Зрительно-моторная координация
Для развития зрительно-моторной координации полезны следующие упражнения:
— Забивать мяч в ворота сперва левой ногой, затем правой.
— Обводить мяч вокруг препятствий.
— Во время бега останавливаться по команде, разворачиваться и бежать в другую сторону.
— Прыгать вперед, назад, влево и вправо.
— Прыгать на одной и на другой ноге.
— Играть в классики.
— Прыгать на батуте.
— Взбираться на «шведскую стенку».
Параллельное развитие
Подвижные игры
Подвижные игры очень важны для ребенка в любом возрасте. Выберите игры, которые ему наиболее подходят. Подарите ребенку наслаждение движением, но в то же время не забывайте следить, чтобы игра не пугала его и не доставляла неприятных ощущений: крепко держите его и разговаривайте с ним во время игры. Не заставляйте ребенка играть: продолжайтеигру лишь дотех пор, пока он сам этого хочет.
Каковы бы ни были проблемы вашего ребенка, нет нужды чрезмерно его оберегать. Дайте ему возможность попрактиковаться в новых навыках, ведь без этого он не обретет уверенность в себе. Вас может беспокоить, что ребенок часто падает — особенно если он уже большой и падать для него не так безопасно,— однако чрезвычайно важно дать ему возможность играть свободно. Детские площадки, игровые комнаты, песочницы, пляжи, сад — вот подходящие и сравнительно безопасные места для подвижных игр.
— Кружите ребенка вокруг себя, взяв его за руки или перевернув вниз головой и держа за лодыжки. Следите за реакцией ребенка и за тем, чтобы ваши действия не причиняли ему неприятных ощущений.
— Танцуйте под музыку с ребенком на руках.
— Поиграйте в «покатушки-перевертушки»: положите ребенка на кровать, возьмите за руки или обнимите за плечи и покатайте его взад-вперед и в стороны. Также можно подложить ребенку под голову и плечи подушку и покатать вместе с ней.
|
— Посещайте игровые комнаты, в которых ребенку предоставляется возможность бегать, прыгать и лазать, неподвергаясебя опасности.
— Запишитесь на занятия гимнастикой. В безопасной обстановке детского спортивного зала, под контролем специалиста ребенок сможет попрактиковаться в кувырках, прыжках, лазаний и поэкспериментировать с различными снарядами-брусьями, батутом.
Верховая езда для инвалидов
Отделения ассоциации«Верховая езда для инвалидов» или других, более специальных, обществ, организующих катание верхом для детей с особыми нуждами, существуют почти в каждом из городов Великобритании.
Катание верхом благотворно воздействует на ребенка сразу в двух аспектах. Во-первых, это прекрасное физическое упражнение. Если вы сами когда-нибудь ездили верхом, то знаете, сколько постоянных компенсаторных движений должен проделывать всадник вслед за движениями лошади. Кроме того, верховая езда укрепляет мускулы спины и бедер, умение держать голову, развивает чувство равновесия и пространственное мышление. Во-вторых, общение с лошадьми может дать «проблемному» ребенку незаменимый эмоциональный опыт, подарить радость и хорошую мотивацию к занятиям. Наконец, верховая езда позволяет передвигаться детям, у которых нет возможности ходить.
В Англии обычное еженедельное занятие длится 15-20 минут. Детей в обязательном порядке сопровождают взрослые. Как правило, занятие включает в себя различные упражнения и игры.
|
Плавание
Плавание может стать для ребенка с особыми нуждами прекрасным и полезным занятием, но только при одном условии: если сопровождающий его взрослый уверенно чувствует себя в воде. Неуверенность и нервозность со стороны взрослого ребенок ощущает мгновенно.
Основная цель посещения бассейна в раннем возрасте — развлечение. Любые подвижные игры в воде благотворны, поскольку развивают гибкость и контроль над мышцами. В воде человек вынужден напрягать мышцы сильнее обычного, но одновременно он чувствует поддержку со всех сторон и не боится упасть. Ребенку с физическими проблемами вода дает ни с чем не сравнимое чувство свободы и равных возможностей.
Следите за тем, чтобы ребенок не мерз в воде. Некоторые дети замерзают быстрее других, особенно в случае, если они не особенно активны в воде. С другой стороны, в слишком теплой воде ребенок очень быстро устает.
Если ребенок боится воды, приучайте его к бассейну постепенно. Сначала дайте ему посмотреть со стороны, потом побудите сесть на бортик и поболтать в воде ногами, затем затейте с ним игру, при которой ребенок стоит на берегу, а его партнер в воде (например, перекидывайтесь мячом). Вводите ребенка в воду, только когда он будет к этому готов. Иногда взгляд на бассейн с необычного ракурса помогает победить страх: попробуйте обойти с ребенком вокруг бассейна и зайти в воду с другой стороны. Во многих бассейнах стены выложены кафелем с привлекательными картинками: используйте эти картинки как средство привлечения внимания ребенка.
В бассейнах бывает очень шумно, и иногда это пугаетдетей.Поэтому старайтесь, если возможно, выбрать время, когда в бассейне мало посетителей, или посещать специальные сеансы для детей-инвалидов — на таких сеансах обычно бывает тише, чем в обычные часы.
Некоторые бассейны организуют курсы водных процедур для детей от трех месяцев.На этих занятиях ребенка научат держаться на воде и подскажут вам новые идеи для водных игр. Вот что вы можете делать с ребенком в бассейне:
|
— Побуждайте ребенка брызгаться руками и ногами. При этом громко визжите, смейтесь, стройте рожи и притворяйтесь, что боитесь брызг, чтобы побудить его к игре. Это занятие развивает гибкость движений и укрепляет мускулы.
— Перекидывайтесь мячом — это развивает мышцы рук.
— Играйте в «кенгуру» — возьмите ребенка за руки и прыгайте в воде вместе с ним. Это укрепляет ноги.
— Пускайте пузыри в воде. Это упражнение развивает мышцы гортани и стимулирует звукопроизношение.
— Побудите ребенка бросать в вашу сторону мяч — при этом ему придется прилагать усилия, чтобы сохранить равновесие.
— Поиграйте в «Баба сеяла горох»: взяв ребенка за руки, попрыгайте в воде. Когда ребенок будет к этому готов, можете начать погружаться в воду с головой.
— Усадите или поставьте ребенка на бортик бассейна и побудите его прыгать в воду. Можете использовать песенку про Шалтая-Болтая.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
Хронологическое развитие
Для развития навыков мелкой моторики необходима правильная поза. Ребенок в неправильной позе не сможет делать многого из описанного ниже. Перед началом занятий обращайте внимание на позу вашего ребенка (об этом см. гл. 2, с. 20-21). Если из-за физических проблем ребенку трудно принимать или сохранять правильную позу, посоветуйтесь со специалистом по движению.
Если у ребенка нарушено зрение, полезно держать все его игрушки в коробке или на подносе, чтобы ему было легче их найти.
Стимуляция ручной деятельности
Если у ребенка проблемы с контролем мышц рук, чрезвычайно важно поощрять его как можно больше действовать руками, чтобы развивать их ловкость и мышечный контроль. Следующие игры побуждают ребенка разжать кулачок и начать пользоваться пальцами:
— Играйте с различными материалами и побуждайте ребенка воздействовать на них различным образом — трогать, щупать, гладить, тянуть, похлопывать.
— Играйте с песком (как сухим, так и мокрым) и торфом.
— Играйте с водой (а также с пузырями, красящими веществами, разноцветными съедобными хлопьями и т.п.)
— Играйте с тестом для лепки.
— Замесите тесто из кукурузной муки с водой. Его консистенция позволяет вытягивать его в различных направлениях и лепитьиз него различные фигуры.
— Дайте ребенку поиграть с остывшими макаронами.
— Попробуйте также игру с кремом для бритья или кремами для лица, особенно марками, содержащими вязкие вещества.
Рецепт теста для лепки
Чашки муки
Чашки воды
Чашка соли