Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов включает: ознакомление с содержанием настоящих методических рекомендаций
Самостоятельная работа студентов включает: ознакомление с содержанием настоящих методических рекомендаций, изучение учебной и другой научно-методической литературы; изучение судебной практики, подготовку ответов на вопросы для зачета, подготовку курсовой работы.
Следует учитывать, что все темы курса нуждаются в дополнительном, самостоятельном изучении и в особенности те, по которым не предусмотрено проведение практических (семинарских) занятий. Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в ходе выступлений студентов с сообщениями, докладами, рефератами и руководства подготовкой письменных работ.
Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Недопустимым является освоение материала только во время подготовки к зачету или экзамену. Опыт показывает, что знания у таких студентов недолговечны, уровень их низок.
В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы.
Также необходимо учитывать, что для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа является основной. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя.
Самостоятельную работу целесообразно начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам студентов, ознакомления с разделами и темами в порядке, предусмотренном программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал по учебнику, придерживаясь рекомендаций преподавателя, данных в ходе установочных занятий.
Однако студент должен знать не только материал учебника, но и нормы права, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральное законодательство, правовые акты субъектов Федерации, ведомственные правовые акты, регулирующие правооотношения в сфере раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, а также монографическую литературу соответствующей тематики, статьи в юридической, периодической печати.
Программа учебной дисциплины ориентирует студентов на всестороннее и системное изучение основных норм, регулирующих правоотношения в области раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, и научных положений криминалистики.
При анализе нормативных правовых актов следует особое внимание обращать на их редакции, которые должны включать последние изменения и дополнения. Чтобы исключить ознакомление с устаревшими или отмененными нормативными правовыми актами, следует учитывать источники, предусмотренные в данной программе, акты, рекомендуемые для изучения преподавателем на лекции или семинаре, а также использовать данные информационно-справочных систем, например, СПС «КонсультантПлюс», интернет-ресурсы, размещенные на официальных сайтах Президента РФ, Государственной Думы и Совета Федерации РФ, Правительства РФ, Генеральной прокуратуры и др.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умелой организации самостоятельной работы обучающихся. Учитывая специфику дисциплины, предлагается осуществлять самостоятельную работу в двух формах - при подготовке к практическому (семинарскому) занятию и при изучении тем, не вынесенных для обсуждения на практическое (семинарское) занятие.
Особого внимания заслуживает самостоятельная работа студентов по изучению тем, не вынесенных для обсуждения на практическое занятие. Именно таким темам будет уделено особое внимание в рамках данных материалов. Следует также подчеркнуть, что вопросы, выносимые на изучение в рамках этих тем, включены в билеты зачета и экзамена. По каждой теме представлены основные вопросы для изучения.
Основным условием усвоения знаний по данному курсу является систематическая и целенаправленная самостоятельная работа с рекомендованной литературой. Важнейшим условием успешного изучения курса является овладение его основными нормативными правовыми актами, учебными и научными изданиями.
На лекциях студенты должны работать с особым вниманием, стремясь вести возможно более подробный конспект, в котором необходимо отразить все важнейшие положения лекции. Если студент какой-то фрагмент не успевает зафиксировать, необходимо оставить место для дальнейшей его доработки во время самостоятельной работы, если какое-то положение лекции им не понятно, следует обязательно задать преподавателю вопрос. Конспект надо вести так, чтобы им удобно было пользоваться при ответах на практических занятиях.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям: внимательное изучение плана практического (семинарского) занятия, списка рекомендованных источников и литературы, методических рекомендаций преподавателя; изучение программы курса «Криминалистика» – с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме; изучение и доработка конспекта лекций, прочитанных преподавателем по темам, выносимым на семинарское занятие; -изучение дополнительной литературы.
От студента не требуется изучения всей рекомендованной литературы. Количество и объем изучаемых работ зависит от характера конкретной задачи.
Особое внимание студенты должны уделять закреплению знаний, полученных в процессе лекций и практических занятий, посредством самостоятельного изучения публикаций в научной периодике и монографий по курсу, рекомендованных преподавателем.
Содержание самостоятельной работы студентов в значительной мере определяется заданиями, получаемыми от преподавателя. Видами самостоятельной работы являются: изучение учебной литературы; работа с нормативными правовыми актами; изучение дополнительной научной литературы; решение задач-ситуаций; подготовка сообщений, докладов, рефератов; подготовка компьютерных презентаций; выполнение практических заданий; составление процессуальных документов.
Темы рефератов выбираются студентом, исходя из предложенных к каждому семинарскому или практическому занятию, либо формулируются самостоятельно и согласовываются с преподавателем.
По выбранной теме студент подбирает юридическую литературу, нормативно-правовые и иные акты, по возможности знакомится с эмпирическими материалами, взятыми из опубликованной практики или личного опыта.
Реферат должен иметь план (следует согласовывать с научным руководителем), список использованной литературы, а также ссылки на источники, которые были изучены при подготовке реферата. Кроме того, в реферате допускаются различного рода приложения, графики, диаграммы и т. д. Объем реферата не должен превышать 12-15 страниц (включая список литературы), за исключением приложений.
Реферат должен содержать в себе самостоятельные суждения автора по тем или иным вопросам, но при этом необходимо опираться на позицию российских ученых по исследуемой проблематике. После завершения работы над рефератом студент сдает его на проверку преподавателю.