Выявление индикаторов изучаемого явления
Индикатор – элемент или характеристика объекта, доступные наблюдению, исследованию и измерению[4].
По теоретическому уровню индикаторы делятся:
1. Категории анализа (понятийные единицы, выражающие смысловые признаки объекта исследования или его отдельных элементов (единиц анализа);
Например, в процедуре интент-анализа это интенции; в контент-анализе – это отношение.
2. Единицы анализа – части, элементы объекта исследования, которые подлежат эмпирическому исследованию;
Например, в интент-анализе это м.б. цель самопрезентации, дискредитации оппонента, воздействие на общественное мнение. В контент-анализе это м.б. +, - или нейтральное отношение. В тесте Айзенка: субъективизм, экстраверсия, нейротизм.
3. Единицы счета – количественная характеристика единицы анализа, которая фиксирует регулярность, с какой она встречается в обследуемом массиве.
Например, ответы на вопросы теста. Из 10 вопросов на субъективизм – не более 5 баллов – это объективная самооценка.
Основные ошибки при выборе индикаторов:
1. слишком широкий круг индикаторов
2. слишком узкий круг индикаторов
3. нерепрезентативный уровень индикаторов (единицы анализа не представляют категории анализа)
Выбор методов и методик исследования
Факторы выбора:
- задачи исследования;
Методы вытекают из задач, а не задачи из методов!
- объект исследования (как особенность выборки испытуемых);
В частности, детей нельзя переутомлять длинными опросниками…
- этап исследования
На теоретическом этапе – это методы теоретического поиска и анализа. На этапе обработки данных – методы математической статистики.
Требования к выбору методов и методик:
Метод исследования – способ исследования явления, способ получения данных.
Методика – (в узком смысле слова) – конкретна процедура реализации метода, определяемая объектом и предметом исследования. Например, метод СД, методика Петренко…
Методика в широком смысле – совокупность приемов, способов исследования и порядок их применения и интерпретации полученных данных. В этом смысле методика = процедуре исследования. И включает в себя технику фиксации, рекомендации к поведению исследователя и др.[5]
- Обоснованность выбора (надежность, валидность, адекватность решаемым задачам и объекту исследования);
- Методы и методики должны составлять систему. Нет необходимости дублировать методический инструментарий. Методики должны исследовать разные стороны (аспекты) явления.
- Адаптация к объекту и ситуации исследования. Например, могут устареть некоторые формулировки. Так у Элерса есть формулировки типа: жеманный, усмотрительный. Современная молодежь уже не понимает. Как и например термина «сладострастие» из методики Додонова.
Способ фиксации хода и результатов исследования
- Запись на технические носители: видео, аудио… (поместить вне поля зрения, по этом спросить разрешения)
- Запись по памяти (может подвести)
- Компьютерная база данных
- Бланки ответов
Бланки регистрации данных наблюдения
Пилотажное исследование
Пилотаж (зондаж) – пробно-поисковый тип исследования, проводимое до основного и являющееся его упрощенной формой. Если предваряет тестирование – претест.
Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки основного исследования.
Цели:
· установление необходимого объема выборки
· уточнение содержание и количества вопросов анкет
· уточнение необходимого времени исследования
· уточнение гипотезы
· уточнение программы и методик исследования.
Требования:
- Для пилотажа и основного исследования брать разных но эквивалентных испытуемых (чтобы избежать эффекта привыкания)
- Включает все этапы исследования: вплоть до обработки и интерпретации данных.