Формы протекания эмоциональных состояний

Чувственный тон – эмоциональная окраска, своеобразный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.

Аффект – сильное, кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств, сопровождается ослаблением сознательного контроля.

Стресс – эмоциональное состояние напряжение в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Фрустрация – состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. В этом состоянии человек может проявлять подавленность, агрессию.

Страсть – сильное, стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть избирательна и всегда предметна.

Виды эмоций.

В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребностей выделяют: положительные, отрицательные, амбивалентные (двойственные) и нейтральные эмоции.

В связи с влиянием на деятельность человека выделяют: стенические (стимулируют деятельность) и астенические (связаны с пассивностью, скованностью).

Виды высших чувств.

Нравственные – чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

Интеллектуальные – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.

Эстетические – эмоциональные отношения человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей.

Практическая работа

Задание 1.Напишите, о каких формах переживания чувств идет речь в данных примерах. Обоснуйте ответы.

1) Обычно жизнерадостный студент, казался сегодня хмурым и безразличным. На вопрос, что с ним, ответил друзьям, что не знает, наверное, «встал не с той ноги».

2) Коллекционер со стажем готов очень скромно питаться, ограничивать себя в необходимом, чтобы приобрести новый желанный экспонат в свою коллекцию.

3) Услышав, что его дом сгорел, мужчина неестественно захохотал, схватился за голову и стал колотить кулаками по столу.

4) В магазине девушка говорит своей спутнице, что запах рыбы ей не приятен, и предлагает поскорей сделать покупки и выйти на улицу

5) Школьница рассказывает, что, несмотря на хорошую подготовку и успешные ответы на уроках, почему-то на экзамене у нее отнимается язык, скачут мысли, речь сбивчива.

Задание 2. Определите виды высших чувств каждого члена семьи в данной ситуации. Обоснуйте ответы.

1) Семья гуляла в лесу. Вдруг на тропинку выскочила лягушка. Дочка посмотрела на нее с ужасом, пятилетний сын – с любопытством, мама с брезгливостью отвернулась, папа посмотрел равнодушно, а старичок-биолог – с восхищением (Какой великолепный экземпляр! Какие цвета! Какая идеальная форма!).

Задание 3. Измерение степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии. (Шкала ШСНС).

Инструкция испытуемому: Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и обведите в кружок одну из цифр, характеризующих Ваше самочувствие в настоящее время:

1 - нет, неверно; 2 - пожалуй, так
3 - верно 4 - совершенно верно
Я чувствую подавленность, тоску
Утром я чувствую себя лучше всего
У меня близко слезы
У меня плохой ночной сон
У меня аппетит не хуже обычного
Мне приятно общаться с привлекательными мужчинами (женщинами)
Я теряю в весе
Меня беспокоят запоры
Мое сердце бьется быстрее, чем обычно
Я устаю без всяких причин
Я мыслю также ясно, как и всегда
Мне легко делать то, что я умею
Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте
Я надеюсь на будущее
Я более раздражителен, чем обычно
Мне легко принимать решения
Я чувствую, что полезен и необходим
Я живу достаточно полной жизнью
Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет
Меня и сейчас радует то, что радовало всегда

Обработка результатов и выводы

Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. В вопроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20)

«Обратные» ответы подсчитываются по обратной шкале: за ответ равный 1 ставиться 4 балла; за 2 – 3 балла; за 3 – 2 балла; за 4 – 1 балл. Затем баллы, набранные испытуемым по «прямым» и «обратным» ответам, суммируются.

Выпишите прямые и обратные (переведенные по обратной шкале) ответы в таблицу и найдите их сумму:

Прямая шкала № вопроса Сумма Общая сумма
Ответ                      
Обратная шкала № вопроса Сумма  
Ответ                        

Полученную сумму разделите на 80, затем умножьте на 100. Сравните результат со шкалой:

ниже 50 баллов – не имеющие в момент опыта сниженного настроения;

от 51 до 59 баллов – незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения;

от 60 до 69 баллов – значительное снижение настроения;

выше 70 баллов – глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).

Обоснуйте полученный результат. Подкрепите его

соответствующими примерами.

Задание 4. 1. Вы – учитель входите в класс на перемене. Сейчас у Вас должен начаться урок в 8 классе. Двое мальчиков дерутся в классе и уже находятся в состоянии аффекта. Остальные ученики здесь же в кабинете наблюдают за происходящим или занимаются своими делами. Учитывая особенности аффекта, а также возрастные особенности ребят, предложить рекомендации по разрешению этой ситуации.

Задание 5. Возможно ли у человека, мозг которого подвергается лишь электростимуляции в центре удовольствия, возникновение, благодаря этому, положительных эстетических или интеллектуальных чувств? Обоснуйте ответ.

Самостоятельная работа

________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

ЛИТЕРАТУРА

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.– М., 1976.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Под. ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М., 1980.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
4. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. – М., 1986.
5. Блонский П. П. Память и мышление. //Избр. психолог. произведения. – М., 1964.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
7. Брихцин М. Воля и волевые качества личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., - 1989. – С. 134-144.
8. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М., 1998.
9. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М., 1982.
10. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6-ти т. –Т. 3, М., 1984.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
12. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека – Пермь, 2000.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 1988. 14. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание.//А. Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983.
15. Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1992.
16. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
17. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. - М.,1980.
18. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993. 19. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972
20. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.
21. Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. – Л., 1974.
22. Грановская Р. М., Березная И. Я. Взаимодействие кратковременной и долговременной памяти при зрительном опознании. //Труды Всесоюзного съезда психологов. – М., 1983.
23. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.,1995
24. Занюк С. Психология мотивации.– К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2002.
25. Зинц Р. Обучение и память. – Минск, 1974.
26. Зинченко В. П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. – М., 1980.
27. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961.
28. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Учебное пособие. – М., 1998.
29. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 1999.
30. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2000.
31. Ипполитов Ф. В. Память школьника. – М., 1978.
32. История зарубежной психологии. Тексты. - М., 1986.
33. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 1978.
34. Ковалев А.Г. Психология личности – М., 1970.
35. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
36. Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента.- М., 1992.
37. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.
38. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. –М., 1971.
39. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2001.
40. Леонтьев А.Н. Проблема развития психологии. - М., 1981.
41. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. /Хрестоматия по психологии. - М., 1979.
42. Линсей, Норман. Переработка информации у человека.
43. Лук А.Н. Эволюция и личность. – М., 1982.
44. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1968.
45. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1972
46. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – М., 1975.
47. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975.
48. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. – Л.,1983.
49. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.
50. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности – М., 1986.
51. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., 1986.
52. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.
53. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. – Тбилиси, 1972.
54. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека.- М., 1966.
55. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М., 1976.
56. Немов Р.А. Психология т.1 - М., 1994.
57. Общая психология. / Под ред. Богословского В.В. - М., 1997.
58. Петровский А.В. Введение в общую психологию. - М., 2000
59. Петровский А.В. История психологии. Формирование основ психологической науки. - М., 1998.
60. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
61. Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. М., 1961.
62. Платонов К.К. Личность и труд – М., 1960.
63. Практикум по общей психологии. Под ред. А. И. Щербакова. - М., 1990.
64. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Под редакцией А.А. Крылова – Л., 1990.
65. Прядеин В.П. Воля и ответственность //Пасхи: Научный психологический журнал. – Екатеринбург, 1998. – №2. – С. 92-108.
66. Психология одаренности детей и подростков. /Под редакцией Н.С. Лейтеса. – М., 1996.
67. Рабочая книга школьного психолога. /Под редакцией И.В. Дубровиной. – М., 1995.
68. Ратанова Т.А. Психофизиологические основы индивидуальных различий. - М., 1993.
69. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М., 1999.
70. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.,2000.
71. Рувинский Л.Н., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер. – М.,1988.
72. Селиванов В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли// Психологический журнал. – 1986. – Т. 7. - № 6. – С. 110-121.
73. Симонов П.В. Мотивационный мозг. – М., 1987.
74. Слободчинов В.И. Психология человека – М., 1995.
75. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. Избранные психологические труды. - М., 1987.
76. Соколов Е.Н. Психофизиология памяти и обучения. - М., 1982.
77. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002.
78. Сперлинг Дж. Информация, получаемая при коротких зрительных предъявлениях. //Инженерная психология за рубежом. – М., 1967.
79. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
80. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. – М., 1985.
81. Теплов Б.М. Способности и одаренность. //Избранные труды. – М., 1985.
82. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности – М., 1994.
83. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986.
84. Хрестоматия по вниманию./ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. М., 1976.
85. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевского – М., 1975.
86. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб., 1997.
87. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. – М., 1988.
88. Юнг К. Психологические типы. М., 1995.
89. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1994 90. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М., 1969

Наши рекомендации