Упражнение 9. Качества эффективного слушателя
Время выполнения: от 45 минут до 1 часа.
Цель: определение качеств, которыми должен обладать эффективный слушатель.
Число участников: от 5 до 25 человек.
Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге а в случае необходимости разбиться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо приготовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бумаги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и использовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на стене до завершения работы мастер-класса. Эти памятки будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении.
Вы можете написать основные теоретические моменты на специальной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы.
Важно, чтобы как само упражнение, так и последующее обсуждение проходили активно и каждый имел бы возможность высказаться.
Методика: все участники разбиваются на небольшие группы по 3–4 человека. Далее их просят провести «мозговой штурм»: определить и записать на больших листах бумаги свойства личности, которыми, по их мнению, должен обладать хороший слушатель. Количество их не ограничено, но участники должны уметь дифференцировать навыки и свойства личности. Навыки – это приобретенные умения, а свойства личности -имеющиеся у людей особенности темперамента, характера, привычки. Целью данного упражнения является выделение свойств личности. Ниже мы приводим те качества, которые были выделены членами групп, выполнявшими это упражнение:
• чувство юмора;
• душевная теплота;
• непредвзятое отношение;
• открытость;
• вдумчивое отношение;
• оптимизм;
• спонтанность;
• радушие;
• отсутствие нравоучительного тона.
Заметьте, что ход мыслей участников не обязательно должен подчиняться какой-либо схеме. Работа будет более эффективной, если участники смогут выделить достаточно много различных свойств личности, которыми, по их мнению, должен обладать хороший слушатель.
Спустя 15 минут каждая подгруппа представляет остальным участникам результаты проделанной работы, и тренер инициирует обсуждение, посвященное взаимосвязи особенностей личности и процесса слушания. Тренер может также провести обсуждение, посвященное тому, считают ли члены группы, что личностные особенности могут быть приобретены в результате тренировок, или они полагают, что данные качества являются врожденными.
Роль личности консультанта часто обсуждается в литературе, посвященной консультированию. Успешное проведение тренинга связано не только с профессионализмом ведущего, но и с его личностными особенностями. Кажется вполне очевидным, что личные отношения между консультантом и клиентом гораздо важнее каких бы то ни было особенных навыков, используемых консультантом (см., например, Rogers, 1967; Egan, 1990; Heron, 1990; Burnard, 1989). Тренер также может участвовать в выполнении данного упражнения, выступая в качестве одного из участников.
Оценивание: проводится в два «круга». В ходе первого круга все участники по очереди говорят о том, что им меньше всего понравилось в данном упражнении. В ходе второго круга – что больше, всего понравилось. Тренер также должен принять участие в подведении итогов и решить, стоит или нет проводить обсуждение тех моментов, на которые обратили внимание участники.
Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.