Велесица как рунический строй 12 страница
Если подытожить, то можно отметить, что Осина символизирует собой защиту, причём, защиту пассивную, требующую усилий самого защищающегося.
Руна и камень (Бирюза, Амазонит)
Бирюза примиряет все враждебное, прекращает ссоры, устанавливает мир в семье. Бирюза посылает удачу дому, роду, семейству. Усмиряет вражду. Способна быстро примирить поссорившихся супругов. Добрым людям она дает достаток в доме, для злых она – непримиримый враг. У нее есть свойство приносить счастье только людям, соблюдающим нравственные заповеди. Приносит счастье и примиряет супругов. Бирюза вселяет радость, дает веселье, добродушие и вместе с тем помогает принимать решения. В практической сфере она обеспечивает своему владельцу успех и процветание, а игроков и людей азартных останавливает от чрезмерных увлечении и низменных инстинктов. Прокладывает путь к рассудку и тормозит те поступки, которые совершаются под влиянием эмоционального всплеска, предостерегает от неоправданной траты сил, помогает реализовать талант, достичь цели. Самая совершенная – голубая бирюза – знаменует авторитет, власть, славу и успех. Обеспечивает долголетие и благоденствие.
Амазонит создаёт обстановку прочности и незыблемости семейных уз, привносит покой и стабильность в жизнь, считается талисманом и хранителем дома. Даёт семейное счастье, материальный достаток, ощущение спокойствия, радости.
Переход [–, Велес]
Поднимая руки к небу,
Я взываю к праотцам.
Раздвигаю ветви ели,
И бреду к былым летам.
Погружаюсь в сон столетий,
Узнаю своих богов…[513]
Описание руны
Ï |
– Покой. В глаголице изображается как , что восходит к рунам с нестрого различаемым значением «p/b/v/u» и имеет сходство с этрусским знаком , рунами северо-западной Европы и со значением «u» и руной редариев («u/v»). Нортумбрийская руна p «Реоrth» или «Pertho» означает как раз веселье, даже с плясками. Вот что говорит об этой руне англо-саксонская руническая сказка:
Удалая музыка смех и веселье приносит туда,
где бравые молодцы элем и пивом[514]
из похода вернувшихся привечают.
Название «Покой» однозначно является славянским названием. Но, «покой» – не только как отдых в виде ничегонеделания, а отдых с весельем.
Северовенедская руна П («Перун»), вполне схожа по графике с руной Велесицы (точно так же изображалась эта руна и у западных славян); если руну Велесицы изобразить, не «подвешивая» её к буквенной линии, то получится как раз редарская руна, и наоборот: [515].
Готская руна «Painthra» означает «то, что сокрыто»[516]. Взглянем на эту руну со стороны Футарка. Perth обозначает силу трех Великих Норн наряду с руной Nauthiz, но в отличие от нее, Перт является знаком исследования законов Wyrd (Судьбы) через гадательные практики. Многие практики считают её также руной удачи игроков в азартные игры. Но исходя из её формы, можно добавить, что Перт является принципом перерождения через смерть. Вглядитесь в её форму – она похожа на зародыша человека[517]. Помимо этого, формой данная руна напоминает шамана, сидящего у костра и держащего в руках бубен.
Нортумбрийская руна – Gweorth (правда, напоминает Peorth?) – символизирует взвивающиеся к небу или танцующие языки пламени ритуального огня. На мирском уровне Gweorth может означать праздничный костер или костер погребальный.
Следовательно, руна «Покой» означает не только – а, может быть, даже и не столько – пляски с весельем, а ещё и гадание. Возможно, означает она шаманские практики, когда шаман, войдя в изменённое состояние сознания (иногда – при помощи наркотических веществ), переходит на иную ступень бытия.
Исходя из вышесказанного, я склоняюсь к такому названию руны: «Переход».
Исконная руна
Имеются следующие варианты начертания руны для звука [p]:
1 Ï – Велесица
п – северовенедские руны, греческий алфавит, современные кириллические алфавиты
1’ – руны Ретры
П – руны готов
1’’ – древневенгерские руны
1’’ – греческий алфавит
– болгарская Глаголица
– хорватская Глаголица
2 p – Старший Футарк, Нортумбрийский строй, германские руны
Таким образом, можно выделить две группы вариантов начертания:
- Начертание типа современной русской буквы «П» (варианты – острая «крыша» (руны Ретры))
а. Вариант – добавлена дополнительная «ножка», руна повёрнута на 90о против часовой стрелки, ножки соединены между собою (типа « »)
а1. Вариант – «ножки» не соединены между собою
б. Вариант – правая «ножка» редуцирована (характерно для южных народов) - Руна представляет собой букву «П», повёрнутую против часовой стрелки (характерны декоративно изогнутые «ножки»)
То есть, мы получаем руну, состоящую из двух «ножек» и «крыши», представляющую собой, по большому счёту, матку (см. символическую связь руны с рождением и её связь с Фригг); наиболее отвечающими этому образу являются начертания типа п и p. Если приглядеться, то можно заметить, что начертания первой и второй групп являются повёрнутыми на 90о относительно друг друга. Таким образом, исконом можно считать и p, и Ï, так как оба варианта вполне удобны для подвешивания. Но, с другой стороны, вариант второй группы гораздо более напоминает чрево, эмбрион, мешочек с рунами или же шамана, сидящего и бьющего в бубен. Посему, искон есть – p.
Руна в гадании
Руна «Переход» символизирует посвящение, в каком-то смысле – опыт смерти[518] и возрождения[519].
В ней возрожденье через смерть
на собственном огне, —
говорит о руне Gweorth древнеанглийская руническая поэма.
Она означает необходимость дать уйти чему-то уже ненужному, чтобы возвыситься Духом. Препятствия, которые готовит «Переход», следует воспринимать как испытания, необходимые для Инициации. Может означать как необходимость перемен, так и неготовность или боязнь их принятия (в зависимости от того, на какой вопрос отвечает руна[520]).
Руна призывает не полагаться более на старый путь, так как он уже заканчивается; в одну и ту же реку невозможно войти дважды. Нужно только помнить, что целостность приобретается ценой утраты всего частичного, а истинные перемены всегда загадочны и таинственны. Но всё-таки, смерть нельзя будить. Она сама приходит. Нужно уважать Богов Нави. Они в большинстве случаев спят (относительно нас, рядовых людей), спят рядом с нами, в нас. Но всё-таки спят, и будить их не стоит. Но если они пришли в нашу жизнь, необходимо спокойно и творчески относиться к этим глубинным хтоническим силам мироздания.
Руна имеет отчетливо женский характер[521] и связана с Фригг – скандинавской богиней судьбы, знания и могущества, супругой Одина. Означает нечто скрытое, тайну или врата в сокровенное или в новое[522].
В качестве «проблемы» или «креста»[523] может означать неспособность прнимать перемены.
Аналог в Футарке – руна Perth, отчасти – руна Ehwaz.
Аналог в Нортумбрийском Строе – руна Gweorth.
Аналог в вэнд-рунах – частично руна Опора[524].
Руна в магии
«Переход» – руна скрытых смыслов и руна посвященья, в ней возрожденье через смерть на собственном огне. Опасно исцеленье под властью этой руны, что связи межвременья способна разорвать. Нет прошлого, а что грядёт, родится не успело, и случай бросил жребий, сыграть решишься с ним?
Руна «Переход» может помочь в чём-то, что требует кардинальных изменений; она призвана сопровождать такие инициативные события в жизни человека как свадьба или посвящение. Но ведь трансформация бывает не только в человеке; в делах материальных тоже требуются переходы из одного в другое.
ï улучшение здоровья
ï нахождение потерянных вещей
Руна и дерево (Бук)
С руной «Переход» связан бук. Бук – символ древнего знания, хранящегося в древних капищах, заклинаниях, рукописях. Бук связывает знания прошлого и знания будущего. Именно на буковые дощечки волхв Ягила Ган переписал Велесову Книгу, чтобы она сквозь века нашла росов.
Бук ассоциируется с пищей (его листья служили кормом для животных) и со знанием (из его коры получали материал для письма – см. «Берёза: Описание Руны»). Если соединить это в одно, получится, что бук символизирует знание, которое «не только кормит разум, но и питает душу». Бук позволяет человеку учиться на своем опыте и избегать повторения ошибок.
Руна и камень (Морион)
Чёрный хрусталь – символ магии. Облегчает контакты с высшими мирами и миром усопших (как раз – самый шаманский камень).
Руна и животное (Конь, Волк)
У кельтов Лошади (ирл. Cab-all[525], брит. Eoh, гот. Aihos (Ehwaz?)[526]) всегда имели очень большое значение в жизни кельтов, и одним из самых суровых табу был запрет на употребление в пищу конского мяса или на доедание лошадей. Долго считалось, что изображение Кконя, которое можно видеть на меловом склоне Холма Белой Лошади в Уилтшире, придаёт силы всякому, кто его увидит. Кроме таких очевидных качеств, как быстрота и выносливость, Конь как тотем обладает знанием путей в Иной Мир и является надёжным и верным проводником туда.
Древнеанглийский рунический стих гласит:
Конь боевой – отрада бойца,
Сталь на копытах его.
Он – верный слуга для тех,
Чей беспокоен дух.
Также:
Конь на радость хозяину гордо выступает,
Лучший среди равных часто лошадью славен.
В мантической системе нортумбрийского футарка руну Eh обычно рассматривают как связанную с чувственным, иррациональным восприятием мира, подобным интуитивной связи между лошадью и седоком. Мистическая трактовка видит в образе лошади движение или направленное усилие, которое требуется для преодоления препятствий на пути к познанию. Лошадь является сакральным животным во многих индоевропейских культурах; связанные с ней мистические представления группируются вокруг путешествия между мирами, и конь или лошадь оказываются жизненно необходимы для пересечения грани между ними. Одна из областей её использования связана с Ehwaz, как символом Слейпнира, мистического скакуна, на котором Один путешествует меж мирами, что делает саму руну мистическим средством транспортации. Фрейя Асвинн полагает, что медитация на этой руне способствует мистическим и шаманским путешествиям или «странствиям в духе».
Как первоначально зловещее животное, Конь часто ассоциировался с царством мертвых (дикое войско) и приносился в жертву умершим, но позднее, благодаря своей быстроте и скаковой силе, возвысился также до символа Солнца или упряжного животного небесной колесницы (Аполлона, Митры, огненной колесницы Илии). Часто это символическое содержание было противоречивым, когда в христианской иконописи, с одной стороны, показывается сияюще белый конь «Христа триумфатора», с другой – кони «апокалипсических всадников» (Откровение Иоанна Богослова). На изображениях распятия кони римлян отворачивают от Христа головы, что указывает на неверие их всадников. Лошадиные черепа на фронтонах домов выполняли функцию охранительных амулетов; известно же, что для защиты надо быть либо противоположностью, либо тем же (а Конь, по сути – и то, ито).
Связь мифологического символа Волка с нижним миром, миром мёртвых характерна для мифологии индейцев-алгонкинов, согласно которой Волк – брат Манабозо (На-на-буша, духа Лесов) провалился в нижний мир, утонул и после воскрешения стал хозяином царства мёртвых. В «Старшей Эдде» конец мира вызван чудовищным Волком – Фенриром, сорвавшимся с цепи (ср. мифы о чудовищных псах в мифологии народов Центральной Евразии).
В античности волка считали зверем-призраком, один взгляд которого лишает дара речи. Геродот и Плиний сообщают, что принадлежащие к скифскому племени невры раз в году превращаются в волков, после чего снова принимают человеческий облик. В этом, возможно, скрываются воспоминания о волке-тотеме племени. Чингисхан тоже похвалялся своим происхождением от серо-голубого, с высоких небес спустившегося «избранного волка». Несмотря на то что волк мог пониматься как символ утреннего солнца (Аполлон Ликейский, что значит «волчий»), потому что он видит ночью, преобладала все-таки его негативная оценка как олицетворения диких и сатанинских сил. В Древнем Китае он также воплощал алчность и жестокость; «волчий взгляд» означал недоверие и ужас перед сбивающимся в стаи хищным зверем.
В христианском образном мире волк выступает в первую очередь в качестве символа дьявола, угрожающего стаду верующих. Сама «адская пасть» изображается то как пасть дракона, то как пасть того же волка. В позднеантичном раннехристианском «Физиологусе» волк «есть хитрый и коварный зверь», который при встрече с человеком прикидывается парализованным, для того чтобы потом совершить нападение. Святой Василий сказал: «Таковы хитрые и злобные люди. Встретив добрых людей, они притворяются совсем невинными, как будто они зла и в мыслях не имели, но их сердце полно ожесточения и коварства». «Волк в овечьей шкуре» – символ лжепророков-соблазнителей, цель которых – погубить простодушных. Известны языковые образные выражения, например: «Доверить волку пасти овец»; «С волками жить – по-волчьи выть» (т.е. приспосабливаться к сильнейшим) и др.Ведьмы часго изображались скачущими на волках или частично превращающимися в волков, что основывается на представлении о связи волка и чёрта. В средневековой книге о животных («Bestiarium») он характеризуется как дьявольское животное; глаза волчиц, которые светят ночью как фонари, лишают человека чувств. Черт также лишает человека силы кричать (молиться), и глаза его при этом излучают свет, «потому что некоторые дела черта ослепляют и безрассудные люди попадаются» (Унтеркирхер).
Школа К. Г. Юнга в общем плане рассматривает образ волка как указание на угрозу со стороны несвязанных с сознанием сил, которые выступают столь же «рассудительными», сколь и бескомпромиссными.
Рцы-Радуга [–, Гамаюн]
В середине пути, на середине потока,
Страсть успокой и снова вперёд.
Есть лишь дорога,
Долгий поход.
Описание руны
Ð |
– Рцы. В глаголице она выглядит как Ь, что соответствует финикийской букве «реш» («голова»), чьё имя сохранилось в русском языке как «речи, рцы», что означает «говори!». Германские руны R, называются «reda, raida» (от «reden» – говорить; «raida» – повозка; также др.-англ. «rad», др.исл. «reidh» – «путешествие, путь, поездка», нем. «Rade» – колесо[527]; сканд. «raidho, reip»).
Древнеанглийская руническая поэма гласит:
Коль дома ты, скачка на быстром коне
Покажется детской игрой –
Но в пути проклянешь ты дороги.
Старонорвежский стих:
Галоп, утомляющий лошадь любую;
Регинн, лучший из кузнецов.
Древнеисландский стих:
На коне воссели:
В долгую отлучку
Отправлялся воин.
Храброму – дорога.
Оба этих знака встречаются и у редариев. Также, в северном футарке есть руна «rad, raidu», обозначающая все виды сформированной активности, «направленной на достижение какой-либо цели».
Ещё следует обратить внимание на то, что руна футарка R («Rita») означает Закон (Закон Прави): Raidho – Руна космического порядка, руна Пути. Райдо управляет организациями и структурами. Когда происходит нарушение естественного миропорядка, то сила данного знака призвана для восстановления равновесия – иногда это происходит насильственным путем[528]. А также – «правда, справедливость» (германское «recht»).
Также: и.-е. *reg-, «управлять», «вести», откуда санскр.raj-, «король»; осет. rad, «порядок», «власть»; германск. rod – «право, правильность, справедливость»; греч., лат. rex, «король»; общ.-кельт. *reks-, общ.-герм. *reik-, гот. reiks, «вождь»; др.-англ. rice, «королевство», rad, «звукоряд» (порядок нот); др.-в.нем. riche, др.-исл. riki, «вождь», «королевство»; др.-англ., др.-исл. regen, «право»; др.-исл.regen-thing, «суд богов»; ср.-в.-нем. rat, «совет», откуда нем. Rathaus, «ратуша», «дом, где заседает совет»; общ.-слав. *radъti, «радеть», др.-рус., укр. рада, имя славянского высшего божества – Сва-рог.
Название «Рцы», скорее, означает не столько речь как таковую, как набор слов, а нечто большее. Учитывая то, что у финикийцев «реш» означало «голова», а у германцев R – повозку, можно сделать вывод, что под «Рцы» подразумевается речь как некий священный дар Богов («реш»), как то, что необходимо для движения («raida») – по Стезе Прави.
Также, у северовенедов (западнославянская руна изображалась так же) руна R имела значение «дорога» (а вот и «raida»!), «радость», бесконечный путь к Ясеню-Мировому Древу-Алатырю.
Другой смысл буквы «Рцы» – это произнесение и утверждение Закона Сварога.
Кстати, есть удивительная смысловая схожесть в этом отношении у Рцы и Солнца: англ. «red», финнск. «ruotsi»[529], немецк. «roth», кельтск. и ирландск. «ruadh»[530], санскр. «rudhira»[531] и «rusja»[532], шведск. «hrods», голланд. «rood», датск. «rød», испан. «rojo», итал. «rosso», румын. «roşu, ruĝa», франц. «rouge», чешск. «rudý», швед «röd», южно-славянск. «рудый»[533] означает «красный» (к слову о цвете, Солнце)[534]; шумер. «urudu» – «медь». Также: иранск. «ors, uors» – «белый, блестящий»[535], иранск. основа «*rauka-/*ruk-» – «свет, белый, блестеть» (сравн. осетин. «ruxs/roxs» – «светлый; перс. «ruxs» – «сияние»)[536], и.-е. основа «*ruksa/*rus(s)a» – «светлый, белый».
Также: и.-е., общ-сл., *rek-, «речь», «говорить», откуда тохарск. reki, «речь», «слово»; латыш. rekt, «громко говорить»; лат. raccare, «кричать»; др.-в.нем. reden, «речь»; др.-англ. raedan, «говорить»; славянск. «речь, кричать, изрекать, нарекать». Интересна взаимосвязь «речи» с «судьбой», «Высшим законом»: сравни общ.-слав. *rek-, рос. «рок, пророчество»; сравн. и.-е. rtá- и праслав. *rędъ – «ряд[537], порядок». Закон, порядок, ряд считался очень важным для язычников, фактически на нём основывалась вся жизнь государства и шире – всего мира. Приведу одно сказание: «Вначале из-за ссоры, лишившей кагана [аваров] власть попала в руки людей нечестивых. Затем были развращены судьи… Это, господин наш, [Крум,] и стало источником нашего постыдного несчастья»[538]. Так что, руна означает Закон, и даже не столько Закон, сколько его восстановление там, где он был нарушен.
Сведя воедино два предыдущих абзаца с названием руны – «Рцы», «Говори!», – я могу сказать, что Радужный Мост (в скандинавской мифологии – дорога из Мидгарда (Яви) в Асгард (Сваргу)) – это речь человеческая, которая служит для устроения Закона Прави, Ar-Rita, Сварожьего Ряда.
Самым убедительным доказательством родства этих рун является письменность Мохенджо-Даро (Индия, 2300-1700гг до н.х.л.). Знак ☼ означал одновременно колесо, колесницу и праздник солнцестояния.
Таким образом, можно говорить о родстве рун «Рцы» и «Солнце»[539].
Исконная руна
Существуют следующие начертания руны, обозначающей звук [r]:
1Ð(Р) – Велесица, (Кириллица).
Ь – хорватская Глаголица, «черты и резы».
, – финикийский строй.
R, – германский строй; первое начертание – Футарки.
– древнесемитский строй.
– греческий: от архаического (и все области) до современного.
r – Валлийский строй.
2 – тюркский строй (Енисей).
– тюркский строй (орхонская письменность).
– тюркский строй (артакидская письменность).
– древневенгерская письменность.
Все знаки можно поделить одновременно и по начертанию, и по ареалу:
- Славяне, Германцы, Скандинавы, Финикийцы, Эллины: Руна, имеющая одну мачту и плечи, складывающиеся в треугольник.
а. Варианты начертания: дополнительное третье плечо, отходящее от треугольника вниз. - Тюрки, Мадьяры: Руна, схожая с начертанием руны Велесицы «Солнце» до степени смешения.
Так как мы имеем начертание руны «Солнце» , то остаётся рассматривать только руны первой группы. Таким образом, руна может выглядеть так: Р или так: R. По логике и, руководствуясь целесообразностью, допольнительное плечо должно добавляться для отличия руны [r] от похожих, то есть, в строях, где присутствуют руны Wunjo и Thurisaz (W и t). Но, так как руна [w] начертывается так: , то нет никакой необходимости в дополнительном плече для [r]. Следовательно, руна может изображаться следующим образом: .
Казалось бы, это начертание не имеет ничего общего со смыслом руны. Но вспомните, что руна означает не только речь и Солнце, но и Путь (дорогу, колесо, повозку), и связывается с конём – тогда в начертании руны можно увидеть голову верного спутника путешественника.
Руна в гадании
Путешествия бывают разными. Это и дорога странника, и дорога судьбы – нить, которую плетёт Макошь, – и путь ума – логические рассуждения и построения. «Рцы» – это ещё и путь Духа, духовных исканий. Этот путь тяжёл и горек, и множество препятствий на нём, но только упорный взойдёт на Радужный Мост. «Чтобы добраться до источника, нужно плыть против течения».
Потенциал движения и направления. Это способность держать энергию под контролем для достижения конкретного результата. Эта Руна связана с принятием правильных решений и с мужеством, необходимым для их осуществления. Это Руна нашего внутреннего искания, поисков смысла, цели и духовного удовлетворения[540].
Насчёт «духовного удовлетворения» я с Медоузом не вполне согласен, так как Дорога не предполагает a priori какого-либо удовлетворения в конце… по сути, Дорога вообще не предполагает конца как такового. Конечно, внутренние и внешние искания человека не есть искания ради самих исканий, иначе бы они не имели смысла. Просто, сама Дорога – бесконечна (или, по крайней мере, никто не видел её конца, ибо никто ещё оттуда не возвращался).
Кроме пути, руна «Рцы» имеет вполне конкретное значение, связанное с ей именем: ораторство. Причём, не ораторское искусство, как руна «Ас», а именно сам процесс общения с людьми.
Руна относится не только к выбору направления движения, но и к выбору направления конкретных действий, ведущих к достижению цели. Ей соответствует некая размеренность, ритм (в отличие от «Укрома») – как и «Еру», – руна имеет отношение к повторяющимся действиям (обряды, праздники и т.п.), цикличности.
Как и в скандинавском Футарке, это руна Дороги, руна «пути, у которого есть сердце» (Кастанеда)... Это – бесконечный Путь, ведущий к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Белбога и Чернобога, Огня и Воды.
Дорога в Традиции – это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога – это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; это состояние движения меж Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог... Древняя формула «делай, что должен, и будь, что будет» могла бы послужить «девизом» этой руны[541]. Руна может указывать на то, что вопрошающий находится в нерешительности, а в сочетании с рунами «Исток», «Нужда», «Переход» или «Мыслете» – предупреждать о возможных нежелательных последствиях. Вместе с рунами «Переход», «Глаголь» и «День» может указывать на кардинальные перемены.
Аналог в Футарке – частично руны Raido (Raeid) и Ansuz.
Аналог в Арманене – руна Rit.
Руна в магии
«Рцы», руна Пути, скажет, что жизнь – лишь дорога, или дорога есть жизнь. Отправляясь в путь по звёздному колесу, не твори лишних страхов на горе себе. А если к волшбе ты взывашь, руна дорогу спрямит, от тягот и бед ограждая. Пути все, дороги – в руках Вия да Макоши лишь, сама же дорога – лишь малая нить в ткани судеб, но тронешь одну – отзовётся другая. «Рцы» – это Прави закон, это радужный мост, связующий мир людей с миром Богов и духов.
Ð поддерживает силы в пути или в Пути
Ð сокращает «путь», делает его более «прямым»
Ð поможет «обрести направление»
Ð даст хороший совет
Руна и растение (Вереск)
Вереск – символ одиночества, смивол одиночества Пути, который для каждого человека строго индивидуален, и который каждый человек должен пройти один. Также, стоит взглянуть на вереск: как он упорно выживает в тяжёлых для такого небольшого растения. Это упорство сродни упорству человека, идущего по Пути. Во сне вереск означает надежду.
Это символ печали, скорби и осени, и горек его запах; но если рассматривать Осень как пожилой Год (Весна – рождение, отрочество, юность; Лето – зрелость; Осень – Год уже пожилой; Зима – старый), то он обозначает ещё и мудрость… которая тяжела, как и всё, что приобретено САМИМ человеком.