1. | Индивидуально-типологическая ранимость | Результаты |
Сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию) | |
Эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения) | |
Пониженный фон настроения | |
Импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции) | |
Низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации) | |
Склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быстро формируются) | |
Ригидность - склонность к «застреванию» на какой-либо активности (мыслях, чувствах, действиях) | |
Склонность к соматизации (телесному реагированию на неблагоприятные факторы, например, телесным напряжением, аллергией, соматическими заболеваниями) | |
Данные особенности можно считать врожденными. Они сохраняются на протяжении всей жизни личности. Если у одного человека присутствует несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к девиантному поведению.
2. | Нарушения саморегуляции личности | Результаты |
Преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов | |
Алекситимия – слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии) | |
Несформированность ассертивного поведения (неспособность открыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы) | |
Непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоляция, отрицание, проекция) | |
Дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план) | |
Ложная самоидентичность и заниженная самооценка | |
Отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (девиантные ценности) | |
Отсутствие или утрата смысла жизни | |
Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.
3. | Ресурсы личности (ее жизненно важные качества и компенсаторные возможности) | Результаты |
Духовность | |
Здоровье и ценности здорового образа жизни | |
Внешняя привлекательность | |
Общительность, способность к сотрудничеству | |
Активность | |
Интеллект, специальные способности | |
Целеустремленность и честолюбие | |
Высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера) | |
Творчество, хобби | |
Профессиональная квалификация, дело (работа, учеба) | |
Достижения | |
Любовь, дружба, значимые личные отношения | |
Жизненный опыт | |
Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с девиацией, незащищенность перед ней.
4. | Дефицит социально-поддерживающих систем | Результаты |
Отсутствие родительской семьи | |
Неполная семья | |
Зависимая семья | |
Девиантная семья | |
Низкий социальный статус семьи | |
Семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, переезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи) | |
Социальная изоляция | |
Отсутствие поддерживающей группы сверстников | |
Низкий личный статус в референтной социальной группе (рабочем коллективе, учебной группе) | |
Отсутствие близких друзей | |
Отсутствие сексуального партнера | |
Общественная незанятость | |
Проблемная компания | |
Проблемные друзья | |
5. | Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение | Результаты |
Состояние социально-психологической дезадаптации | |
Состояние фрустрации жизненно важных потребностей | |
Научение в референтной группе | |
Провокация или давление со стороны | |
6. | Особенности отклоняющегося поведения (ОП) | Результаты |
Ситуация, в которой впервые имело место ОП | |
Ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время | |
Степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм) | |
Состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры) | |
Что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы) | |
Последующие события (состояние, мысли, действия) | |
Реакция окружающих | |
Что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает) | |
7. | Заключение | Результаты |
Форма и степень выраженности ОП | |
Степень социальной дезадаптации | |
Отношение к ОП самой личности | |
Поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы) | |
Поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода) | |
Ингибиторы (препятствующие условия) | |
Ресурсы личности | |
Возможные пути преодоления (стратегия изменения) | |
Формы и методы социально-психологической помощи | |
Данная схема позволяет своевременно распознать наиболее уязвимые сферы личности, которые могут выступать одновременно и причинами и стабилизаторами проблемного поведения. По результатам данного анализа можно составить индивидуальную программу профилактики или преодоления отклоняющегося поведения.