Шкала Р. Эриксона для оценки коммуникативных речевых навыков
См.: Калягин В.А., Мацько Л.Н. Типологические и личностные характеристики взрослых заикающихся // Заикание: Экспериментальные исследования и методы реабилитации. — М., 1986. — С. 24—32.
Детальную оценку меры фиксации на своем речевом дефекте позволяет производить модифицированная шкала Р. Эриксона. Ее ценность заключается в том, что она позволяет описывать симптоматологию психического компонента расстройства речи и голоса, как будет показано в дальнейшем, а также обладает определенным прогностическим потенциалом. Шкала была создана Р. Эриксоном специально для оценки коммуникативных возможностей заикающихся на основании представлений о том, что их основные проблемы лежат в диапазоне межличностных реакций и отношений. Утверждения в шкале сфомулированы в позитивном и негативном планах по отношению к тревоге («Мне трудно разговаривать перед аудиторией», «Моя речь производит хорошее впечатление»). При положительном оценивании позитивных пунктов и отрицательном негативных пациент получает один балл за каждый пункт так, что максимальный возможный балл соответствует количеству пунктов шкалы — 24. Предварительная апробация шкалы проведена автором методики на пятидесяти взрослых заикающихся мужчинах и ста нормально говорящих мужчинах. Была показана высокая положительная зависимость между баллами шкалы, самооценкой и клинической оценкой степени заикания, а также оценкой заикающимися результатов лечения и их описаниями своих затруднений в разных ситуациях. В дальнейшем была увеличена надежность и валидность методики путем коррекции отдельных пунктов шкалы.
Здесь представлен вариант,адаптированный В.А.Калягиным и Л.Н.Мацько (1986) для русскоязычного контингента. Шкала была переведена на русский язык лингвистами, после чего предложена заикающимся. В процессе непосредственного тестирования были уточнены конкретные формулировки отдельных пунктов. Уточнение качества перевода производилось также методом двойного перевода уже переведенного текста снова на английский язык, а затем вновь на русский. Текст шкалы приведен ниже.
Исследуемым предлагается следующая инструкция: «Отметьте на бланке утверждения, с которыми Вы согласны, знаком «+» и утверждения, с которыми Вы не согласны, знаком «-».
Анализ результатов. Подсчитывается суммарный балл в соответствии с ключом. За один балл принимается ответ, совпадающий по знаку с ключом.
Текст опросника
№ п/п | Список утверждений | Ключ | ||
1 | Моя речь производит хорошее впечатление | - | ||
2 | Мне легко разговаривать почти со всеми | - | ||
3 | Мне легко смотреть на слушателей, когда я говорю с ними | - | ||
4 | Мне трудно разговаривать с моим учителем или начальником | + | ||
5 | Даже одна мысль о необходимости говорить в общественном месте меня пугает | + | ||
6 | Одни слова мне труднее произнести, чем другие | + | ||
7 | Когда я говорю, то не думаю, как это у меня получается | - | ||
8 | Я легко могу поддержать разговор | - | ||
9 | Моя речь иногда смущает моих собеседников | + | ||
10 | Не люблю знакомить одного человека с другим | + | ||
11 | При обсуждении какого-либо вопроса в группе я часто задаю вопросы | - | ||
12 | Мне легко контролировать свой голос, когда я говорю | - | ||
13 | Мне не трудно говорить перед группой | - | ||
14 | Моя речь не позволяет мне делать то, что мне нравится | + | ||
15 | Когда я говорю, меня довольно легко и приятно слушать | - | ||
16 | Иногда мне не нравится, как я говорю | + | ||
17 | Всегда, когда я говорю, я чувствую себя совершенно уверенно | - | ||
18 | Я охотно говорю только с некоторыми людьми | + | ||
19 | Я говорю лучше, чем пищу | - | ||
20 | Я часто нервничаю, когда говорю | + | ||
21 | Мне трудно разговаривать при встрече с новыми людьми | + | ||
22 | Я совершенно уверен в своей речи | - | ||
23 | Я хотел бы, чтобы моя речь была такой же, как у других | + | ||
24 | Я часто не могу ответить, даже когда знаю нужный ответ, так как боюсь заговорить | + | ||
Пункты шкалы разделяются на три субшкалы, соответствующие направленности тревоги на:
1) речь1 8 9 14 15 16 19 23;
2) общение - 2 3 4 5 10 13 18 21;
3) уверенность — 6 7 11 12 17 20 22 24. Знание этих характеристик позволяет проводить направленную психотерапевтическую помощь.