Требования к знаниям и умениям педагога-психолога

2.1. Педагог-психолог должен знать: общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психологию общения, основы психодиагностики, основы дефектологии, основы психотерапии, основы сексологии, основы психологической гигиены, основы профориентации, психологии труда, основы психологического консультирования и психопрофилактики, возрастную анатомию и физиологию подростка.

2.2. Педагог-психолог должен владеть методами активного обучения, социального психотренинга, современными методами индивидуальной и групповой профконсультации, методами диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.

Обязанности педагога-психолога

Педагог-психолог обязан:

— обеспечивать и поддерживать психологическое здоровье и развитие личности студентов;

— по мере необходимости проводить психологическую диагностику, выявлять индивидуально-психологические особенности студентов на протяжении всего периода обучения;

— оказывать помощь студентам в процессе адаптации;

— выявлять и предупреждать возможные нарушения в становлении и развитии личности студента посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации;

— оказывать психологическую помощь и поддержку студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

— участвовать в психологической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— содействовать формированию благоприятного социально-психологического климата в студенческих и педагогических коллективах;

— оказывать психологическую помощь и поддержку преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

— участвовать в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в студенческой среде;

— содействовать развитию профессионально значимых качеств и социальной зрелости студентов;

— содействовать предупреждению возможных асоциальных действий студентов, осуществлять коррекцию асоциального поведения студентов;

— повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, студентов и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;

— участвовать в планировании и разработке развивающих и психокоррекционных программ учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности студентов;

— содействовать творческому развитию одаренных студентов;

— консультировать администрацию, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;

— консультировать студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

— осуществлять консультирование администрации и сотрудников образовательного учреждения по вопросам использования достижений психологии в управлении персоналом среднего специального учебного заведения;

— осуществлять профориентационую работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентации, способностей, а также жизненных планов;

— систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию.

Права педагога-психолога

Педагог-психолог имеет право:

— знакомиться с документацией образовательного учреждения;

— участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, а также предметных (цикловых) комиссий, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации студентов в среднем специальном учебном заведении, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынке труда;

— участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и других комиссий по вопросам обучения и воспитания студентов;

— сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства в вопросах воспитания и развития студентов, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием;

— самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития среднего специального учебного заведения;

— самостоятельно формировать конкретные задачи работы со студентами и взрослыми, выбирать формы и методы работы, принимать решения по вопросам очередности проведения различных видов работ;

— повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;

— проводить групповые и индивидуальные социально-психологические обследования;

— участвовать в преобразовании образовательной среды с учетом особенностей студентов и педагогического коллектива;

— участвовать в формировании корпоративной культуры;

— вести пропаганду психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления);

— консультировать администрацию учебного заведения по психологическому сопровождению управленческой деятельности;

— выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и других средствах массовой информации,

— участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работы, оценке их эффективности;

— участвовать в работе молодежных общественных объединений, советов студенческого самоуправления;

— обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением студентов.

Наши рекомендации