Виды эмоций. Понятия тревоги и страха
Характер эмоционального отношения к разным объектам проявляется в переживании человеком положительных или отрицательных эмоций. Согласно Лазарусу, можно выделить 16 различных эмоций, из них 4 - положительные, 9 - отрицательные и 3 эмоции - надежда, сострадание и благодарность - смешанные.
15. Положительными эмоциями являются:
· счастье - переживание успешно осуществляемой реализации цели;
· гордость - усиление идентичности вследствие получения ценного результата;
· облегчение - снятие напряжения, возникшего при достижении цели;
· любовь - желание или переживание привязанности.
16. Отрицательными эмоциями являются:
· гнев - эмоциональная реакция на оскорбление, обиду, направленная против личности;
· испуг - реакция на значительную физическую опасность;
· вина - переживание, возникшее вследствие нарушения границ моральных норм;
· стыд - переживание невозможности жить в соответствии с идеальным Я;
· печаль - переживание безвозвратной потери;
· зависть - желание чего-либо, что есть у другого;
· ревность - угроза потерять любовь и привязанность другого;
· отвращение - действие и противодействие неприятному объекту или идее;
· страх - реакция на неопределенную ситуацию и ситуацию реальной угрозы.
· Страх - это неприятное эмоциональное переживание, когда человек в той или иной степени осознает, что ему угрожает опасность.
· 9.3. Защитные механизмы и совладающее поведение
Современное толкование защит опирается на представление о том, что это - механизмы нормально функционирующей личности, но только в том случае, если она использует большой репертуар защит, применение которых не вызывает фиксации на проблеме и склонности к их ригидному повторению. Существует несколько подходов к классификации психологических защит. В первую группу входят защиты, которые не производят переработки информации, но либо ее вытесняют, либо подавляют, либо блокируют или отрицают. Вытеснение - механизм, описанный Фрейдом в 1895 г., и означает перевод травматического содержания из сознания в бессознательное.
Во вторую группу входят защиты, направленные на искажение содержания мыслей, чувств, поведения личности. Это - рационализация, при помощи которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства, подлинные мотивы которых остаются в тени.
Интеллектуализация - процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.
Изоляция - механизм, похожий на интеллектуализацию, и означает разрыв мысли или поступка с другими мыслями или сторонами жизни субъекта.
Формирование реакции (реактивное образование) характеризуется совладанием с неприемлемыми импульсами, эмоциями, личностными свойствами посредством замены их на противоположные.
Смещение проявляется в том, что реальный объект, на который могли бы быть направлены чувства негативного содержания, заменяется менее безопасным.
Проекция - операция выделения и локализации в другом лице или вещи тех качеств, чувств, желаний, которые субъект не признает и отвергает в самом себе.
Идентификация - приписывание себе чувств, мыслей, настроений, свойственных другому человеку.
Третью группу составляют психологические защиты, приводящие к разрядке эмоционального напряжения. Сублимация - направление сексуальной энергии на несексуальную деятельность, например, на художественное творчество, интеллектуальное исследование и другие социально значимые объекты.
К четвертой группе могут быть отнесены механизмы манипулятивного типа. Уход в фантазии - удовлетворение фрустрированной потребности в области воображения, приукрашивания, переоценка своих возможностей с целью придания значимости собственному Я.
Уход в болезнь - стремление отказываться от ответственности и самостоятельности решения проблем; механизм связан с феноменом "вторичной выгоды".
· Существует множество подходов к классификации способов психологического преодоления. Так, согласно одной из них, совладание включает такие формы, как:
· 1) реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблем;
· 2) поиск социальной поддержки;
· 3) перетолкование ситуации в свою пользу;
· 4) защиту и отвержение проблем;
· 5) уклонение и избегание;
· 6) сострадание к самому себе;
· 7) понижение самооценки;
· 8) эмоциональную экспрессию
Тема 10. Я-концепция: половая и гендерная идентичность. Социальные представления личности
10.1. Самосознание: процесс и результат
Самосознание рассматривается как процесс и как результат. Обычно самосознание противопоставляется предметному миру. Особое внимание при этом уделяется соотношению сознания и самосознания, решению вопроса о первичности сознания. Различение самосознания как процесса и продукта было введено У. Джемсом. Он различал Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Я-сознающее - чистый опыт, процессуальная характеристика самосознания. Я-как-объект - содержание этого опыта. Эти два аспекта самосознания мы можем представить как относительно автономные лишь теоретически, поскольку в реальности они не существуют один без другого.
Самосознание как процесс
Процесс познания может быть представлен в виде нескольких параметров. Согласно К. Ясперсу, таких параметров четыре: 1) осознание себя в качестве активного деятеля, 2) осознание собственного единства, 3) осознание собственной идентичности, 4) осознание себя как отличного от остального мира (мира объектов и других людей).
* Осознание себя в качестве активного деятеля связано с пониманием, что процесс осознания сопровождается ощущением себя как источника активности. Сознание присутствует во всех областях психической жизни. Любое действие человека, будь то телесное, Моторика - 1) сфера двигательных функций организма; 2) совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений.
* Осознание собственного единства связано с пониманием, что в процессе самосознания участвует целостное, неделимое Я.
* Осознание собственной идентичности характеризует этот процесс с точки зрения устойчивости представлений о себе во времени.
* Осознание себя как отличного от окружающего мира проявляется в отчетливом понимании Я и не-Я, в ощущении, что есть невидимые границы между своей личностью и объектами окружающего ее пространства.