Определение возрастных индивидных особенностей человека

Понятие возрастных особенностей человека в психологии связано с описанием изменений во времени его биологических свойств, его природного организма. Так как человеческий орга­низм изменяется во времени в целом, то к возрастным индивид­ным особенностям относятся все выделенные выше свойства че­ловека как индивида. В этом смысле в науке говорят о биологи­ческом возрасте. Понятие биологического возраста предполагает деление всего цикла жизни организма человека, его онтогенеза на отдельные, качественно своеобразные периоды. Деление он­тогенеза на периоды составляет основу периодизации развития человека.

Построение возрастной периодизации жизни человека и ха­рактеристика основных периодов роста и созревания природного организма составляет задачи естественных и медицинских наук. Мы укажем лишь на те проблемы биологического возраста, ко­торые имеют отношение к психологии человека. Это проблема связи периодизации жизни человека и периодизации его психического развития; проблема гетерохронности (неравномерности и раз­новременности) развития индивида в онтогенезе; проблема аксе­лерации развития индивида.

В истории психологии зафиксированы случаи фактического смешения или отождествления периодизаций биологического со­зревания (органического роста) и периодизаций психического развития (периодизаций развития субъективности). В качестве примера можно назвать периодизацию детского развития, осно­ванную на биогенетическом принципе. Биогенетическая теория предполагает, что существует строгий параллелизм между развитием человечества и развитием ребенка, что онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. С точки зрения этой тео­рии, естественнее всего разбивать детство на отдельные периоды сообразно с основными периодами истории человечества. При этом утверждается, что стадии психического развития и формы поведения ребенка, закономерно сменяющие друг друга, предо­пределены генетически, т.е. по сути дела вызревают и вырастают.

Определение возрастных индивидных особенностей человека - student2.ru Другим примером смешения биологических и психологиче­ских периодизаций может служить попытка П.П.Блонского рас­членить на эпохи детство на основании дентиции, т.е. появления и смены зу­бов. Детство членилось им на три эпо­хи: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов. З.Фрейд периодизацию развития стро­ил как периодизацию органического психосексуального созревания индивида.

Однако явное или неявное отождествление органического роста и психических изменений во вре­мени при построении периодизаций развития не позволяет ре­шать задачи управления этими процессами. И.С.Кон отмечает, что соотношение генетически заданного, социально воспитанно­го и самостоятельно достигнутого принципиально неодинаково у разных индивидов, даже относимых к одной возрастной когорте. Периодизация развития человека как природного организма имеет собственные закономерности, так же как и периодизация психического развития. Их соотношение, а также выявление их связей с периодизациями социализации индивида, его духовного становления представляет собой отдельную, сложную и практи­чески важную проблему.

Потребности практики, в частности определение критериев готовности ребенка определенного возраста к обучению в школе, адекватности форм и методов обучения на разных ступенях об­разования, определение объективных критериев зрелости челове­ка побуждают психологов обратиться к исследованиям сензитивных и критических периодов индивидуального развития, изуче­нию неравномерности развития человека в онтогенезе.

В биологии и психологии сензитивными периодами называ­ют фазы развития, на которых организм отличается повышен­ной чувствительностью к определенным внешним и внутренним факторам. Воздействие этих факторов именно в данной (и ни­какой другой) точке развития имеет особенно важные, необрати­мые последствия. С этой точки зрения существует вполне опре­деленная, генетически заданная последовательность появления ор­ганических структур, функций, систем, потребностей и влечений.

В психологии сензитивность в становлении психологических свойств и процессов изучена мало. По сути, имеются лишь раз­розненные, отрывочные сведения о становлении отдельных пси­хических функций, В частности, указывается на важность перио­да раннего детства в развитии речи, в усвоении человеческого языка. Если по тем или иным причинам (имеющим, как прави­ло, педагогическую природу) это сензитивное время упущено, то дальнейшее формирование конкретных особенностей будет за­труднено и психическое развитие ребенка по сравнению с воз­можностями его хронологического возраста задержится.

Критические периоды в онтогенезе индивида представляют собой возрастные интервалы, внутри которых повышается его чувствительность к внешним воздействиям, снижается сопротив­ляемость (резистентность) к ним. Но относительное снижение сопротивляемости представляет собой только один аспект разви­тия адаптивных способностей организма. Как отмечает извест­ный физиолог И.ААршавский, критическая стадия онтогенеза «характеризуется преобразованием одного доминантного состоя­ния, свойственного предыдущему возрастному периоду, имуще­ственно новое доминантное состояние, требующееся в после­дующем возрастном периоде» [6]. Иначе говоря, чувствительность организма не просто повышается, а становится более избира­тельной. Это своего рода зоны наибольшего риска, в которых с наибольшей вероятностью может быть нарушен нормальный ход физиологического созревания, но в то же время — это момент перехода на более высокий уровень развития.

В возрастной физиологии выделяют кризисы 3-летнего, 7-лет­него и 12-13-летнего возраста. Например, существует представле­ние об особой «хрупкости» подростка. На кризисы 3, 7, 12 лет I указывают и детские психологи. Однозначного соответствия здесь, конечно, нет. Можно полагать, что кризисы индивидного развития, накладываясь на кризисы психического развития, обу­славливают более сложную картину его протекания.

Наши рекомендации