Психологические особенности поведения людей

В условиях паники

Данному вопросу была посвящена одна из задач классического исследования X Кэнтрила, посвященного изучению массовой паники и США в 1938 году, вызнанной радиоспектаклем «Вторже­ние с Марса* {по Г Уэллсу).

Около 1 млн. американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событии В результате исследования были выде­лены четыре группы людей, в разной степени поддавшихся панике

Первую группу составили те, которые испытали легкое чувство страха, но засомневались в реальности таких событии и, подумав, самостоятельно пришли к выводу о невозможности вторжения марсиан

Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно сделать выводы из ситуации, по-JTOMy попытался проверить реальность этих событий с помощью других (обращались к соседям, знакомым, на радио и т. п , и толь­ко после эгого приходили к отрицательному заключению)

В третью группу вошли тс, кто, испытав сильное чувство стра-

278________________________________________________Глава 6

xa, не смог убедиться в нереальности происходившего с помощью других, поэтому оставался при своем первом впечатлении о пол­ной реальности вторжения марсиан.

И четвертую группу составили те, кто сразу паниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить

Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом характеристик людей, особенно важными среди ко­торых являются социально-демографические признаки.

Высокий уровень образованности, информированность о косми­ческих явлениях тормозили развитие панических состояний. Обрат­ные характеристики, т е. низкий уровень образованности и информи­рованности, способствовали паническим настроениям людей.

Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния При этом оказал влияние не сам по себе статус, а общие чувства тревожности, неуверенно­сти, составляющие психологическую готовность такого класса людей к паническому восприятию событий

Важными были также поло-возрастные признаки, женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддана-пись панике

Наряду с социально-демографическими характеристиками существенную роль играют психологические свойства личности, особенно такие как. некритичность мышления, выраженная лич­ностная тревожность и повышенная внушаемость — качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний

Вопросы для повторения

1 Что понимается под большими социальными группами9 На какие виды они разделяются''

2 Длите характеристику уровням развития больших социальных групп

3 Какие основные элементы состав™ ют психо югию больших соци­альных rpvnn'

4 В каких формах прояв ]яется пииоюгия больших социльных групп0

5 Какие признаки характеризуют miirv как сошптьную rpvnny0

6 Назовите основные виты толпы

7 Чем отличаются панические толпы от спасающихся1

К Что относится к (J)op\ia.ibHO-CTpvKT\piibi\i \ap жтеристикам толпы.' 9. С какой пелыо необходимо выявлять внутреннюю структуру толпы1 !0 Чем наиболее приншшиачько различается поведениече ювека втолпе

и вне толпы1 I I I

I il

Психология больших социальных групп и массовые психические явления 279

11.Что понимается поя большой диффузной группой,' Приведите примеры ) 2. Какие социальные условия являются благоприя гныч и для возникнове­ния слухов и больших группах?

13. В чем состоят основные функции слухов?

14. Какими способами осуществляется профилактика слухов п больших группах?

15. Что характеризует панику как социально-психологическое явление?

16. Какие социальные условия способствуют возникновению паники в больших социальных группах',1

17. На какие rpvnnu (типы) разделяются люди по их. поведению в условиях паники9

18. Что предрасполагает к возникновению панических состояний людей?

Литература

1. Дилигенский Г .Г. Некоторые методологические проблемы исследования психология больших групп // Методологические проблемы социальной психологии/Отв. ред. Е. В. Шорочова. М.:Наукл, 1975. С 196-205.

2 Динамика социально-лстологнческих явлений в изменяющемся об­ществе / Огв. ред. \. Л. Жураилсв. М • Изл-i» «Институт печколопш РАН». 1996

2. Зотовл О. И., Новиков В. В , Шорохова Е. В. Особенности психологии крестьянства. М.: Наука. 1983.

3. Кэнтрил X. «Чудовища вокруг нас . » // Страх: Антология / Сост. П. С. Гуревкч. М.: Адстейа. 1998 С. 52-70.

4. Маккей Ч Наиболее распространенные заблуждения и без\\1ства тол­пы. М.. Изд. дом «АЛЬПИНА», 1998.

5 Московичн С Век то in: Историческим трактат по психологии мясе. М.: Ии-во «Центр психологии и психотерапии». 1496.

6 Парыгин Б Д Социальная психология. Проблемы методологии, исто­рии и теории. СПб.: ИГУП, 1999.

7 Преступная толпа М • Изд-во «Институт психологии РАН»; Изд-во «КСП + ... 1998.

8 Пснхолошя масс. Хрестоматия Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1998.

9. Психология толп. М.. Изд-во «Институт психологии РАН»; Изд-во «КСП + .», 1998.

10. Революционный невроз М.. Изд-во «Институт психологии РАЯ»; Изд-во «КСП+». 1998-

11. Рошин С. К Психотогия толпы, анализ прошлых исследований и про­блемы сегодняшнего дня // Пси \ол. журн. Т. 11. !99О. N° 5 С 3-16,

12. Современная психология. Справочное руководство / Отв. ред. В. Н.Дружинин. М ' ИНФРА-М, 1999. С. 547-559.

13. Социальная психология/ Под ред Е С Кузьмина В Е. Семенова Л.. Итя-ноЛГУ. 1979.

14. Социально-психологическая динамика в условняч экономических из­менении / Отв.ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорочоиа. М.: Изл-во «Ин­ститут психологии РАН*, 1998.

15. Соииплыю-психологические исследования руководства и предприни­мательства/Отв. ред. А. Л Журавле в, Е В LUopoxoiu. M,. Изд-во «Ин­ститут психологии РАН», 1999.

16. ТощснкоЖ.Т,ХарченкоС В.Социатьноенастроение М Academia, 1996.

280__________________________________________________________

Глава 7

Наши рекомендации