Общая психология. Основы общей психологии закладывались веками и тысячелетиями в трудах выдающихся мыслителей
Основы общей психологии закладывались веками и тысячелетиями в трудах выдающихся мыслителей. Несмотря на решительное отделение научной психологии от философии в конце XIX в., общепсихологические знания невозможно сформулировать в отрыве от традиционных методологических и философских проблем.
Это положение отражено на схеме в форме пересечения философских и собственно психологических знаний. С философией тесно связаны такие главы психологии, как природа психики, предмет психологии, проблема метода, психофизиологическая проблема, и другие.
При этом философское и конкретно-научное решения психологических проблем не повторяют друг друга и не сводятся одно к другому, хотя и связаны друг с другом. Например, философский и общенаучный принцип развития хотя и принимается психологией, но также и преобразуется в ней за счет его конкретизации.
Происходит это потому, что психология, в отличие от философии, изучает не всеобщие закономерности развития природы и общества, а конкретные проблемы возникновения и развития мира психических явлений. Эта конкретика в ее полном объеме не занимает философа, но совершенно необходима психологу. Потому методологические проблемы общей психологии, как это наглядно показано на схеме, составляют как бы часть, компонент общей психологии. Они необходимы, но недостаточны для научного осмысления природы психики и предмета психологии.
К сожалению, все советские психологи (и не только советские) в той или иной мере грешили, принимая философские решения психологических проблем за окончательные, тем самым спокойно прекращая собственно научный поиск. Нередко и этого не требовалось. Достаточно было сослаться на цитату из Ленина, и все становилось предельно ясно, например понимание психики как отражения (см. выше).
Примерно так же складываются отношения с математикой. Мерой зрелости любой науки является степень ее математизации, и психология не составляет исключения. С первых шагов своего развития научная психология старалась учитывать количественный аспект психического явления.
Очень рано был сформулирован основной психофизический закон. Прочное место в психологии занимает проблема абсолютных и дифференциальных порогов восприятий и ощущений и т. д. Современная психология рассматривает каждое психическое явление как качественно-количественную определенность.
Например, способности — это результат развития качественных особенностей психики человека — мыслительных, психомоторных, перцептивных и других. Тем не менее оценка способностей отдельных людей всегда количественная: одного человека мы признаем более, а другого менее способным (в рамках качественно однородной группы способностей).
Потребность экспериментальной психологии в адекватных методах количественной обработки результатов так велика, что для ее нужд не только используются общестатистические методы, но и создаются новые, например факторный анализ. Тем не менее никакая редукция психического явления к его модели невозможна. Содержательный ответ на любой вопрос в психологии может дать только качественное исследование (с количественным аспектом или без него).
Исследования математических проблем психологии составляют не только один из аспектов общей психологии, но ведутся и как относительно самостоятельные, как предмет специальной науки — математической психологии. Она показана на схеме в третьем «ярусе», в числе наук, возникших на их пересечении с психологией. В данном случае — на пересечении математики и психологии. Именно пересечения имеют в виду авторы, когда пишут о «стыках» наук. На стыке может возникнуть разве что забор. Творчество начинается не на стыке идей, а на их пересечении, когда одна проблема одновременно решается с двух сторон.
Аналогичным образом так же складываются взаимоотношения психологии с биологией (особенно физиологией) и социологией (см. схему). В соответствии с данным ранее определением, психика есть способ и аппарат построения внутренней картины мира. Аппаратом психики является нейродинамика, которая изучается физиологией.
В точном смысле слова, любое психическое явление на самом деле есть явление психофизиологическое, т. е. включает в свой состав определенные физические процессы мозга (хотя к ним одним не сводится). Именно поэтому в состав общей психологии входит и физиологический компонент.
Психофизиологические исследования — не только компонент общепсихологических, они составляют также предмет самостоятельной науки — психофизиологии.
Еще Аристотель понимал, что человек — «животное общественное». Современная наука не мыслит исследования психики человека как феномена индивидуального, поскольку она зарождается и развивается в общении с другими людьми и вне межличностных отношений не существует. Потому общая психология не мыслится в отрыве от социологии, что и показано на схеме.
Социальный аспект психики — психология общения — исследуется не только в рамках общей психологии, но и является предметом самостоятельной, специальной науки — социальной психологии.
Показан на схеме и центральный, собственно психологический компонент общей психологии. Это важно, так как общепсихологические закономерности не сводятся ни к философским, ни к математическим, ни к физиологическим, ни к социальным, хотя и связаны с ними в единое целое. Понять и принять описанную структуру общепсихологического знания непросто из-за ее сложности. Однако эта сложность не искусственная, не надуманная. Она достаточно точно соответствует «психологическим реалиям».