Индивидуальное и социальное в настроениях личности
Социальная обусловленность и социальная значимость настроения личности. Всякое настроение, будь это настроение группы или индивида, социально, если употреблять это понятие в самом широком смысле, имея в виду, что и сугубо личное настроение отражает через призму переживания отдельного индивида его взаимоотношения с окружающей социальной средой.
Однако степень социальной обусловленности и социальной значимости настроений различна. Одно дело — интимное переживание отдельного индивида, другое — настроение, захватывающее, объединяющее и побуждающее к действию определенные социальные слои и группы общества, классы, нации и даже народы. Поэтому вполне правомерно говорить об общественном настроении не только в широком, но и в более узком смысле как о явлении социальной психологии в отличие от психологии индивидуальной.
Как явление социальной психологии, настроение может рассматриваться в двух основных смыслах. Во-первых, как социальное настроение или социальный аспект настроения личности в отличие от ее же сугубо индивидуального, интимного настроения; во-вторых, как групповое, коллективное, массовое настроение в отличие от настроения отдельной личности.
Если настроение группы людей всегда является социальным хотя бы уже потому, что это настроение не отдельного человека, то настроение личности содержит в себе два аспекта — социальный и индивидуальный.
Взаимосвязь индивидуального и социального в настроениях личности. Настроение личности индивидуально, поскольку является эмоциональным состоянием, переживанием именно данной личности и имеет только для нее характерную форму проявления. Но оно вместе с тем и социально, поскольку может быть индивидуальной формой проявления настроения того или иного класса, слоя общества или даже целой нации.
Настроение личности индивидуально, поскольку выражает отношение человека к условиям его индивидуального бытия. Но оно в то же время и социально, поскольку выражает его отношение и ко всей системе не зависимых от отдельного человека общественных, экономических, политических и идеологических отношений.
Например, скептическое умонастроение так называемых лишних людей, выведенных А. С. Пушкиным в "Евгении Онегине", М. Ю. Лермонтовым в "Герое нашего времени", И. С. Тургеневым в "Рудине" и другими, выступает не только как индивидуальное настроение Онегина, Печорина, Рудина, но и как социальное настроение, как эмоциональное, смутно осознаваемое отношение определенной категории людей ко всей социальной действительности, как проявление преобладавшего в тот период умонастроения молодого поколения.
Однако, несмотря на тесную взаимосвязь индивидуального и социального, в настроениях личности в тот или иной момент могут выступать на первый план либо индивидуальные, либо социальные мотивы.
В тех случаях, когда социальный мотив звучит сильнее, чем индивидуальный, правомерно говорить о социальном настроении, несмотря на то, что оно проявляется через сугубо индивидуальные переживания личности. Так, в музыке Бетховена, например в "Героической симфонии", тесно переплелись революционные настроения его эпохи и сугубо личные переживания, но мотивы социальной борьбы звучат гораздо сильнее.
Социальным по своему существу было и то политическое настроение великого русского революционера-демократа В. Г. Белинского, которое отразилось в его знаменитом письме к Гоголю. В этом письме В. Г. Белинский стремился выразить не столько личные симпатии и антипатии, сколько политическое настроение широких народных масс, их отношение к крепостному праву, самодержавию и религии.
У Шопена и Огинского социальное по своей природе чувство любви к родине, стремление к ее национальной независимости вылились в тонкое, сугубо индивидуальное настроение грусти, получившее самую различную эмоциональную окраску в их замечательных музыкальных произведениях.