Теория социального научения
1. Во взаимодействиях человека с окружающим миром существует взаимный детерминизм между: а) поведением субъекта; б) индивидуальными личностными особенностями; б) воздействиями на субъекта предметных и социальных условий.
2. Большая часть новых форм поведения приобретается человеком не на основе классического или оперантного обусловливания, а на основе социального научения – наблюдения за образцами поведения других людей при отсутствии подкрепления. Социальное научение имеет ряд особенностей:
· реализуется без внешнего подкрепления;
· результаты научения могут воспроизводиться со значительной временной отсроченностью;
· в отсрочено воспроизводимое поведение субъект может вносить различные модификации.
3. В качестве основных результатов социального научения выступают:
· Новые модели выполнения действий и организации поведения.
· Торможение или актуализация известных субъекту действий и форм поведения.
· Привлечение внимания к особенностям предметной ситуации, которые субъект в своем поведении или действиях может игнорировать.
· Формирование эмоционального или мотивационного отношения к особенностям поведения или получаемых результатов.
4. Быстрота и эффективность социального научения зависят: а) от психологической доступности для субъекта предмета подражания (собственном сходстве с моделью по половым и возрастных признакам, а также по предполагаемой компетентности и способностям); б) от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения.
Важнейшими характеристиками эффективных моделей для организации социального научения выступают:
· Эффективные взрослые модели: компетентность, высокий статус, наличие подкрепления поведения модели, возможность контролировать мотивационно значимый результат (подкрепление).
· Эффективные модели ровесников: сходство модели с наблюдателем по возрастным и половым характеристикам, по компетентности и уровню подготовленности.
5. Человек активно организует свое поведение, опираясь на когнитивные процессы, важнейшими из которых являются: а) ожидание и прогнозирование возможного результата при реализации определенного типа поведения – уверенность или неуверенность в возможности получить желаемый результат; б) ожидание и прогнозирование эффективности (не эффективности) собственного поведения (самоэффективность), уверенность субъекта в том, что он может (не может) осуществить определенное поведение.
· При высоком ожидании результата и высоком ожидании самоэффективности субъект реализует уверенные адекватные действия при социально направленной активности.
· При высоком ожидании результата и низком ожидании самоэффективности поведение субъекта характеризуется избеганием.
· При низком ожидании результата и высоком ожидании самоэффективности поведение субъекта характеризуется протестами, жалобами или стремлением изменить условия своей жизни.
· При низком ожидании результата и низком ожидании самоэффективности поведение субъекта характеризуется пессимизмом и апатией.
6. Индивидуальные особенности прогнозирования и ожидания возможных результатов и последствий поведения складывается на основе:
· Косвенных наблюдений за социальными моделями поведения других людей, которые могут: а) вести к успеху или неудаче; б) наказываться или поощряться другими людьми.
· Следования вербальным правилам и инструкциям, которые задаются другими людьми.
· Самонаблюдения и опыта собственных успехов и неудач.
7. Представления личности о самоэффективности (рефлексивность) в выполнении различных действий и организации собственного поведения (уверенности, что «Я могу») зависят:
· От самонаблюдения и опыта собственных успехов и неудач при выполнении действий в определенных ситуациях.
· От наблюдения образцов такого поведения у других людей.
· От социального убеждения со стороны общества или конкретных людей в возможности или необходимости соответствующего поведения.
· От точности вербализации субъектом соответствующей модели поведения и характера используемых субъектом речевых самоинструкций.
· От текущего эмоционального состояния.
8. В основе формирования и развития рефлексивных суждений лежит ряд источников:
· Стимулирующее влияние на осознание собственных возможностей и собственного поведения со стороны общества и других людей.
· Анализ результатов собственного поведения.
· Контроль над организацией и текущим исполнением собственных действий и поведения.
· Образцы поведения и анализ опыта других людей.
Рефлексивная постановка целей, которые обеспечивают повышение самооценки и самоэффективности, предполагает:
· Реалистичность, конкретность и определенность: а) планируемого или предполагаемого результата; б) способа достижения результата.
· Повышенный, но доступный уровень трудности или сложности достижения результата.
· Максимально конкретное планирование во времени ближайших целей и связывание их через ряд отставленных во времени целей с более отдаленными целями.
8. Субъект способен самостоятельно планировать и создавать благоприятные условия для реализации определенного типа поведения на основе осознанной рефлексии:
· Путем установления и изменения «планки достижений» (уровень притязаний), зависящей от особенностей самооценки.
· Путем самопоощрений или самонаказаний, которые могут служить: а) избавлению от внутреннего дискомфорта; б) средством уменьшения негативных реакций других; в) цели получения похвалы от других.
Джулиан Роттер (1916-2014)