Причины фобий 5 страница

причины фобий 5 страница - student2.ru

Рис. 1. Распределение X

Повторим этот простой эксперимент десять раз, получая значения для X1, Х2, Х3... Х10. Каждый из X имеет одинаковое распределение. Можно создать новую переменную, являющуюся линейной композицией X. Пусть Y = X1 + Х2 + X3 + ... + Х10. Y представляет собой число «решек» в десяти бросаниях правильной монеты, а его распределение показано на рис. 2. Отметим, что всего лишь с 10 переменными в нашей линейной композиции распределение Y имеет бесспорное сходство с нормальным распределением. Если бы монета была подброшена 1000 раз, распределение суммы исходов (Y) стало бы практически неотличимым от нормального распределения.

причины фобий 5 страница - student2.ru

Рис. 2. Распределение Y

Часто знакомство с Ц. п. т. происходит на уровне ее частного случая, касающегося распределения выборочного среднего. Выборочное среднее представляет собой линейную композицию полученных на конкретной выборке замеров с весовыми коэффициентами 1 / N,где N — объем выборки. Если N достаточно велико, распределение выборочного среднего будет нормальным и тогда нормальное распределение можно использовать как для получения интервальных оценок генерального среднего, так и для проверки гипотез в отношении выборочного среднего. Обычно исследователи делают допущение, что выборочное среднее имеет нормальное распределение при N ≥ 30, однако то, насколько быстро распределение приближается к нормальному, зависит еще и от того, в какой степени распределения составных элементов (X) соответствуют нормальному. Если значения X распределены нормально, то их среднее всегда будет иметь нормальное распределение. Если распределение значений X сильно отличается от нормального, то для обоснованного применения Ц. п. т. может потребоваться выборка, объем которой (N)значительно больше 30.

Ц. п. т. тж можно использовать для объяснения факта нормального распределения мн. физ. измерений. Челов. рост и вес определяются множеством факторов, включающим, возможно, сотни генов и тысячи переменных, связанных с предысторией питания и психол. развития. Рост или вес чел. можно представить себе в виде линейной композиции тысяч переменных, и потому как рост, так и вес должны по определению иметь нормальное распределение. Мн. психол. черты, такие как интеллект, тж нормально распределены, возможно, потому что на них влияют тысячи генов вместе с пренатальными и постнатальными событиями. Отклонения от нормальности предполагают сильное влияние одного из событий, превышающее совокупное влияние их линейной композиции. Напр., у крайне низкорослых людей, настолько низкорослых, что их появление не согласуется с нормальным распределением, рост может быть обусловлен нарушениями функций гипофиза. В рез-те, на их рост не оказывают влияния гены или события, к-рые при др. обстоятельствах могли бы сделать их выше. Аналогично этому, люди с крайне низким интеллектом, возможно, имеют редкий генетический дефект или повреждение ЦНС, вызванное какой-то травмой.

См. также Проверка нулевой гипотезы, Статистика в психологии

М. Эллин

Центральные черты (central traits)

Представление о том, что личность может быть представлена в виде набора центральных черт, или сравнительно устойчивых поведенческих тенденций, в значительной степени структурировало традиционную, непсиходинамическую теорию личности и проводимые в ее рамках измерения и исслед. Начиная с середины 1960-х гг.,на модели черт начали обрушиваться мощные волны критики с логических и эмпирических позиций; однако, более внимательное прочтение важнейших «классических» положений теорий черт и их новые формулировки в значительной мере способствовали смягчению этих критических выступлений.

Самой первой моделью черт личности была модель Гордона Олпорта, к-рый в своей работе «Структура и развитие личности» (Pattern and growth in personality)предложил понятие черт как центральных структурных единиц личности. Черта характеризовалась как «широкая система сходных поведенческих тенденций», охватывающая понятия «эквивалентности стимулов» и «эквивалентности реакций»; т. е. любая из множества ситуаций, эквивалентных по смыслу для индивидуума, приводит в действие определенную диспозицию, к-рая, в свою очередь, вызывает любой из вариантов поведения, эквивалентных по смыслу для данного индивидуума. В более формальных терминах черта описывалась как «нервно-психическая структура, обладающая способностью придавать множеству стимулов функциональную эквивалентность и инициировать и направлять эквивалентные (осмысленно согласующиеся) формы адаптивного и экспрессивного поведения». Позиция Олпорта в отношении черт была взвешенной и осторожной. Напр., он признавал, что «теория черт не может претендовать на признание, если она не допускает и не объясняет изменчивости поведения человека»; т. е. давление окружения, роли и антагонистические интрапсихические факторы могут откладывать, искажать или тормозить выражение черт.

Как известно, Олпорт различал общие черты, или измерения, по к-рым могут сравниваться между собой большинство принадлежащих к одной культуре людей, и личные диспозиции, к-рые обладают теми же самыми действующими характеристиками, что и общие черты, но яв-ся «специфичными для индивидуума». Его идеографическая ориентация основывалась на убеждении, что личные диспозиции «точно отображают личность, тогда как общие черты яв-ся категориями, под к-рые конкретный чел. подгоняется принудительным образом». Эти личные диспозиции можно выявить только путем всестороннего изучения всей его жизни. После того как они идентифицированы, их можно каталогизировать исходя из сравнительной выраженности (intensity)следующим образом: главная (cardinal)диспозиция, для к-рой характерно всепроникающее влияние; центральные (central)диспозиции, к-рые обычно указываются в письменных рекомендациях, или менее важные и менее согласованные второстепенные (secondary)диспозиции. Личные диспозиции тж рассматриваются как варьирующие по степени интенциональности.

Олпорт характеризовал «черту» как общий термин, относящийся к «кортикальным, субкортикальным или постуральным диспозициям, обладающим способностью запускать или направлять специфические фаз. реакции. Лишь фазическая реакция доступна наблюдению; тонические реакции относятся к все еще таинственной области нейродинамической структуры». Олпорт признавал, что теория черт не может «пониматься столь просто, как она была сформулирована поначалу», что в его ранней позиции оказались недооцененными соц. и ситуационные факторы и что адекватная теория должна устанавливать связь между внутренней (черта) и внешней (ситуация) системами.

Др. важный подход с позиции черт развивался Раймондом Б. Кэттеллом. Этот подход, в к-ром черты уподобляются генеральным тенденциям поведения, связан с подходом Олпорта через исходное допущение Кэттелла о том что языковая сфера личности (Language Personality Sphere)(т. е. те 4500 наименований черт, выделенных Олпортом из английского языка) исчерпывающе описывает личность.

Еще одна релевантная модель была представлена Дж. П. Гилфордом, к-рый определял черту как «любой устойчивый образ действий (way),которым один человек отличается от других». В опубликованной в 1975 г. статье он предложил трехуровневую иерархическую модель, основанную на десяти факторах черт.

Дэвид Мак-Клелланд предоставил последний образец модели личности, в к-рой черты играют центральную, хотя и не исключительную, роль. Мак-Клелланд предположил, что для описания личности необходимы три класса конструктов: мотивы, схемы и черты. Мак-Клелланд определял черту как «приобретенную тенденцию индивидуума реагировать так, как он уже реагировал с большей или меньшей степенью успешности в прошлом в сходных ситуациях со сходной мотивацией». Он выделил 15 базовых черт, сгруппированных соответственно следующим системам реагирования: движение (Moving), мышление (Thinking), исполнение (Performing), проявление эмоций (Emoting), взаимодействие (Interacting)и подчинение требованиям (Conforming). Это понятие черты как согласованной системы реакций сходно с олпортовским понятием экспрессивных черт и кэттелловским понятием черт темперамента. Заметим тж, что, несмотря на различия в определениях, везде исключается возможность наивного ожидания, что личность будет вести себя сходным образом во всех ситуациях и при любых обстоятельствах.

Росс Стегнер выступил в защиту оправданности и необходимости использования черт как психол. переменных. Во многом согласуясь с Олпортом и Мак-Клелландом, Стегнер говорит о том, что «черту следует понимать как схему, или когнитивное правило, к-рое руководит поведением в разнообразных ситуациях, воспринимаемых как связанные с этой схемой или подпадающие под действие этого правила; ...как когнитивный процесс, который уравнивает различные в др. отношениях ситуации по их атрибутам или последствиям». Т. о., оценка черты «корреспондирует с величиной оказываемого ситуацией давления, к-рому каждый конкретный чел. будет противостоять, чтобы сохранить предпочитаемый им способ поведения». Вторя Кеттеллу, Стегнер называет черту «когнитивно-аффективной «глубинной структурой» (т. е. исходной чертой), к-рая может трансформироваться в многообразие открытых поведенческих совместимостей (т. е. поверхностную черту). Кроме того, полезность понятия черты, по мнению Стегнера, состоит в том, что «поведение часто прогнозируется более точно на основе знания об установленных структурах черт, чем на основе информации о специфической ситуации».

Критика теорий черт. Уолтер Мишел утверждал, что «пожалуй, за исключением области интеллекта, не было продемонстрировано высокогенерализованных согласованных форм поведения, и понятие черт личности как широких предрасположенностей к устойчивому реагированию тем самым оказывается несостоятельным». Мишел считал, что черты не могут рассматриваться в качестве объяснительных причин в силу цикличного характера таких объяснений: сначала некая черта выводится из поведения, а затем та же черта используется для «объяснения» этого поведения. К тому же Мишел полагал, что теории черт «совершенно игнорируют роль окружающих условий или ситуационных стимулов в регуляции поведения». Эти и др. критические выступления оказали благотворное влияние на данную область; однако сами описанные ранее модели черт дают основания для ответа на все три критических выпада. Во-первых, Олпорт и Мак-Клелланд совершенно ясно обозначили свое мнение, что нет теорет. оснований ожидать от конкретного чел. согласованного поведения или даже сохранения своего рангового места в обследуемой выборке по всем чертам во всех ситуациях. Согласованность поведения в различных ситуациях, по-видимому, разумнее всего рассматривать как внутрисубъектный, нежели как межсубъектный феномен; далее, вероятнее всего, нам следует ожидать согласованности лишь в отношении тех немногих черт, к-рые яв-ся «центральными» или «главными» для конкретного чел. Однако, все же остается без ответа эмпирическое возражение Мишела: согласованность черт, пусть даже в определенной и ограниченной области поведения, должна быть продемонстрирована.

Ответ на второе критическое замечание связано с тем, что аргумент о склонности теоретиков черт подчеркивать каузальную значимость черт оказывается преувеличенным. Напр., в книге «Структура человеческой личности» (The structure of human personality)Айзенк рассматривает черту «просто как дескриптивную переменную, в том же самом смысле, в к-ром химики разрабатывают периодическую таблицу элементов. ...черта общительности не претендует на объяснение того, почему нек-рые люди оказываются более общительными, чем др. Вопрос о причине может даже не вставать, если не обнаруживается ответа по конкретной дескриптивной проблеме». Кроме того, обвинение в циклическом характере каузальных объяснений несостоятельно в силу самого определения черт как генерализованных тенденций, охватывающих разнообразные ситуации и порождающих различные варианты поведения.

Ответ на третье критическое замечание состоит в том, что обвинение моделей черт в полном игнорировании окружения также оказывается спорным. Действительно, такие психологи, такие как Олпорт и Кэттелл, отдавали преимущество чертам, но они тж признавали решающую роль ситуации — Кэттелл делал это в своем уравнении спецификации и в утверждении, что сила черты равняется величине реакции, деленной на величину стимула, а Олпорт — в своем понятии эквивалентности стимулов и в таких высказываниях, как «нам следует думать о чертах как о радиусах возможного поведения». Теоретики из этого лагеря опираются на черты для описания структуры личности, но они прекрасно сознают, что прогнозирование поведения предполагает сочетание личностных и ситуационных переменных.

Хотя критика формулировок черт совершенно ясно показала, что психология миновала период, к-рый Олпорт назвал «веком невинности», можно утверждать, что описанные выше теоретические модели черт остаются полезными для анализа и описания личности, для прогнозирования поведения и для формулирования основных принципов челов. поведения.

См. также Архетипы, А-тип личности, В-тип личности, Диспозициональные наборы

Дж. Б. Кэмпбелл

Циклотимная личность (cyclothymic personality)

Термин «циклотимик» впервые предложил Кальбаум в середине XIX в. для описания того, что тогда называлось циркулярным помешательством. Симптомы представляют собой состояние личности, проявляющееся хроническими, эпизодически повторяемыми расстройствами настроения непсихотической природы. Настроение может носить характер мании, депрессии или и того и другого. Интенсивность этих колебаний настроения не достигает уровня, соответствующего критериям диагностики маниакально-депрессивного (биполярного) расстройства и не сопровождается состоянием субъективного дистресса.

Клиническая картина определяется перемежающимися двухфазными, но непсихотическими изменениями настроения в форме эйфории и депрессии. Эйфория не достигает уровня или продолжительности развернутого маниакального эпизода; скорее пациент обнаруживает повышенное, экспансивное или раздражительное настроение. Сопровождающими феноменами яв-ся снижение потребности в сне, повышение продуктивности, чувство усилившейся способности концентрировать внимание, креативное мышление и устанавливаемый для себя режим работы. Соц. трудности связаны с «покупательским зудом» и финансовой расточительностью. В депрессивной фазе отмечается уход в себя, потеря удовольствия от обычных занятий и интереса к ним, снижение продуктивности и концентрации внимания, сонливость. Изменения настроения могут чередоваться с периодами нормального поведения, длящимися по несколько месяцев.

Начало циклотимии в форме заметных изменений настроения приходится обычно на середину и вторую половину периода отрочества—юности (adolescence). Во взрослом возрасте эйфорические фазы могут содействовать адаптации и успешности функционирования чел. Однако при резких колебаниях настроения уровень соц. приспособления объективно снижается. Постановку диагноза облегчает характерная динамическая картина симптоматики. Должны быть исключены колебания настроения, являющиеся следствием злоупотребления психоактивными веществами. Начало в возрасте свыше 40 лет может быть связано с органическими нарушениями.

В ряде случаев колебания настроения могут перерастать в развернутые маниакальные или депрессивные психотические эпизоды. При этом наблюдаются характерные для психоза признаки — выраженная дезорганизация мышления, бредовые идеи и серьезное нарушение обыденной жизни.

См. также Депрессия, Диспозиционные установки, Маниакально-депрессивная личность

Р. Марвит

Циклы труда и отдыха (work-rest cycles)

Любая активность, требующая совершения работы, измеряется на физ. уровне в футофунтах, а на физиолог. — в тепловых единицах. Распространенной физиолог. единицей яв-ся килокалория (ккал); 1 ккал равняется количеству тепла, необходимого для того, чтобы температура 1 кг воды повысилась с 15 до 16° С. Предпринимались попытки соотнести с килокалориями описательные термины, чтобы очень тяжелую работу можно было оценить как требующую 10 ккал/мин, работу средней тяжести — как требующую 5 ккал/мин, а легкую и очень легкую работу — примерно 2 ккал/мин. Но здесь возникает серьезная проблема, связанная с индивидуальными различиями, поскольку работа, являющаяся тяжелой или относительно тяжелой для одного чел., может быть легкой для др. Какой бы вид деятельности ни имел место — напр., кладка кирпичей (4 ккал/мин) или стрижка газона (7 ккал/мин), — ни один человек не способен работать неограниченное время без отдыха. Потребность в отдыхе может быть вызвана скорее чувством скуки, чем затратами энергии, но так или иначе она существует. Характер отдыха тж нелегко определить, т. к. одну и ту же функцию, а именно восстановление способности продолжать первоначальную деятельность, может выполнять простая смена вида деятельности. В любом случае, за периодом работы должен следовать период отдыха, и оба составляют то, что можно назвать Ц. т. о.

Продолжительность отдыха, требуемого для восстановления сил после какого бы то ни было вида деятельности, с трудом поддается определению и зависит от принятого критерия. В искусственно созданных условиях (в лаборатории, напр.) чел. может захотеть довести себя до «состояния изнеможения», работая на беговой дорожке или выполняя какие-то иные трудные задания. Обычно даже в искусственно созданных условиях эта точка может быть пройдена за счет использования каких-то мотивационных факторов. В повседневной жизни никто не работает до изнеможения, поскольку работа регулируется теми или иными внешними факторами и люди отдыхают либо официально, либо неофициально, во время различных перерывов и пауз.

Для большинства видов деятельности характерны определенные уровни затрат энергии, к-рую чел. может возобновлять более или менее продолжительное время, если выдерживаются нормы чередования работы периодами отдыха, достаточными для того, чтобы можно было выполнить следующую часть задания. Все сводится к проблеме оправданности затрат. Известно, что если работать в темпе, к-рый в четыре раза быстрее обычного, это позволит добиться лишь удвоения рез-та до того момента, когда чел. выбьется из сил, и потребует более длительных периодов отдыха, необходимых для возобновления работы на прежнем уровне.

Проблема Ц. т. о. осложняется существованием значительных индивидуальных различий в мотивации, трудовых аттитюдах, относительной подверженности скуке, физ. характеристиках работника и состоянии его здоровья, условиях трудового договора и т. д. В целом, если чел. предоставить самому себе, он выйдет на такой уровень энергетических затрат, к-рый позволит ему продолжать работу в течение какого-то приемлемого периода времени.

См. также Работоспособность, Эргопсихометрия

Б. Р. Бугельски

Циркадный ритм (circadian rhythm)

О том, что у нек-рых растений есть суточные циклы движений листьев и лепестков, люди знали еще много веков назад. А в последние несколько десятилетий были накоплены обширные данные о циркадной ритмичности в жизни животных. Особенно поражает временная изменчивость реагирования организма на физиолог. пробы. Так, доза амфетамина, убивающая 78% популяции крыс в 03.00 часа, в 06.00 часов будет смертельной только для 7%. После одинаковой дозы рентгеновского облучения, к-рую мыши получают в 08.00 и 20.00 часов, число выживших в первом случае оказывается в несколько раз больше, чем в втором. Одинаковая по дозе инъекция лидокаина гидрохлорида, сделанная в 15.00, вызывает конвульсии лишь у 6% грызунов, а сделанная в 21.00 — уже у 83%. В отношении целого ряда мед. препаратов, к-рые регулярно принимаются людьми, были собраны доказательства изменения их терапевтической эффективности и вредных побочных эффектов в зависимости от времени приема.

Первые наблюдатели полагали, что суточные ритмы — это всего лишь непосредственная реакции на такие средовые сигналы, как естественное чередование дня и ночи. Этой интерпретации был брошен вызов после обнаружения того, что при отсутствии таких явных временных ориентиров (Zeitgebers), как регулярное чередование света и темноты, циклы мн. организмов сохраняются или переводятся в «свободный режим» с периодом, существенно отклоняющимся от 24-часового и варьирующим от индивида к индивиду. Согласно наиболее широко признаваемой специалистами интерпретации, живой организм обладает врожденным, внутренним свойством циркадной ритмичности, как бы находясь под влиянием эндогенной системы самоподдерживающихся осцилляторов, обычно синхронизированных именно с 24-часовым циклом посредством повторяющихся внешних сигналов, но не обязательно зависящих от них. Способность многих биолог. видов использовать положение солнца в качестве ориентира для поддержания направления движения, регулярно вводя поправку на относительное смещение солнца в течение дня (т. н. солнечный компас с временной коррекцией), по-видимому, предполагает наличие своего рода внутреннего таймера или чувства времени.

Большинство исследователей считают, что онтогенетическое развитие ритмов не зависит от степени знакомства индивида с временными сигналами-ориентирами в его непосредственном окружении, — др. словами, научения здесь не требуется. Однако из этого не следует, что ритмы не поддаются изменению. Как было убедительно показано в отношении некоторых видов животных, именно ранний опыт жизни в условиях искаженного свето-темнового цикла (на несколько часов длиннее или короче 24 часов) может очень долго влиять на длину «свободно устанавливающегося» периода Ц. р. индивида.

Предполагается, что утрата нормальных временных соотношений между различными Ц. р. («внутренняя десинхронизация») вносит помехи в орг-цию телесных функций и ослабляет психич. деятельность. Этим отчасти объясняются изменения уровня бодрствования (в сторону спутанности сознания), испытываемые людьми после перелета через несколько часовых поясов или при нарушении режима труда и отдыха, вызванном сменной работой.

См. также Поведенческие ритмы человека, Ритм, Склонность к несчастным случаям и техника безопасности, Циклы труда и отдыха

Ф. Фингер

Ч_

Частотность слова (word frequency)

В психологии Ч. с. играет важную роль не только в пед. приложениях, но тж при контроле и анализе свойств стимула и реакции в экспериментах по восприятию, научению, памяти и речи и при характеристике вербальных репертуаров различных популяций индивидуумов — как нормальных, так и отклоняющихся от нормы и находящихся на различных уровнях хронологического и психол. возраста.

Частотность слова-типа (word type)обычно определяется путем подсчета числа случаев воспроизведения данной лексемы (tokens)на большой выборке таких случаев, извлекаемой либо из разговорной речи, либо из письменных или печатных текстов. Машинные программы подсчета слов обычно определяют тип как специфическую последовательность печатных символов, ограниченную пробелами. В отличие от них тематический подсчет слов (lemmatized word count)рассматривает слово-тип как определенный класс слов, включающий его различные родственные формы (формы множественного числа, временные формы, написание с заглавных букв и т. д.), а нек-рые тематические подсчеты тж учитывают различия между омографами (совпадающими по написанию, но различающимися по значению словами).

В двух наиболее широко используемых частотных словарях английского языка — «Учительском словаре на 30 000 слов» (Teacher's word book of 30 000 words)Э. Л. Торндайка и И. Лоджа и «Численном анализе совр. американского варианта английского языка» (Computational analysis of present-day American English)Г. Кучера и У. Н. Франсиса — частотность слов-типов указана в виде частоты встречаемости на млн слов. Ч. с., приводящиеся в этих источниках, не вполне сопоставимы не только вследствие несопоставимости самих выборок, но тж по причине использования в первом, в отличие от последнего, тематического подсчета.

Все эти подсчеты осн. на печатных материалах. Доступны лишь немногие хорошие подсчеты устной речи. Ч. с. из устной и письменной речи практически совпадают; наиболее существенное различие, вероятно, выражается в более высокой частоте употребления личных местоимений в устной речи.

Значительный интерес вызывала мат. форма распределений Ч. с. Такие распределения могут использоваться с целью оценки величины словарного запаса, из к-рого была извлечена определенная выборка, однако различные трактовки распределений приводят к довольно различным оценкам.

Частотность яв-ся лишь одной из ряда характеристик слова, к-рая требует контроля в психол. экспериментах по процессам вербального научения и памяти. Частотность положительно связана с числом значений слова, но отрицательно — с его длиной. Существуют тж связи частотности с известностью слова, скоростью узнавания, разборчивостью (intelligibility), числом вызываемых ассоц. (associative value), эмоциональной коннотацией (affective connotation), конкретностью значения, возрастом, в к-ром предположительно усваивается слово, и др. важными переменными. В определенных типах афазии и др. патологических состояниях Ч. с., наряду с показателем употребления типов слов (type-token ratio), яв-ся решающей переменной при характеристике словарных репертуаров.

Э. Л. Торндайк — пионер в изучении прикл. аспектов Ч. с. в области образования, в частности отбора слов для составления материалов по чтению для школьников и учеб. словарей, а тж оценки читаемости и понятности текстов. Информ. по Ч. с. тж сыграла важную роль в обучении иностранным языкам.

Дж. Б. Кэрролл

Человеческие паттерны ухаживания (human courtship patterns)

Ухаживание представляет собой ин-т, посредством к-рого холостые люди и/или их родственники включаются в установление отношений, имеющих целью заключение брака. Об-ва различаются по той степени, в к-рой доминирующая роль в ухаживании отводится родителям или самим партнерам по будущему браку. Родители могут осуществлять как опосредованное влияние на выбор супруга(и), так и прямое — иногда путем угроз лишения необходимых материальных благ. Они могут реализовывать контроль опосредованно, через выбор места жительства или школы либо путем привития ценностей, к-рыми впоследствии будут руководствоваться их дети в своем выборе друзей и брачных партнеров.

В колониальной Америке наличие сильной индивидуалистической традиции и отсутствие прочной сети отношений родства сообща привели к ослаблению родительского контроля, даже несмотря на то, что родители в этой стране были на вершине своего влияния в тот период времени. Ухаживающие стороны сравнительно мало контактировали со своими партнерами за пределами родительского дома, что отчасти усиливало влияние родителей. Когда в XIX в. начали назначаться свидания, молодые люди стали видеться друг с другом наедине и смогли решиться выйти за пределы родительских оценок и суждений.

Продуктом соц. изменений, происшедших в XX в., стали встречи в местах отдыха и развлечений, на к-рых каждый из кандидатов в супруги мог общаться сразу с неск. партнерами, что не вызывало к.-л. обязательств по отношению к любому из них. Независимо от своей формы и функции, традиция назначать свидания в том виде, как она существовала на протяжении первой половины XX в., постепенно сошла на нет. Холостые мужчины и женщины сегодня в большей степени ориентированы на групп. общение, способствующее познанию друг друга скорее как товарищей, нежели как будущих брачных партнеров.

Предполагается, что пары проходят через 5 последовательных стадий в своем продвижении от первоначального контакта к заключению брака. В ходе стадии начального контакта незнакомые люди предоставляют о себе необходимые сведения, чтобы позволить друг другу определиться в том, достаточен ли вызываемый противоположной стороной интерес для оправдания последующих встреч. В ходе второй стадии они устанавливают связь, основывающуюся не на стереотипных восприятиях, а на понимании друг друга как уникальных личностей. Они переходят на третью стадию — дружбы, когда у них начинает возникать сильное чувство взаимной симпатии и расположения, а затем к четвертой стадии близких отношений, когда они достаточно раскрываются друг перед другом, чтобы доверять свои секреты. Наконец, они достигают состояния заключения союза, опирающегося на сравнительно полное понимание и принятие друг друга. Хотя об-ва или отдельные пары могут сокращать эти стадии, в них остаются представленными стадии выбора партнера, возникновения привязанности и заключения договора, к-рые яв-ся фактически универсальными.

Наши рекомендации