Типология драматического пространства
1. Пространство классической трагедии – место абстрактное, символическое, т.е. его нет.
2. Пространство романтизма – направленно на воображение.
3. Пространство натуралистическое – имитирует изображаемый мир.
4. Пространство символизма – дематериализует место, стилизует. Отказ от специфичности в пользу синтеза.
5. Пространство экспрессионизма – иносказательное место.
Драматическое пространство – воображаемый субъективный объемный мир (создаваемый зрителем) в который он погружается, в своем воображении, художественное пространство спектакля. Драматическое пространство – это пространство художественно-эстетического (зритель) и художественно-творческого (театр) вымысла. И в этом кроется главный конфликт театра – соответствие или несоответствие, совпадение или не совпадение этих вымыслов, т.е. проблема адекватности.
Игровое пространство – (личная территория) или проксемика – это структура человеческого пространства: пространственность личности, дистанции, организация окружающего пространства, структурирование пространства, пространственное поведение.
Театральная проксемика имеет четыре основных варианта: телесное положение, телесная дистанция, телесный контакт и угол ориентации (ракурс) партнеров. Это сценическое выразительное средство, находящееся в распоряжении актера и режиссера и создает условие рождения двойного движения: расширения и концентрации пространства, а так же способ поведения тел персонажей в пространстве движения вверх или вниз, собранное или расслабленное, раскрытое или коллапсированное.
С одной стороны создаются условия игры (игры пространств, положений, ракурсов), с другой – создается в процессе игры, меняется, управляется, обозначается, определяется, создается и разрушается и т.д.
Внутреннее пространство – это процессы проекций и самопроекций внутреннего мира трех уровней.
1. Зрителя
Это место самопрекции зрителя в обстоятельства спектакля, т.е. воображаемое осуществление себя на месте воображаемого героя. Время, место и среда имеют свою пространственную доминанту.
2. Режиссера
Это мир бессознательного (творческой интуиции), формирующего художественное пространство спектакля в воображении.
3. Актера
Это место проекции пространства персонажа, т.е. самопознания и самоосуществления персонажа.
Сюжетное пространство. В сюжетной ситуации пространство предполагает членение на фоновые и рельефные элементы, первые из которых выполняют функции среды, атмосферы, обстоятельств, а вторые – действующих лиц. В свою очередь и сами действующие лица, как правило, достаточно четко дифференцированы, причем их пространственная расстановка отражает не только внешнее расположение, но и соотношения по целям действия, характеру, сумме представлений и отношений, активности в достижении предмета борьбы и т.д. Поэтому под пространством сюжетной ситуации можно понимать конфигурацию, объединяющую как действующие силы в их комплексной противоречивости телеологии (целесообразности), так и все фоновые факторы.
Театральное время есть соотношение двойственности как зрительского, так и сценического времени.
A.Зрительское время состоит из:
1. Времени, как объективной данности (внешнее время), т.е. длительность пребывания в театре (длительность представления).
2. Времени, как субъективного отношения (внутреннее время), т.е. от ускоренного (незамеченного) до затянувшегося. Внутреннее время зависит от:
a) Количества действий и событий, перипетий и коллизий в единицу времени (увеличение количества создает эффект внешнего растяжения времени на сцене и внутреннего сокращения в зале);
b) Силы экспрессивности и ассоциативности спектакля;
c) От уровня слияния драматического вымысла, сценического вымысла и зрительского вымысла.
B.Сценическое время состоит из:
1. Объективного (хронологического) времени повествуемой истории (история/сюжет).
2. Опосредованного (художественного) времени повествуемой истории (рассказ/фабула).
Виды соотношений зрительского времени (А) и сценического времени (В).
1. В больше А (Шекспировские хроники).
2. В равно А (пьесы натуралистической эстетики).
3. В меньше А (пьесы абсурда, психоанализа).
В сценическом произведении, в силу его направленности на восприятие, показ ситуации не только извне, но и изнутри, раскрытие характеров, целей, мотиваций, конфликтов (внешних и внутренних) требует определенного сценического времени с главной характерной чертой – зрительское и сценическое пространства погружены только в настоящее время, как время представления, так и время существования, в своем настоящем времени, действующих лиц сценической истории.
Существуют определенные этапы введения/входа зрителя из внешнего объективного времени через внутреннее субъективное время в сценическое опосредованное время.
1. Этап социального времени – отношение человека ко времени (его дефицит) в день возможного прихода в театр.
2. Этап вступительного времени – от решения посетить театр до поднятия занавеса.
3. Этап мифического времени – способность и готовность зрителя воспринимать любое повествуемое время как настоящее время.
4. Этап исторического времени – столкновение и взаимопроникновение реального зрительского времени (историческое сегодня) и времени действия героев (художественное сегодня).
Модуляция времени.