Дополнительная 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 13, 19, 20, 21, 26, 24, 29, 31, 32.
Семинар 13. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура)
Доклады
1. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения юриста, их психологические особенности.
2. Социально-психологические феномены общения (стереотипизация, эмпатия, рефлексия) и особенности их учета юристом.
Рефераты
1. Средства невербального общения, их роль в установлении и поддержании продуктивного диалога.
2. Получение необходимой информации в ходе выведывания.
3. Получение информации путем психологического анализа сообщений граждан.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста.
2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения.
3. Наиболее распространенные ситуации профессионального общения юриста.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний.
1. Раскройте понятие, структуру и виды профессионального общения юриста.
2. Какие составные части процесса общения вы знаете?
3. Перечислите социально-психологические закономерности профессионального общения.
4. Что понимается под коммуникативной компетентностью юриста?
5. Раскройте содержание коммуникативной стороны общения.
6. Что такое социальная роль и ролевые ожидания? Каково их значение в установлении психологического контакта между партнерами по общению.
7. Раскройте понятие и функции речи в профессиональном общении юриста.
8. Дайте психологическую характеристику речи участников общения.
9. Что представляют собой явления персеверации, вербальной ригидности?
10. Охарактеризуйте речевое поведение юриста.
11. Какую роль выполняет речевой этикет в установлении и поддержании психологического контакта?
12. Назовите требования, предъявляемые к речи юриста.
13. Какие зоны общения вы знаете?
14. Раскройте значение таких явлений, как стереотипизация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция.
15. В чем заключается сущность трансакционного анализ процесса общения.
16. В результате каких причин возникают коммуникативные барьеры. Какова их роль в развитии конфликтов.
17. Перечислите ситуации профессионального общения.
18. Назовите приемы установления и поддержания психологического контакта, взаимоотношений с участниками судопроизводства.
19. Какие способы предотвращения конфликтов в коммуникативных процессах вы знаете?
20. Перечислите средства невербального общения. Какова их роль в установлении и поддержании продуктивного диалога.
Задание.
1. Выделите основные характеристики обыденного общения человека, какие из них неприменимы в деятельности юриста.
2. Обозначьте этапы психологической подготовки прокурора к полемике в судебном заседании.
3. Сопоставьте речь адвоката в ходе разбирательства уголовного и гражданского дел.
Рекомендуемая литература:
Основная 1-9;
Дополнительная 2, 3, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 19, 20, 21, 24, 26, 29, 31, 32.
Семинар 14. Психология допроса.
Доклады
1. Приемы активизации памяти допрашиваемого во время допроса.
2. Виды вопросов, особенности их воздействия на психику допрашиваемого в ходе допроса.
3. Влияние психического состояния потерпевшего на его показания.
4. Приемы нейтрализации агрессивного поведения допрашиваемых лиц.
5. Психология работы с искаженной информацией и дезинформацией.
6. Психологические аспекты достоверности показаний на допросе.
Вопросы для обсуждения
1. Общие социально-психологические условия проведения допроса.
2. Психология допроса на очной ставке.
3. Психологические особенности допроса несовершеннолетних.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний.
1. Сформулируйте основные требования к следователю, проводящему допрос.
2. Назовите общие социально-психологические особенности ведения допроса.
3. Перечислите приемы и методы допроса в бесконфликтной ситуации.
4. Какие приемы используются для установления психологического контакта при допросе.
5. Перечислите приемы и методы допроса в конфликтной ситуации.
6. Что представляет собой с психологической точки зрения ложь, какие виды лжесвидетельства встречаются?
7. Назовите невербальные признаки лживости показаний допрашиваемого лица.
8. Перечислите психологические приемы, способные побудить допрашиваемого лица дать правдивую информацию. Какие из них законодательно допустимы?
9. Перечислите методы разоблачения лжесвидетелей.
10. Каковы психологические особенности допроса на очной ставке.
11. В чем состоят психологические особенности допроса несовершеннолетних участников судопроизводства?
Задание 1.
1. Проанализируйте диалог оперуполномоченного с задержанным. Какие приемы применил сотрудник полиции для диагностики лжи в высказываниях задержанного?
2. По каким критериям речевых высказываний и невербальных реакций человека можно определить его, неискренность?
Оперуполномоченный уголовного розыска ведет беседу с задержанным за ношение огнестрельного оружия: В протоколе осмотра Вашей машины указано, что у Вас изъято золота на сумму более 40 тыс. руб. Кроме того, в ней находились бриллианты, все новые, только что из магазина, что подтверждают этикетки. Зачем Вам столько?
- Я предприниматель, денег у меня много, зарабатываю в месяц более 80 тыс. – это моя зарплата. Куда мне их девать? Вот и купил золотые изделия.
- А пистолет где приобрели?
- Я ничего не знаю про пистолет. Мне его сунули в карман при задержании.
- Неправда, понятые утверждают, что он торчал у Вас из кармана. Так, где Вы взяли пистолет?
- Купил у отставного армейского генерала, служившего в Афганистане, с целью защиты от рэкета.
- У того самого генерала, на «Волге» которого вы ездите по доверенности?
- Да, у того самого. И вообще, я понимаю, что влип, статья - незаконное хранение и ношение оружия. Предлагаю тебе: десять тысяч и отпусти меня... Мне надо выйти. Ну что тебе стоит, зарабатываешь ты гроши, я знаю. А лишние десять тысяч на дороге не валяются...
(Из разговора с оперуполномоченным выяснилось, что он тоже думал, что парень попал в полицию случайно. Взял оружие, чтобы защищаться от вымогателей. Но когда он стал предлагать взятку только за ношение оружия, то это насторожило. Дальнейшие оперативно-розыскные мероприятия позволили доказать причастность задержанного к одной из преступных группировок).
Задание 2.
1. Ознакомьтесь с примерами ловушек при допросах.
2. Определите для каждого из приведенных случаев, на какой психологической тонкости строилась ловушка.
3. Попытайтесь подобрать название психологического приема, используемого допрашивающим в каждом случае.
А) Начало допроса.
Следователь: - Вы знали убитого Корытова?
У допрашиваемого затряслись руки: - Я не знаю никакого Корытова! Не убивал я милиционера!
- Чем вы докажете свое алиби? Где вы были в ночь убийства? Допрашиваемый стал нервно ломать свои пальцы.
- Сейчас я вспомню. Сейчас... Ну да, конечно, в ту ночь я был у знакомой...
- В какую? Откуда Вы знаете, в какую ночь был убит Корытов?
Б) - Именно там, у Курского вокзала, Прохор и дал тебе пистолет?
- Какой пистолет?
-Отвечай!
-Не знаю...
-Да или нет?
-Нет...
- Ложь: на рукоятке есть следы пальцев Прохора!
- Этого не может быть!
- Вот это другой разговор, - улыбнулся следователь, - а то «какой», «нет».
В) Задержанный отрицал участие в преступлении других лиц, но следователь предполагал, что участвовали еще двое.
- Кто был с вами третьим?
- А второго вы уже знаете? - и, поняв, что проговорился, замер в страхе.
Г) Свидетель отрицал свое знакомство с задержанным Николаевым.
- Скажите, какое недоразумение случилось между вами и Николаевым летом прошлого года?
Свидетель задумался.
- Нет, ничего такого у меня с ним не было.
- Вспомните получше... Лето, точнее, май.
Опять свидетель думает, но против упоминания фамилии Николаева не возражает, видимо, не осознавая своего промаха.
Задание 3.Ниже приводится перечень некоторых улик против подозреваемых, на основе которых следователи (лица, производящие дознание) предполагают о причастности данных лиц к совершенному преступлению:
- создание ложного алиби;
- немотивированный и внезапный отъезд из местности, где было совершено преступление;
- проявление повышенного интереса к процессу расследования;
- распространение слухов о личности преступников, потерпевшего;
- демонстративность поведения, призванного всячески убедить окружающих в полной непричастности к преступлению, даже когда об этом никто не спрашивает.
Вопросы:
1. Каким образом конкретные улики могут повлиять на выбор линии поведения следователя и как они могут проявиться при производстве следственных действий?
2. Какие еще улики поведения известны вам из практики и какие психологические ситуации в ходе расследования подтверждают вывод о причастности данного лица к преступлению?
Рекомендуемая литература:
Основная 1-9;