Тема 29. Методика расследования экологических преступлений
1.Криминалистическая характеристика экологических
преступлений................................................................................................... 380
2. Типичные следственные ситуации, версии и планирование
расследования................................................................................................. 382
3. Основы методики расследования экологических
преступлений................................................................................................... 383
Дополнительная литература к темам........................................................390
ОТ АВТОРА
Лекции, конечно, лучше всего слушать, причем из уст лектора, глубоко знающего излагаемый материал и умеющего его подать. Таких лекторов, увы, гораздо меньше, чем хотелось бы. Одни хорошо разбираются в своем предмете, но излагают его на лекциях сухо, монотонно, нередко бессистемно или с большими отступлениями в область теории. Другие лучше знают практическую, прикладную сторону освещаемой в лекциях учебной дисциплины. Их лекции сводятся к пересказу различных практических случаев и ситуаций с подтекстом «делай, как я». Третьи почти дословно повторяют соответствующие главы учебника, так, что студентам остается только следить, в какой строчке лектор пропустил или вставил слово. Есть, конечно же, множество промежуточных вариантов, но это не меняет сути вывода: лекторов от Бога совсем немного.
Тем, кто не может слушать таких лекторов, остается довольствоваться менее яркими лекциями или самостоятельно штудировать учебники. Последние, как это ни печально, зачастую написаны тяжелым, казенным языком по принципу: чем толще и мудренее, тем лучше. Поэтому разобраться в учебном материале без посторонней помощи (вот зачем нужна лекция) бывает непросто. А что делать заочникам, фактически лишенным радости (или горечи?) общения с лектором, и тем, кто по каким-то причинам пропустил несколько хороших лекций либо решил сдать экзамен экстерном? Не говоря уже о тех, кто вынужден слушать плохие лекции, отбивающие интерес к изучаемой дисциплине, а то и к самому процессу обучения.
Им и их собратьям по студенческому цеху и адресует автор этот курс лекций. Я занимаюсь криминалистикой более 30 лет, потому, надеюсь, в ней разобрался достаточно основательно. Хочу помочь в этом и моим будущим читателям, потому постарался изложить материал только тот, который необходим, и так, чтобы все было понятно и, по возможности, интересно.
Задача эта не из простых. Как мне удалось с ней справиться — судить читателям, среди которых могут быть не только студенты, но и начинающие, неопытные преподаватели криминалистики. Они могут брать содержание той или иной лекции за основу и насыщать чем-то новым, появившимся в науке и практике совсем недавно, иллюстрировать содержание излагаемого материала примерами из своей практики. Это позволит им поднять уровень читаемых лекций до требований, предъявляемых стандартом юридического образования в стране, заинтересовать студенческую аудиторию, привить студентам интерес к криминалистике.
Хочу подчеркнуть, что криминалистические познания необходимы:
1. Следователю (дознавателю) — для раскрытия и расследования преступлений, доказывания виновности лица, совершившего преступление, реабилитации невиновных, а в более широком аспекте — для реализации тезиса о неотвратимости наказания за уголовно наказуемое деяние.
jv___________________________________________________
2. Прокурору — для качественного надзора за осуществлением предва
рительного следствия и дознания по уголовным делам, реализации принци
па неотвратимости справедливого наказания за содеянное.
3. Адвокату — для защиты, построенной на криминалистическом анализе
материалов уголовного дела. Такая защита на порядок доказательнее и убеди
тельнее традиционной, делающей основной упор на процессуальные наруше
ния. Тогда анализируется качество расследования, обнажаются его слабые
стороны, бреши в цепи доказательств, их внутренние нестыковки и др.
4. Судье — для оценки качества, сущности проведенного предваритель
ного расследования, а не только формальной — процессуальной его сторо
ны, в особенности для грамотного ведения судебного следствия, в том чис
ле путем проведения более широкого круга следственных (судебных) дей
ствий (а не только допросов), назначения судебных экспертиз. В итоге —
законность, обоснованность, справедливость выносимого судьей приговора.
5. Частному детективу — для быстрого и качественного выполнения
заказов своих клиентов, сбора и документирования материалов, необходи
мых для представления заказчику.
6. Юрисконсульту — для решения вопросов, имеющих криминальную
подоплеку (утечка конфиденциальной информации конкурирующей фир
ме— установление источника, поддельные финансовые, бухгалтерские,
иные документы, атаки на информационные массивы фирмы, компьютер
ные преступления, поддержка сотрудников, ставших жертвой преступного
посягательства, и т.д.).
7. Просто интеллигентному человеку криминалистические знания по
зволят развить наблюдательность, способность анализировать ситуацию
в целом и ее детали, проводить косвенный допрос, психологическое тести
рование. Домашние фотографии и видеозаписи будут выполнены грамотно,
качественно, а не как попало. Зная криминалистику, легче не стать потер
певшим, а если стал, выйти из этого унизительного положения с наимень
шим уроном и др.
Знание криминалистики дает ощутимое преимущество перед теми, кто получил диплом за рубежом, перед коллегами-конкурентами. Они, в лучшем случае, изучали полицейскую технику, а не криминалистику, так что им можно «утереть нос», чтобы сильно его не задирали.
Итак, уважаемые читатели, перед вами — курс лекций, проштудировав который, вы пополните пытливое племя криминалистов. Желаю вам успеха на этом пути.
Заслуженный деятель науки
Российской Федерации,
Заслуженный юрист РФ,
академик РАЕН,
доктор юридических наук, профессор Е.П. Ищенко
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ КРИМИНАЛИСТИКИ
Тема 1. Криминалистика как наука и учебная дисциплина
План лекции
> 1. Введение в криминалистику: назначение и задачи кри
миналистики как науки.