Лабиринт

Цели:

- дать возможность участникам тренинга про­явить лидерские качества;

- обсудить и проверить на практике эффектив­ность методов передачи и восприятия информа­ции;

- укрепить межличностные отношения в группе путем создания модели, требующей ответствен­ности за партнера, умения сконцентрироваться на его проблемах, эмпатии;

- проработать в игровой форме возможности реак­ции на кризисную ситуацию, поведение в усло­виях неизвестности.

Размер группы: не важен, так как каждый раз в поле находятся два игрока.

Ресурсы: большая комната или любой материал для обозначения границ поля. Доска/флип-чарт для записи результатов.

Время: в зависимости от задач тренера и размеров группы. В среднем одна пара проходит лабиринт за две-три минуты.

Ход упражнения

На полу обозначается цветной клейкой лентой, чертится мелом, отмечается цепочкой из положен­ных стульев (или любым другим способом) марш­рут. Он представляет собой извилистую тропинку длиной четыре-шесть метров и шириной около мет­ра. Один из пары игроков начинает игру как ведущий, второму завязывают глаза - он ведомый. Его задача - пройти по маршруту и не запутаться в ла­биринте. Ведущий дает словесные указания: влево, вправо, два шага в сторону и т.д., по выбору веду­щего игрока. Ему нельзя касаться ведомого руками и как-то, кроме слов, руководить действиями парт­нера.

После того как ведомый преодолевает маршрут, его результат записывается на доске. Затем в паре участники меняются ролями, и засекается время, за которое второй участник прошел лабиринт. Опреде­ляется общее время пары. В конце можно назвать пару-победительницу, ту, которая прошла маршрут в кратчайший срок.

- Итак, все разбились на пары и готовы к игре. Скажите, вы все уверены в своих силах? в надежно­сти партнеров? Бывало ли, что в состоянии напряже­ния вы теряли над собой контроль и забывали са­мые простые вещи? Например, все знают, где левая, правая стороны? как двигаться вперед и назад? По­кажите, пожалуйста, рукой эти направления! Вы уве­рены, что даже в сложной ситуации не перепутаете эти понятия? Что ж, прекрасно! Несколько вещей, на которые я хотел бы обратить внимание участников:

- ведущий несет полную ответственность за ведо­мого. Он четко и вовремя предупреждает его о всех возможных опасностях и преградах;

- просьба ко всем без исключения участникам: запомните, пожалуйста, все свои ощущения, эмоции в двух ролях - ведущего и ведомого;

- задания зрителям: успех зависит и от вас. Со­блюдайте тишину, чтобы не мешать контакту между партнерами на площадке. Обратите особое внимание на то, как изменяется у человека, проходящего лабиринт, язык тела и почему это происходит? Поход­ка, спина, руки расскажут вам немало о пережива­ниях героя. Запомните все эти детали до окончания игры!

Ну, а сейчас я приглашаю на площадку первую пару. Успеха вам!

Закончилось путешествие по лабиринту. Объявля­ются итоги и победители.

Завершение: обсуждение игры.

- Что чувствовали участники? Что видели со сто­роны зрители?

- Кто запомнил и может продемонстрировать на площадке типичный язык тела проходящего лаби­ринт игрока? (Обращаем внимание на то, как изме­нилась пластика человека, лишенного возможности видеть окружающий мир. Он напряжен, неуверен, медленно передвигается в пространстве.)

После завершения обсуждения предлагаем раз­биться на пары или группы и даем очередное зада­ние.

- Придумайте и сыграйте сцену, в которой прой­денный вами лабиринт превратился в какую-то не­привычную, опасную, неизвестную по прошлому опы­ту территорию. Это может быть улица ночью, окра­ина незнакомого города, минное поле, подвесной мост над пропастью, канат над ареной цирка, тропинка через джунгли... Определите не только место дейст­вия, но и решите, кто он - ваш герой. Почему ока­зался в данном месте? Куда направляется, какова его цель?

Лото

Цели:

- освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

- потренироваться в определении четких и ясных целей деятельности;

- создать предпосылки для выявления лидерских качеств у участников группы;

- совершенствовать лидерские умения управлять группой.

Размер группы: не более 20 участников.

Ресурсы: 30 карточек из картона или пластика размером 20 х 20 см. На каждой - крупно число от 1 до 30.

Время: от 15 минут до получаса.

Ход игры

Сначала на полу класса (или на земле, асфальте, если играем на улице) обозначаем игровое поле -прямоугольник 2x3 метра. Внутри игрового поля в беспорядке раскладываем карточки вверх цифра­ми.

Задание группе следующее:

- как можно быстрее наступить ногой на ВСЕ кар­точки-числа от 1 до 30 ПО ПОРЯДКУ НОМЕРОВ;

- сделать это таким образом, чтобы каждый раз в поле находился только один участник команды.

После того как задание объявлено, группе дается время обдумать и обсудить тактику игры. Когда время на обсуждение истекло, просим всю команду отойти на линию старта - приблизительно метрах в пяти от игрового поля. Тренер дает сигнал (свисток, хлопок), и лишь тогда команда приступает к игре. Тренер следит за правильностью действий и за со­блюдением законов игры. По окончании объявляет­ся время, затраченное на выполнение задания. Как правило, после этого команда требует переигровки, чтобы улучшить результат. Вновь даем ей время на обсуждение тактики, а затем игра начинается с сиг­нала тренера от линии старта.

Завершение: обмен впечатлениями и обсуждение итогов игры.

Наши рекомендации