К какой группе потребностей относится образ цели
Для того чтобы установить, к какой группе потребностей относится актуализированный образ цели, нужно сделать два действия. Представим их в таблице.
Действия психолога | Комментарии |
1. Установить место расположения "флажка цели", его "географические координаты" | "Флажок цели" может располагаться на пересечении поля Грез и реки Терпения; на островке Счастья в реке Любви; на вершине Знаний; на пике Вдохновения; на поляне Удовольствий и т. д. |
2. Понять символическое значение образа ландшафта, где расположен "флажок цели" | Можно обратиться к автору картины с вопросом: "Что для вас означает..." (образ ландшафта, где расположен "флажок цели"). Другой путь: обратиться к Словарю символов и постараться понять более общее символическое значение образа ландшафта, где расположен "флажок цели" |
3. Установить, какие чувства испытает автор, дойдя до "флажка цели", проанализировать ответ на вопрос: "Как может повлиять на вашу жизнь достижение "флажка цели?" | Как правило, автор рассказывает о позитивных чувствах в связи с достигнутой целью, реже - о нейтральных. Нередко говорят о том, что хотелось бы в этом месте остаться надолго, не хотят идти к точке выхода. На вопрос о влиянии достигнутой цели на жизнь отвечают по-разному: "Все будет нормально", "Наконец стану счастливой", "Стану спокойнее", "Меня все будут уважать", "Буду чувствовать себя любимой", "Мне откроются новые горизонты" и т. д. |
Теперь необходимо соотнести полученную информацию с образами цели, формируемыми различными группами потребностей.
Примеры
У 35-летней женщины "флажок цели" находится на острове Счастья в реке Любви; она говорит, что хочет остаться здесь навсегда. В данном случае несложно установить, что образ цели относится к потребности принадлежности и любви. Это значит, что женщина может испытывать актуальные проблемы с партнером (с ребенком, с собственными родителями, с близкими друзьями). В любом случае через образ путешествия, дороги, можно вывести ее на путь самоактуализации.
Женщина, 40 лет. "Флажок цели" располагается на пересечении поля Грез и мыса Исполненных Желаний. Желания четко не обозначены. Их формулировка перепоручается грезам, то есть она сама не берет на себя ответственность за образ цели. Может, она не уверена в собственных силах и способностях, в собственном опыте, не доверяет себе. Похоже, что таким образом она формулирует образ цели, связанный с потребностью самоуважения.
Юноша, 13 лет. "Флажок цели" располагается на острове Удовольствий. На этом острове есть игровые автоматы, разнообразные бесплатные угощения, красивые девчонки. Пребывание на острове даст возможность "покайфовать". Вероятно, подобный образ цели порожден преимущественно психофизиологическими потребностями.
Девушка, 15 лет. "Флажок цели" располагается в долине Спокойствия. Там комфортно, безопасно, тепло, никто "не дергает". Пребывание в долине Спокойствия дает возможность отдохнуть, успокоиться. Похоже, такой образ цели связан с потребностями безопасности защиты.
Мужчина, 25 лет. "Флажок цели" расположен в горах, на вершине Мудрости. Достигнув цели, можно приобрести все знания мира, стать Мерлиным. Это "даст возможность повелевать силами природы, ощущать свою силу, многие будут спрашивать совета и просить о помощи". Скорее всего, данный образ цели относится к потребностям в самоуважении и знаниях.
Теперь, имея гипотезу относительно того, какой потребностью порожден образ цели, важно рассмотреть, насколько легким представляется автору путь ее достижения. Для этого психологу нужно сделать несколько действий.
Действия психолога | Комментарий |
1. Установить, есть ли смещение местоположения "флажка цели" относительно центра карты | Если "флажок цели" находится в центре карты, это свидетельствует о том, что образ цели занимает интегрирующую позицию во внутреннем мире, достижение этой цели является показателем личностного роста. Если "флажок цели" смещен от центра на периферию, это может означать либо нереальный, либо несущественный образ цели (это можно наблюдать в случае сопротивления тестированию). И в данном случае маршрут достижения цели имеет меньшее значение, нежели в случае, когда "флажок цели" находится в центре. |
2. Изучить маршрут путешествия | Устанавливается, через какие территории пролегает маршрут; какова общая "траектория движения": есть авторы, которые любят "погулять" по стране, прежде чем прийти к цели, все рассмотреть, со всем познакомиться; а есть авторы, которые предпочитают "двигаться по прямой", прокладывают наиболее короткий путь к цели. Это показатель индивидуального стиля движения к цели. Естественно, целеустремленные люди выбирают более короткую, быструю дорогу. Здесь большую помощь окажут собственные описания авторами карт маршрутов путешествия. |
3. Установить возможные препятствия, трудности, ловушки, риски на маршруте | Нередко на пути встречаются болота, леса страха, берега боли, огненные реки. Важно отметить все "подвохи", так как они являются символическим указанием на возможные затруднения, препятствия, ограничения на пути реализации цели. Данные ограничения могут быть объективными, но чаще всего являются показателями теневых сторон личности, тормозящих личностное развитие (страхи, сопротивление, тревога, гнев, вина, обида и пр.). |
4. Определить способы нейтрализации рисков и препятствий | Определив способы нейтрализации рисков и препятствий, мы получим символические "инструменты" для последующей психологической работы с теневыми сторонами автора рисунка. Таким образом устанавливается символическое содержание личностных ресурсов автора карты. |
5. Проанализировать содержание "нетронутых территорий" - территорий, не затронутых маршрутом к "флажку цели" | Территории, которые путь к "флажку цели" "обошел" являются источниками либо тревоги, либо ресурса. Если в дальнейшем потребуется "прояснить" содержание теневых сторон автора рисунка, или обратиться к ресурсу (например, для преодоления препятствия), нам потребуется более глубокая информация о "нетронутых территориях". |
6. Определить общий эмоциональный фон путешествия | Общее ощущение от путешествий легче установить, обратившись к описанию маршрута (задание № 3). Таким образом можно установить общую эмоциональную динамику в процессе движения к образу цели. |
Психологический анализ в данном контексте даст нам информацию об особенностях стратегии движения к цели, интуитивно ощущаемых трудностях, эмоциональной динамике, а также позволит оценить реальность достижения цели. Если сам автор не верит в реальность достижения цели, если он сознательно или неосознанно "запутывает" себе путь, психологу придется отдельно работать над коррекцией целеполагания клиента.
Это, пожалуй, самый трудный шаг. Он, по сути, связан с формированием перспективных задач психологической работы. Психологу предстоит связать информацию об актуализированной группе потребностей, бессознательную программу достижения цели с идеей самоактуализации.
В этом нам поможет идея пути, путешествия, уже заложенная в инструкции. Самоактуализация связана с наиболее полным использованием имеющихся у человека способностей, талантов, умений, навыков и других ресурсов для достижения созидательных целей. Таким образом, самоактуализация сама по себе представляет Путь, Путешествие, в котором максимально используются созидательные возможности человека. Эта мысль и является связующей между имеющимся состоянием и образом цели, основанным на потребности самоактуализации.
Большую помощь психологу окажут ответы автора карты на вопросы:
Чему научило вас это путешествие? (Представьте, что вы уже вернулись домой и подводите итоги своего путешествия. Перед вами чистый лист бумаги с началом фразы: "Это путешествие научило меня, прежде всего..." Как вы закончите фразу?)
Что бы вы пожелали другим путешественникам?
Какое пожелание для себя вам хотелось бы услышать от других путешественников?
Пример анализа
Общие сведения
Цветовые предпочтения: желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, голубой, красный, коричневый, черный.
Общее описание: карта сказочной страны имеет абстрактный контур, немного напоминающий палитру. "Флажок цели" находится прямо в центре страны. При раскрашивании карты использованы все цвета.
Условные обозначения:
Желтый: долины песков и испытаний
Зеленый: леса желаний
Оранжевый: поляны раздумий
Фиолетовый: рощи загадок
Голубой: море любви и реки мудрости
Красный: вершины гор радости познания
Коричневый: болота непонимания
Черный: пещеры страхов
Путь к цели: извилист; для того чтобы приблизиться к цели, нужно обойти всю страну.
Расположение "флажков входа и выхода". Флажки расположены в левой части страны. "Флажок входа" располагается над "флажком выхода".