализе. Концепции единого мотива видят свою задачу в том, чтобы определить общий источник, из которого развивается вся мотивационная сфера человека. Таким образом, какая-то одна потребность рассматривается как главная, «настоящая», а все другие представляются как ее более или менее отдаленные производные.
jr Альтернативой концепциям «единого мотива» являются модели, которые полагают, что все потребности человека являются по сУти «равноправными». Они не выводятся одна из другой и, соответственно, не могут быть сведены друг к другу. Другое дело, что в филогенезе, онтогенезе и актуалгенезе потребности возникают в определенной последовательности (именно в этом смысле говорят об «уровнях» потребностей), так что потребность более высокого уровня может стать явной лишь тогда, когда потребность более низкого уровня минимально удовлетворена. Однако, однажды появившись, потребность более высокого уровня не ут-Рачивает своего мотивирующего потенциала даже при депривации более низких. Более того, она может служить для своеобразной компенсации дефицита нижележащих потребностей. По меткому сравнению В.Е. Субботина, процесс развертывания мотива-ционной сферы личности напоминает «шлюзование» судна при подъеме по течению реки: пока степень наполнения предыдущего отсека шлюза не достигнет необходимого уровня, движение вверх невозможно.
Первая работа, реализующая данную модель соотношения различных потребностей, была выполнена Л. Брентано в начале XX в. (на русском языке его книга «Опыт теории потребностей» вышла в 1921 г.). Он расположил потребности в порядке их неотложности для человека. Оатой точки зрения, первой оказалась потребность в пище, второй половая потребность, третьей потребность «признания другими», четвертой религиозная потребность («потребность в заботе о своем благе после смерти»). Затем шли потребность в образовании, в науках и искусстве» и потребность творчества.
Наибольшую популярность приобрела модель «иерархии потребностей» американского психолога А. Маслоу, которая обычно изображается в виде пирамиды (рис. 24).
Самоактуализированные личности (например, Элеонора Рузвельт, Альберт Эйнштейн, Йозеф Гайдн, Камиль Писсарро)
1) физиологический (потребности в еде, сне);
2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);
3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;
4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);
5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.).
Рис. 24. Иерархическая пирамида потребностей, по А. Маслоу (1970)
я Модель А. Маслоу предполагает, что путь развития мотивационной сферы человека заключается в последовательном пробуждении и удовлетворении все более высоких потребностей вплоть до высшей потребности в самоактуализации (см. гл. 10). Форма модели в виде пирамиды отражает то, что он называет «мерой удовлетворения потребности». Другими словами, потребности, лежащие в основании пирамиды, в среднем удовлетворены полнее, чем те, которые расположены у вершины. По мнению А. Маслоу, у среднестатистического гражданина западного общества физиологические потребности удовлетворены на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70% (в том числе за счет института страхования), потребность в любви на 50%, потребность в самоуважении на 40%, а потребность в самоактуализации лишь на 10%. Концепция А. Маслоу была отчасти проверена экспериментально. Так, в одной маленькой стране работа рыбаков оценивалась как более интересная, чем работа на плантации тростника (потребность в самоактуализации). Однако оплата труда рыбаков сильно колебалась (обеспечение физиологических потребностей), кроме того, им не оплачивали дни, пропущенные по болезни (потребность в безопасности). Согласно иерархической теории А. Маслоу, те, у кого потребности низшего уровня удовлетворены недостаточно, не выберут работу рыбака. Действительно, по данным исследования Дж. Ароноффа, Среди рыбаков наблюдался более низкий уровень фрустрации потребности в безопасности (25% против 80% у сборщиков тростника) или потребности в самоуважения (20% против 80%) (J. Aronoff, 1967).
Мотивы, которые являются результатом опредмечивания потребностей, становятся все более разнообразными по мере продвижения личности к вершине пирамиды. Так, предметом пищевой потребности может быть только пища, в то время как потребность в самоактуализации выражается у каждого человека по-своему. «Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно», замечает А. Маслоу. В поздних работах А. Маслоу указывает также на познавательную И эстетическую потребности, предполагая, что они, постоянно присутствуя в мотивационном репертуаре человека, при этом претерпевают эволюцию. Сначала они служат средствами удовлетворения базовых потребностей (например, как максимально эффективно выстроить укрытие от дождя?). На данном уровне и познавательная, И эстетическая потребности прагматичны. «Умное» и «Красивое» совпадают по смыслу с «Полезным». Соответственно, личность, ведомая потребностями этого уровня, не может быть оригинальны^ мыслителем или утонченным художником. Но на уровне самоактуализации познавательная и эстетическая потребность приобретают автономность и существование в качестве бытийных ценностей «Красоты» и «Истины».
А. Маслоу считал, что описанная им последовательность актуализации потребностей не является произвольной. Так, например, мы можем наблюдать что, судя по поведению какого-то человека, для него потребность в самоутверждении выглядит как более насущная, чем потребность в любви. Однако если присмотреться, зачастую оказывается, 4io такие люди уверены, что сильные и властные личности легче достигают любви окружающих. Именно в силу такого представления человек, которому недостает любви, демонстрирует агрессивное поведение. Другими словами, только кажется, что он добивается власти и признания, а на самом деле он ищет любви и привязанности.
Концепцию А. Маслоу часто критикуют за то, что она не находит объяснения ситуациям, когда человек идет на тяжелые испытания и даже гибель ради высших ценностей, например поведениям Яна Гуса или Джордано Бруно, сожженных на костре (А.И. Юрьев, 1992). Предвидя упреки такого рода, А. Маслоу вводит гипотезу, гласящую, что степень индивидуальной устойчивости к депривации той или иной потребности зависит от полноты и регулярности ее удовлетворения в прошлом. Другими словами, удовлетворение базовых потребностей в детстве и отрочестве закладывает у человека основы высочайшей способности детерминировать свои поступки высшими потребностями, которые у них открылись, оттесняя на периферию низшие. «Можно предположить, что у людей, которые большую часть жизни, и особенно в раннем детстве, были удовлетворены в своих базовых потребностях, развивается особый иммунитет к возможной фрустрации данных потребностей, что фрустрация их не страшит хотя бы потому, что они обладают сильным здоровым характером, истоки которого лежат в базовом чувстве удовлетворенности. Это сильные личности, они не боятся осуждения и не отступят перед трудностями, они умеют плыть против течения, против общественного мнения, они всегда стоят за правду, чего бы это не стоило им. Они умеют по-настоящему любить, они способны к настоящей дружбе, той, которой не страшны никакие испытания», пишет А. Маслоу.
Понимание строения структуры мотивационной сферы в дея-тельностном подходе также включает в себя представление об иерархии мотивов. Однако здесь акцент делается не на универсальней, а на индивидуально сложившейся иерархии мотивов конкретного человека.
39.Специфика мотивационной сферы человека. Виды мотивов. Функции мотивов. Деятельностный характер удовлетворения потребностей человеком
Читать выше все.
40. Органические мотивационные системы.
Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.
Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознанного поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль человеческой жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.