Формирование функционального базиса навыка чтения
Этот блок включает различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие:
• пространственного восприятия, пространственных представлений;
• зрительного восприятия, зрительной памяти;
• слухового восприятия;
• фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
• мелкой моторики, графомоторных навыков;
• зрительно-моторной координации;
• сукцессивных способностей;
• слухоречевой памяти;
• произвольного внимания.
КОРРЕКЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ
Выполнение необычных упражнений со словами и текстами, предложенных Е.В.Заика, включенных в этот блок, приводит к формированию и автоматизации таких компонентов чтения, как:
• способность строгого побуквенного анализа слов:
• быстрое различение похожих по написанию слов и букв;
• способность схватывать Целостные образы слов;
• прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;
• прогнозирование, опирающееся на смысл;
• четкие глазодвигательные и речедвигательные операции.
Используются также задания и упражнения на формирование осмысленного чтения.
Занятие №1.
Организационный момент.
Игра «Цепочка слов». Каждый ученик придумывает слово, начинающееся на последний звук последнего названного слова. Первое слово в цепочке – это ответ на вопрос учителя. Например: какое сейчас время года?
Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальцев рук.
• «Пересчет пальцев».
1) Обе руки подняты вверх. Детям предлагается поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого (первого) пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начиная с мизинца. Упражнение выполняется обеими руками одно
временно.
2) Обе руки лежат на столе ладошками вниз. Детям предлагается поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинца, а затем сделать то же самое, но начиная с большого пальца. Упражнение выполняется обеими руками одновременно.
• Упражнение «Пальчики здороваются».
• Упражнение «Пальчики обнимаются».
• Упражнение «Позы пальцев».
Детям предлагается вслед за учителем воспроизводить различные позы пальцев:
1) 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;
2) 2-й палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
3) 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы У;
4) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
5) 2-й и и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;
6) 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы У, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в щепоть (зайчик);
7) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в щепоть;
8) 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные — выпрямлены.
Упражнения на координацию рук.
• Детям предлагается одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой — раскрытой ладонью.
Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой — раскрытой ладонью.
• Детям предлагается одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак (на ребре), и левой — ребром ладони. Затем наоборот.
• Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Детям предлагается вы
полнить последовательно три движения рукой: ударить кулаком
по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.
Развитие зрительно-моторной координации
Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.
5. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия
• Задание «Запомни и зарисуй». Ученики в течение 7—10 сек. Рассматривают табличку с изображенными на ней четырьмя различными фигурами. Затем табличка убирается. Ученики в тетрадях по памяти воспроизводят эти фигуры.
• Работа с изографами. Детям показываются картинки, на которых изображены буквы, составляющие слово. Эти буквы расположены в необычном ракурсе, в виде того предмета, о котором идет речь. Задача ребенка прочитать слово и показать
указкой каждую букву.
Коррекция навыка чтения
• Составление предложения из слов, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного предложения обычным способом и наоборот по буквам. Запись предложения в тетрадь.
• Чтение таблиц с предложениями наоборот по словам.
Физкультминутка. Перерыв.
8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорка.