Связь организации с общественностью (Паблик рилейшнз)
Международная ассоциация паблик рилейшнз — ПР (1РКА) была создана в Лондоне 1 мая 1955 г. Рекс Харлоу изучил 472 определения паблик рилейшнз (риЬПс ге1а1юпз) и синтезировал их. Паблик рилейшнз — это «одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью».
Понятие «паблик рилейшнз» (ПР) включает в себя:
все, что может предположительно улучшить взаимопонимание между организацией и теми, с кем эта организация вступает в контакт как внутри, так и за ее пределами;
рекомендации по созданию «общественного лица» организации;
мероприятия, направленные на выявление и ликвидацию недостоверных слухов и других источников непонимания;
мероприятия, направленные на увеличение общественной значимости организации средствами соответствующей рекламы, вы-ставок, теле-, видео- и кинопоказов;
любые действия, направленные на улучшение потенциальных и Реальных контактов между людьми и организациями.
Паблик рилейшнз (ПР) при этом не является пропагандой; дея-Тельностью, создающей барьеры между правдой и общественно-; деятельностью, направленной на реализацию товаров и ус-г! набором хитростей и трюков для привлечения внимания к
фирме; рекламой; косвенной рекламой; бесплатной рекламо| просто работой с прессой [9, с. 91—95].
Выделяются следующие основные отличия паблик рилейшнз (I от пропаганды [10, с. 391]:
Во-первых, целью ПР является достижение согласия меа организацией и общественностью, тогда как цель рекламы — здание движения сторонников (будущих покупателей).
Во-вторых, главной задачей ПР является обеспечение равн| правного диалога организации с потребителями. Задачей же ре| ламы является в ряде случаев обеспечение собственного приор| тета в диалоге (точнее в псевдодиалоге).
В-третьих, методы ПР подразумевают информационную крытость, а методы рекламы предполагают часто сокрытие 4: тов и дезинформацию возможных покупателей.
И наконец, главное стремление специалистов ПР — это вза мопонимание с общественностью, в то время как главное стре)| ление специалистов по рекламе — увеличить число стороннико| покупателей.
Специалисты в области ПР способствуют решению следуюи основных проблем:
обеспечивают руководство организации информацией об щественном мнении и оказывают ему помощь в выработке от ных мер;
обеспечивают деятельность руководства в интересах обществе| ности;
поддерживают руководство в состоянии готовности к разли ным переменам путем заблаговременного предвидения тендень
используют исследование и открытое общение в качестве новных средств деятельности.
Специалист по ПР выступает в качестве посредника между' щественностью и руководителем, помогая последнему перевес личные цели и задачи в разумную, приемлемую для общест ности практику. В целях ПР используются два основных инфорл ционных потока: от руководства организации по разным «а сам»; и от разных «адресов» к руководству организации.
Обозначим типичные ошибки при формировании имиджа ор низации. Обычно выставляются сильные и привлекательные роны организации, а слабые скрываются. Это проблема ответстве ности, проблема достоверности информации. Но еще хуже, ко! в создание имиджа включаются характеристики, которыми ор| низация вообще не обладает.
Таким образом, если судить строго, то полностью выпо/ требования настоящего ПР удается далеко не всегда. Очень ча то, что выдается за ПР, фактически является банальной рек мой. Например, когда говорят о так называемых ПР-технологи используемых в периоды избирательных кампаний (особенН|
условиях современной РФ), то скорее речь идет о банальной политической рекламе, когда предприимчивые психологи в погоне За «гонорарчиками» участвуют в глобальных общественных манипуляциях. Здесь возникает и более интересная' проблема — проблема «удовлетворенности» трудом таких «специалистов», а также проблема «личного достоинства» этих манипуляторов. К сожалению, она еще не стала предметом специального исследования психологов труда. Пока надежда лишь на профессиональную рефлексию, основанную на остатках совести самих таких специалистов в области «ПР-технологий».
Перечислим основные методы и области применения паблик рилейшнз [9, с. 91-93]:
печатное слово (рекламные объявления, визитки, прайс-листы, листовки, письма клиентов в СМИ);
аудиальные средства (телефонные опросы, радиообъявления, телефонные переговоры). Иногда сам факт телефонного опроса, тем более проведенный в вежливой и уважительной форме, уже формирует позитивное отношение к данной организации;
визуальные средства (афиши, товарные и фирменные знаки, фотографии руководителей, дизайн интерьеров и мебели, буклеты и каталоги);
аудиовизуальные средства (видеоролики, киноролики, телепередачи, презентации по телевидению);
церемонии, визиты, конференции (посещения организации клиентами и прессой, пресс-конференции);
выставки и ярмарки (распространение печатной продукции);
исследования (кабинетные, узкоцелевые и непрерывные; опросы сотрудников, фокус-группы, группы качества; мониторинг);
контакты и альянсы с другими организациями. Нередко эти контакты свидетельствуют о том, что с данной организацией «вооб-Ще можно иметь дело».
Рассмотрение практических аспектов использования паблик Рилейшнз сводится в основном к повышению эффективности воз-Действия на различные группы населения в целях создания благоприятного образа данной организации [4].
Приведем примеры повышения такой эффективности воздействия. Хорошая фотография всегда динамична и эмоциональна. Чтобы снимок получился выразительным, Д. Доти рекомендует:
1) фотографируйте людей за тем занятием, которые они обыч-
0 Делают, и в той обстановке, в какой они обычно работают;
2) сузьте снимок настолько, насколько позволяет ситуация без
°тери смысла; постарайтесь, чтобы в кадре был только один че
ловек;
Чел е°ЛИ потРебУется> чтобы на фотографии было несколько °Век! сгруппируйте их так, чтобы общая компоновка была плотной.
Или вот такие советы, как создавать листы рассылки и делат их более эффективными:
1) учитывать специфику «горизонтальных» СМИ (для шире
ких слоев, интересующихся многими вопросами) и «вертикаль
ных» СМИ (с аудиторией, имеющей узкие интересы);
2) каждому СМИ подготовить отдельный рассылочный листЛ
3) составить список редакторов и лиц, с которыми постоянн|
имеются контакты, а также списки редакторов специализироваг
ных отделов.
Для организации паблисити с помощью радио и телевидения • такие рекомендации:
1) телевидение и радио нуждаются в вас не меньше, чем
нуждаетесь в них;
2) репортерам нужен эффект (даже спор, дискуссия, что-т
необычное. Если предприниматель обладает способностью вызь
вать интерес у публики, то его приглашают чаще других);
3) необходимо на все смотреть под местным углом зрения (пр
участии в региональных информационных программах);
4) лучшее для вас — ток-шоу;
5) сопоставляйте то, что вы хотите сказать, с тем, что от
хотят услышать...