Цели и оценка результатов сестринского ухода

Цели, определяемые при планировании сестринского ухода, как обычно, должны быть согласованы с пациентом. В соответствии с проблемами, разобранными выше, цели следует формулировать приблизительно так:

• восстановление независимости при выборе работы;

• получение удовольствия от выбранной работы и доступного отдыха;

• снижение вредного воздействия психологических проблем, связанных с безработицей;

• изменение условий окружающей среды в лечебном учреждении, способствующее выбору посильных для пациента видов деятельности и отдыха, и др.

В Приложении приведены ситуационная задача и вариант заполнения сестринской документации по всем фундаментальным потребностям.

ГЛАВА 9 СТРЕСС И АДАПТАЦИЯ

Прочитав эту главу, Вы узнаете:

• определение сущности стресса;

• о влиянии стресса на организм человека;

• о видах физиологической и психологической адаптации к стрессу;

• об особенностях сестринского процесса при наличии стресса у пациента;

• о понятии «Я-концепция», характеристике основных её аспектов (роль-функция, схема тела, идентичность, самоуважение);

• о стрессорах, угрожающие «Я-концепции»;

• о нюансах сестринской помощи при нарушении Я-концепции.

Понятия и термины:

• адаптация - приспособление;

• анорексия - отсутствие аппетита;

• гомеостаз - постоянство внутренней среды организма;

• дистресс - патологически развивающийся стресс;

• релаксация - расслабление;

• стресс: 1) неспецифическая физиологическая реакция организма на изменение условий окружающей среды; 2) термин, используемый для обозначения ряда состояний человека, возникающих в ответ на экстремальные воздействия (стрессоры);

• стрессор - фактор, вызывающий состояние стресса у человека;

• фрустрация - чувство крушения;

• эгоцентризм - склонность личности рассматривать действительность исключительно с точки зрения полезности для себя;

• эустресс - нормальный стресс.

9.1. СУЩНОСТЬ СТРЕССА

Прежде чем исследовать стресс, нужно уточнить понятие «стрессор». Стрессор может быть действительным или потенциальным, физиологическим или социокультурным. Большинство стрессоров, действующих на пациентов, являются отрицательными раздражителями, но существуют и положительные стрессоры (женитьба, физические упражнения или рождение ребёнка). Важно, что некоторые из раздражителей будут восприниматься как стрессор одним человеком, а для другого вовсе не являются таковым. Стрессоры, которые рассматриваются негативно, с высокой вероятностью переходят в дистресс. Например, женщина, считающая очень важным достижение сексуального удовольствия, будет тяжелее переживать удаление груди, чем женщина, придающая меньшее значение тому, как выглядит её тело.

Хорошее самочувствие человека часто достигается его возможностями эффективно справляться с внутренними и внешними стрессорами. Сестринский персонал может помочь пациентам адаптироваться к изменениям окружающей среды, таким образом предупреждая или уменьшая воздействие стрессоров и выраженность реакции на них. Не зная теории стресса, не понимая, что происходит с человеком, трудно оказать адекватную психологическую поддержку.

Вульф, изучая взаимодействие людей с патогенными возбудителями (1955), представлял стресс как «систему защитной реакции». Кэнон, исследуя вопросы поддержания гомеостаза при изменениях во внешней среде, обратил внимание на то, как реагирует нервная система на угрозу извне, и ввел понятие «бегство из боя» (1963). Г. Селье акцентировал внимание на биологических аспектах стресса и описал общий адаптационный синдром (1971), указав, что человек, находящийся в состоянии стресса, реагирует на него благодаря «объединённому унифицированному защитному механизму» [41].

Термин «стресс» употребляется часто, поскольку многие переживают это состояние изо дня в день на протяжении всей жизни. Как это ни парадоксально, стресс необходим для нормального развития и выживания. Термин «стресс» в течение многих лет применялся лишь для обозначения умственного (психического) напряжения и переутомления (нахождение в состоянии стресса).

В данном пособии стресс определяется как комплексная реакция организма (включающая интеллектуальные, поведенческие, эмоциональные и физиологические компоненты) на раздражители, которые воспринимаются сознанием или подсознанием как опасные или угрожающие. Эта реакция является защитным механизмом и даёт возможность человеку адаптироваться к вредным или угрожающим раздражителям. Вид стресса зависит от типа, силы и длительности действия данного раздражителя и особенностей конкретного человека (возраст, пол и т.п.). Люди реагируют на жизненные события, основываясь на личном опыте и собственной интерпретации происходящего.

Термин «неспецифическая реакция» означает, что сходный ответ организма наблюдается у всех здоровых людей. Например, когда человеку жарко, он потеет, когда холодно дрожит; при физической нагрузке мышцы нуждаются в большем количестве энергии, поэтому сердце бьётся чаще и сильнее, улучшая их кровоснабжение.

Лекарственные средства и гормоны, выделяемые железами внутренней секреции, обладают специфическим свойством. Однако независимо от того, какие изменения в организме они вызывают, все эти агенты предъявляют организму неспецифические требования перестройки, адаптации ко вновь возникшей ситуации, какой бы она ни была. Итак, кроме специфического эффекта все воздействующие на организм факторы вызывают также и неспецифическую потребность - приспособиться и восстановить обычное состояние. Эти функции независимы друг от друга.

Наши рекомендации