Основные теоретикo- литepатурньie понятия
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ.
- Фольклор. Жанры фольклора.
- Литературные роды и жанры.
- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
- Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественномпроизведении:эпитет,метафора,сравнение.Гипербола.аллегория.
- Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
В школе с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными поmпиями являются:
- Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.
- Общее и национально-специфическое в литературе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
№ урока | Дата проведения | Тема урока. Основное содержание. | Кол-во часов | Результаты обучения (основные понятия и термины) | Формы и виды контроля | ТСО, ИКТ, нагляд- ность | Примечание | ||||
По календ | фактич | ||||||||||
3.09 | Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни. Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание. | Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..» | ||||||||
Литература Древней Руси (5+2р.р.) | |||||||||||
5.09 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы | Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер. Уметь характеризовать данный период развития литературы. | Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План. | ||||||||
7.09 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра. | Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия | презентация | |||||||
10.09 | Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения | Знать:жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. | Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова. Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра. | презентация | |||||||
12.09 | Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения | Знать: нравственно-патриотическую идею «Слова». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст. | Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора? | слайды | |||||||
14.09 | Поэтическое искусство автора в «Слове…» | Знать: понятие образ автора, лирическое отступление. Уметь:формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию | Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...». Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор - патриот? Доказать это примерами из текста. | ||||||||
17.09 | РРАнализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны» | Знать содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения. Уметь комментировать и анализировать эпизод. | Выразительное чтение «Плача Ярославны», выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины. | ||||||||
19.09 | РРПодготовка к домашнему устному сочинению По «Слову…» | Знать текст произведения, его художественные особенности. Уметь составлять развернутый план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать цитаты, отбирать литературный материал, логически его выстраивая и превращая в связный текст. | Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Работа с текстовыми индивидуальными картами по подготовке к сочинению. | ||||||||
Русская литература ХVIII века ( 9ч. ) | |||||||||||
21.09 | Характеристика русской литературы ХVIII века | Знать основные черты классицизма как литературного направления. Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции | Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи. | презентация | |||||||
24.09 | М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка | Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.. | Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему? | презентация | |||||||
26.09 | М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды. | Знать содержание оды, его особенность и форму. Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде. | Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде. | ||||||||
28.09 | Г.Р.Державин: поэт и гражданин. О роли поэта и назначении поэзии в стихотворении «Памятник». | Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции. Знать, какую роль отводит пэту и поэзии. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. | Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение «Памятник». Анализ . Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа? | презентация | |||||||
1.10 | Прославление красоты русских девушек в стихотворении «Русские девушки» | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. | Выразительно читают «Русские девушки». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения. | ||||||||
3.10 | Литературное направление. Понятие о классицизме и сентиментализме | Знать определения данных направлений | Работа с учебником, со словарями | презентация | |||||||
5.10 | Н.М.Карамзин – писатель и историк, один из основоположников русского сентиментализма. | Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма. Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем. | Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм. | презентация | |||||||
8.10 | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма. (Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека) | Знать содержание произведения. Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию. | Анализируют и Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье? | презентация | |||||||
10.10 | Социально-нравственный конфликт в повести «Бедная Лиза» | Знать содержание произведения. Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию. | Анализируют и Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье? | слайды | |||||||
Из русской литературы I половины ХIХ века ( 1) | |||||||||||
12.10 | Золотой век русской литературы (обзор) | Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Уметь давать развернутый ответ на вопрос. | Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-Щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»? | слайды | |||||||
А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 5+2р.р. ) | |||||||||||
15.10 | А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «Горе от ума». Первые страницы комедии. | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного. | Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя». | презентация | |||||||
17.10 | «К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». | Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,конфликт.Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии. | Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану). | ||||||||
19.10 | «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую. | Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев? | ||||||||
22.10 | «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию. | Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала. | ||||||||
24.10 | «Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты | Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым? | ||||||||
26.10 | Итоговый урок по комедии А. С.Грибоедова «Горе от ума» И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой | Знатьосновные положения статьи. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком. | Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект) | ||||||||
29.10 | РР Классное сочинениеобучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». | Знать содержание комедии Уметь сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | Сочинение | ||||||||
31.10 | Обобщающий урок | ||||||||||
А.С.Пушкин ( 13+4р.р.+ вн. чт ) | |||||||||||
7.11 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина УРОК-ПРОЕКТ | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления Уметь создавать презентацию информационного проекта. | Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина? | презентация | |||||||
9.11 | Основные мотивы лирики А.С.Пушкина | Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия | слайды | |||||||
12.11 | Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина | Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметьанализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы? | слайды | |||||||
14.11 | Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина | Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, , изобразительно-выразительных средств. | Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Развернутый ответ навопрос: какие идеалы утверждает дружеская лирика? | слайды | |||||||
16.11 | Любовная лирика А.С.Пушкина | Знать адресатов любовной лирики. Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики. Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы. | Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?» | ||||||||
19.11 | Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Ответы на вопросы, в том числе и проблемные | ||||||||
21.11 | РР анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся) | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный | Анализ стихотворения по предложенному плану | ||||||||
23.11 | Контрольная работа Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века. | Знать содержание произведений. Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос | Тестовые задания: «Методические рекомендации…» | ||||||||
26.11 | «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. | Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности. Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику. | Характеристика героев, комментарий текста. | ||||||||
28.11 | «Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы. Уметь выделять смысловые части текста | Ответы на вопросы | презентация | |||||||
30.11 | Онегин и столичное дворянское общество | Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек». Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном | Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство. | слайды | |||||||
3.12 | Онегин и поместное дворянское общество | Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе | Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства. | презентация | |||||||
5.12 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях. Уметь давать характеристику литературному герою. | Ответы на проблемные вопросы | ||||||||
7.12 | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским. Уметь давать характеристику героя произведения | Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. | слайды | |||||||
10.12 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. Уметь различать образ автора и героя | Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение. | ||||||||
12.12 | РР Подготовка к сочинению-размышлению по роману. | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.. | Д/р подготовка к сочинению | ||||||||
14.12 | Классное сочинение | Уметь написать сочинение | |||||||||
17.12 | Внекл. чтение. | Уметь слушать текст, анализировать текст | Пересказ | ||||||||
М.Ю.Лермонтов ( 8ч. +1 р.р. ) | |||||||||||
19.12 | Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. УРОК-ПРОЕКТ | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте | Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы | презентация | |||||||
21.12 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Дума», «Молитва» | Знать адресатов любовной лирики. Уметьанализировать текст на .лексическом уровне | Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики | слайды | |||||||
24.12 | «Три пальмы». Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. | Знать основные признаки эпохи. Уметь выделять смысловые части текста | Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником. | ||||||||
26.12 | Тема поэта и поэзии в стихотворении «Пророк» | Уметьанализировать текст на .лексическом уровне | Выразительное чтение стихотворений. Анализ . | ||||||||
28.12 14.01 | Роман «Герой нашего времени». Смысл названия. Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа. Уметьхарактеризовать особенности сюжета и композиции | Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа? | ||||||||
16.01 | Печорин как представитель «портрета поколения», младший брат Онегина. | Знать текст повести «Бэла». Уметьсопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей | Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование. | слайды | |||||||
18.01 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. УРОК-ПРОЕКТ. | Знать содержание«Журнала Печорина». Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов. | Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания. | ||||||||
21.01 | Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского. | Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их. | Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского. | ||||||||
23.01 | Контрольная работа по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | тестовые задания: уровни А, В, С | контрольная работа | ||||||||
Н.В.Гоголь ( 4+1р.р. ) | |||||||||||
25.01 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». | Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя Уметь выделять главное. | Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация. Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю» | презентация | |||||||
28.01 | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. | Знатьисторию создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. | Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения. | ||||||||
30.01 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. УРОК-ПРОЕКТ | Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков. Уметьанализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора. | Характеристика города и героев литературного произведения. | ||||||||
1.02 | РРПоэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. Характеристика героя | Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие чичиковщина Пониматьроль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведо. | сочинение | ||||||||
4.02 | Тема «маленького человека» в рассказе «Шинель» | Знать текст произведения | Ответить на вопросы | слайды | |||||||
Русская литература второй половины ХIХ века ( 15+1р.р. ) | |||||||||||
6.02 | Ф.И. Тютчев. Жизненная и творческая биография поэта. «С поляны коршун поднялся», «Вечер» | Знать творческую биографию поэта, содержание произведений. . | Рассказ о поэте на основе прочитанного. Характеристика героев. | ||||||||
8.02 | Лиризм и психологизм А.К.Толстого. «Край ты мой, родимый край», «Звонче жаворонка пенье…» УРОК-ПРОЕКТ | Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. | Рассказ о писателе, определение черт личности героя | ||||||||
11.02 13.02 | И.С.Тургенев Социально- психологический роман «Отцы и дети» Базаров- центральный образ романа. Проблема отцов и детей. | Знать творческую биографию писателя, содержание романа, индивидуальную особенность романов писателя, эволюцию образа «маленького человека».. | Анализ романа: монологические ответы. | ||||||||
15.02 | Д.И.Писарев и А.И.Герцен об образе Базарова. Поготовка к дом. сочинению По роману «Отцы и дети» | Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления | сочинение | ||||||||
18.02 | Н.А.Некрасов. «Вчерашний день, в часу шестом» | Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. | Рассказ о писателе, определение черт личности героя | ||||||||
20.02 | Поэма. «Кому на Руси жить хорошо». Народ в споре о счастье. Основная идея произведения. | Знатьисторию создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. | Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения. | презентация | |||||||
22.02 | Природа и человек в поэзии А.А.Фета «Я был опять в саду твоем…», «Весенний дождь» | Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. | Рассказ о поэте, определение черт личности героя | ||||||||
25.02 27.02 | Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. История создания романа «Преступление и наказание» | Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа. Уметьхарактеризовать особенности сюжета и композиции | Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа? | ||||||||
1.03 4.03 | Жизнь и творчество писателя Л.Н.Толстого. Роман- эпопея «Война и мир». Сюжет и композиция, система персонажей. | Знать понятия роман, содержание романа. Уметьхарактеризовать особенности сюжета и композиции | Ответы на вопросы | презентация | |||||||
6.03 | Поиски смысла жизни Андреем Болконским и Пьером Безуховым. | Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. | Рассказ о писателе, определение черт личности героя | слайды | |||||||
8.03 | «Война и мир» как героико- патриотический роман. | Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях. Уметь давать характеристику литературному герою. | Ответы на проблемные вопросы | ||||||||
11.03 | Очерк жизни и творчества А.П.Чехова. Смысл рассказа «Крыжовник» Обличение пошлости и мещанства в рассказе. | Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. | Рассказ о писателе, определение черт личности героя | презентация | |||||||
Русская литература ХХ века. Проза ( 21) | |||||||||||
13.03 | Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. | Знать особенности русской литературы ХХ века. Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений. | Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления.. | ||||||||
15.03 | Краткие сведения о романтической прозе М.Горького в ранний период творчества | Знать творчество писателя | Конспектирование | презентация | |||||||
18.03 | Особенность композиции рассказа «Макар Чудра» | Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. | Рассказ о писателе, определение черт личности героя | ||||||||
20.03 22.03 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Лёгкое дыхание», «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать произведение | Анализ рассказа: монологические ответы.. | слайды | |||||||
1.04 | Сведения о жизни А.И.Куприна. Два мира- две стихии в повести «Олеся» | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести. Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести | Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики. | слайды | |||||||
3.04 | А.А.Блок- яркий представитель символизма. Любовная лирика. «Мы встречались с тобой на закате…» | Знатьосновные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | слайды | |||||||
5.04 | Футуризм как литературное направление. В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. | Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации. Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского. | Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть. | презентация | |||||||
8.04 | С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе, человеке. | Знатьосновные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | презентация | |||||||
10.04 12.04 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины. Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести | Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики. | презентация | |||||||
15.04 | Акмеизм как литературное направление. А.А.Ахматова. Слово о поэте.Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, отношение к поэту и поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэтессе с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | презентация | |||||||
17.04 | Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность. «Никого не будет в доме…», «Заморозки» | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | ||||||||
19.04 22.04 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека». Уметь характеризовать образ главного героя | Анализ рассказа: монологические ответы. | презентация | |||||||
24.04 | Творческая и жизненная Биография В.Ф.Тендрякова. Призыв к милосердию и состраданию в рассказе «Хлеб для собаки» | Знать основные факты из жизни Тендрякова, содержание произведения. Иметь представление о героях . Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения | Ответы на вопросы | презентация | |||||||
26.04 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. Тема репрессий в рассказе «Как жаль» | Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор». Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа | Рассказ о писателе с презентацией. Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии. | презентация | |||||||
29.04 | Е.А.Евтушенко. «Россия, я тебя люблю», «Проклятье века- это спешка…» | Знатьосновные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | ||||||||
1.05 | А.А.Вознесенский. «Первый лёд», «Ни в паству не гожусь, ни в пастухи…». О метафорах Вознесенского. | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | ||||||||
3.05 | Традиции Кольцова и Есенина в творчестве Н.М. Рубцова. «В минуты музыки» | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | презентация | |||||||
6.05 | Поэт- песенник- В.С.Высоцкий. «Кони привередливые» | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | презентация | |||||||
Русская литература ХХ века. Поэзия (4 ) | |||||||||||
8.05 | Литература народов России в XX веке. Р.Гамзатов «Мой Дагестан» | Уметь анализировать произведение ХХ века. | Ответы на вопросы | ||||||||
10.05 | Ю.С.Рытхэу. Роман «Сон в начале тумана» | Знать основные факты из жизни Рытхэу, содержание произведения. Иметь представление о героях . Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения | Ответы на вопросы | повесть | |||||||
13.05 | Муса Джалиль. «Лишь была бы волюшка…», «Любимой» «Случается порой» | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | презентация | |||||||
15.05 | Давид Кугультинов «Я помню прошлое. Я помню...» | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэте . Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | ||||||||
Из зарубежной литературы ( 5ч.+1ч. итоговый ) | |||||||||||
17.05 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер. | Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада». Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер. | Ответы на вопросы | произведе ние | |||||||
20.05 | У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм общечеловеческое значение героев. (Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы.) | Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии. Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения | Ответы на вопросы | произведе ние | |||||||
22.05 | И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. (Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы). | Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен. Уметь раскрывать мотивы поступков героев | Ответы на вопросы | произведе ние | |||||||
24.05 | Итоговое занятие по курсу 9 класса. | Ответы на вопросы (по уровням) | Ответы на вопросы. | ||||||||