Тренинговые упражнения (выполняемые в группе).
А.В.Комарова, Т.В.Слотина, В.Л.Ситников
ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ
ОБЩЕНИЯ
Учебное пособие
Санкт-Петербург
ПГУПС
УДК 3732
ББК 741
Е 72
Рецензенты:
· Доктор психологических наук, профессор Е. С. Ермакова (Петербургский государственный университете путей сообщения);
· Кандидат философских наук, доцент Чернова Г. Р. (Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина)
- УДК 378.015.3
Комарова А. В., Слотина Т. В., В.Л. Ситников Практикум по психологии общения. Учебное пособие — СПб: ПГУПС, 2012—с.
Предлагаемое издание является современным учебным пособием по одной из самых актуальных психологических дисциплин. Данный практикум построен по принципу практического дополнения к модулям «Социальная психология» и «Психология общения». Общение представлено как структурный феномен, в котором выделяются перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны. За небольшим теоретическим блоком по каждому из разделов следует обширный по содержанию и объему практический материал. В нем представлены: навыки межличностного, делового эффективного общения, приемы диагностики коммуникативного поведения, упражнения и задачи, систематизированные в соответствии с содержанием дисциплин а также с учетом требований к профессиональным компетенциям бакалавра и специалиста технических направлений ФГОС ВПО.
После каждого раздела представлен подробный список литературы.
Пособие адресуется преподавателям, аспирантам, магистрантам, студентам и бакалаврам психолого-педагогических факультетов, а также всем интересующимся различными вопросами психологии общения.
© Петербургский государственный университет путей сообщения, 2012
© Комарова А.В., Слотина Т.В., Ситников В.Л., 2012
ISBN
Содержание
Введение…………………………………………………………………........... | |
Раздел 1. Перцептивный аспект общения……………………….……… Понятие социальной перцепции…………………………………………... Механизмы межличностного восприятия………………………………… Механизмы межгруппового восприятия………………………………..… Эффекты восприятия………………………………………………………….. Вопросы для проверки | |
Задания…………………………………………………………………………… Тренинговые упражнения…………………………………………………… Психологическая диагностика………………………………………………. Литература Раздел 2. Коммуникативный аспект общения……………………….......... Коммуникация и коммуникативный процесс……………………………. Вербальная коммуникации……………………………………………….... Невербальная коммуникация………………..………………………...…… Коммуникативные барьеры…………………………………………….….. Феномен межличностного влияния и противостояния влиянию……….…. Каналы восприятия и передачи информации. …………………………….. Задания…………………………………………………………………………… Тренинговые упражнения…………………………………………………… Психологическая диагностика………………………………………………. Вопросы для проверки………………………………………………………... Литература………………................................................................................... | |
Раздел 3. Интерактивный аспект общения………………………………. Психологические эффекты взаимодействия людей Психологическая совместимость………………………………………….. Стратегии поведения по отношению к партнерам……………………….… Стили взаимодействия……………………………………….….. Задания…………………………………………………………………………… Тренинговые упражнения…………………………………………………… Психологическая диагностика………………………………………………. Вопросы для проверки………………………………………………………... Литература………………................................................................................... | |
Библиографический список…………………………………………….......... |
Введение
Общение можно сравнить с огромным зонтиком,
под которым скрыто всё, что происходит, между людьми
В. Сатир.
Общение, как предмет интереса всегда был и остается в центре внимания не только психологов, социологов, педагогов, юристов, менеджеров, но и людей, чьи профессии не связаны напрямую с взаимодействием людей. Всю нашу жизнь мы постоянно находимся в процессе общения: начиная с самых первых дней появления на свет.
Каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейшего представления о том, как строить отношения с людьми и миром в целом. Постепенно он овладевает определенным уровнем знаний, навыков и умений, становится членом общества, в соответствии с правилами и нормами, принятыми в нем. Он учится понимать людей, а также старается быть понятым ими, передает определенную информацию и получает обратную связь, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими людьми. Все это становится неотъемлемой частью жизни каждого человека. Без общества и взаимодействия с ним, мы не можем жить.
Сегодня общению посвящено множество разнообразных трудов. Основной научной областью знаний, занимающейся проблемами общения, можно считать социальную психологию и ее раздел психологию общения. В ней исследуются такие явления, как восприятие и понимание людьми друг друга; передача и получение информации, взаимовлияние и взаимодействие, межличностная и межгрупповая сплоченность, конфликтность и многое другое.
В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми. Это и обуславливает актуальность изучения процессов общения.
В узком смысле общение – это процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского (М., 1998) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Психология общения владеет огромным арсеналом практического материала, что всегда и для любого человека является очень востребованным и актуальным.
Наше учебное пособие посвящено именно этой области психологии общения. В него вошли разнообразные виды практических заданий, психологическая диагностика, упражнения на понимание явлений, эффектов и феноменов межличностного общения; техники и приемы эффективного общения, а также технологии и рекомендации по управлению и контролю эмоциональной сферы и многое другое. Для того чтобы читателю было удобно ориентироваться в многочисленных аспектах и явлениях психологии общения, каждый раздел включает краткое описание основных теоретических понятий.
Структура пособия содержит в себе три, на наш взгляд, важнейших аспекта категории общения: перцептивный (восприятие людьми друг друга), коммуникативный (установление контактов) и интерактивный (взаимодействие людей). В них последовательно представлены вопросы для контроля и оценки знаний.
Желаем Вам приятного и эффективного общения!
Перцептивный аспект общения
Сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ как результат и форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека выступает важнейшим ключевым условием восприятия. Как отмечает В.В. Ситников, образ рассматривается как функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений (Ситников В.Л., 2001, С.15). По содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает действительность. Образ существует на уровне чувств (ощущение, восприятие, представление) и на уровне мышления (понятие, суждение, умозаключение).
Восприятие является активным процессом, т.е. то, что мы воспринимаем и то, как мы интерпретируем воспринятую информацию, с одной стороны определяется нашим состоянием, с другой стороны, находится под нашим контролем.
Механизмы социальной перцепции – это способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. к ним относятся: идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция.
Под идентификацией подразумевает способ понимания другого человека через осознанно или бессознательное уподобление его самому себе. Это наиболее простой способ понимания другого человека(Бодалёв А.А., 1982).
Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека.
Децентрация – способность и умение человека отойти от своей позиции и взглянуть на партнёра и на ситуацию взаимодействия как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя. Поскольку этот механизм освобождает от эмоциональной предвзятости, он является одним из самых эффективных в процессе познания другого человека.
Социальная рефлексия – осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. А.А. Бодалев (1996) отмечает, что интенсивность и полнота проявления коммуникативной рефлексии напрямую зависит от субъективной значимости партнера.
Аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Выделяется 3 уровня аттракции: симпатия, дружба и любовь. Д. Маейрс (1997) описывает следующие факторы, стимулирующие проявление аттракции: географическая близость (соседство, обучение в одном классе и т.п.); взаимодействие и антиципация взаимодействия; простое нахождение в поле зрения; физическая привлекательность; сходство мировоззрения; хорошее отношение к субъекту восприятия.
Н.В. Казаринова, В.Н. Куницына (2001) делят все факторы, стимулирующие аттракцию, делят на две группы:
1) Внешние факторы, т.е. существующие до того, как начался процесс общения, это: потребность в аффилиации (доверительном общении), эмоциональное состояние партнёров по общению, пространственная близость;
2) Внутренние факторы, возникающие в процессе взаимодействия: физическая привлекательность партнёра по общению, стиль общения, фактор сходства между партнёрами, выражение личного отношения к партнёру в процессе общения.
Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием причин, как своему поведению, так и поведению другого человека. Исследования атрибуции анализируют «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Феномен атрибуции возникает тогда, когда имеется недостаток информации о другом человеке, заменять которую и приходится путем приписывания (атрибуции).
Фундаментальные ошибки каузальной атрибуции:
1. Тенденция переоценивать роль личностных факторов и недооценивать влияние ситуации, обстоятельств. Эта ошибка характерна для «наблюдателей». Когда мы выносим оценку поведению других людей, часто просматривается следующая закономерность. При их неудачах мы говорим, что они плохо старались или что у них не хватает способностей. Если же результат деятельности успешен, мы говорим, что им просто повезло. При самоатрибуции наблюдается обратная тенденция, так как её основная цель – сохранение положительной самооценки.
2. Ошибка ложного консенсуса (согласия) – человек склонен интерпретировать свое поведение как типичное, свойственное большинству людей.
3. Ошибка неравных возможностей ролевого поведения – разные социальные роли предполагают разное поведение, поэтому при атрибуции воспринимающий интерпретирует поведение окружающих людей в строгом соответствии с их социальными ролями. В основе данной ошибки лежит склонность опираться на ролевые стереотипы.
4. Игнорирование информационной значимости неслучившегося – тенденция учитывать только очевидные факты. Представьте, что дом охраняется собакой. В этом случае о безопасности хозяев, в основном, судят, опираясь на поведение собаки. Если собака спит, значит все спокойно.
К механизмам межгруппового восприятия относят: внутригрупповой фаворитизм, физиогномическую редукцию и стереотипизацию.
Внутригрупповой фаворитизм заключается в тенденции благоприятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в противовес, а иногда и в ущерб членам другой. В.С. Агеев описывает ряд факторов, блокирующих его актуализацию: 1) более общие («надгрупповые») цели и социально значимые (не «группоцентрические») ценности межгруппового взаимодействия; 2) однозначность толкования, доступность и очевидность тех критериев, на основании которых выносится извне решение об успехе или неудаче группы; 3) чередование успеха и неудачи группы в межгрупповом взаимодействии.
Физиогномическая редукция – это восприятие внешности другого человека с одновременной или последующей интерпретацией его как личности. В каждой культуре имеются специфические способы, своего рода «ключи» (Агеев В.С., 2000) для восприятия («прочтения) другого человека. Эти «ключи» достаточно эффективны, когда «прилагаются» к представителям той же самой культуры, то есть позволяют быстро, нередко автоматически и вместе с тем достаточно адекватно воспринять другого человека. Но эти же самые «ключи» могут оказаться неадекватными при восприятии представителей других культур, причем, чем более значительны различия между культурами, тем в меньшей степени применимы «ключи» одной культуры для свернутого и автоматического «прочтения» представителей другой.
Стереотипизация – это процесс формирования стереотипов, сущность которого заключается в тенденции максимизировать воспринимаемое различие между группами и минимизировать различия между членами одной и той же группы. Стереотип чаще всего возникает на основе ограниченного предшествующего опыта, когда выводы строятся на базе ограниченной информации. Социальный стереотип – это 1) устойчивое представление о явлении или людях, свойственной представителям той или иной социальной группы (Филатова О.Г., 2000); 2) упрощенное представление о каком-либо социальном объекте, связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью (Андриенко Е.В., 2000).
Предлагаем следующую классификацию социальных стереотипов:
1) конституционально – антропологические проявляются во влиянии антропологических признаков (типы телосложения, черты лица, пол) на оценку личности, психологических особенностей человека.
2) этнос – национальные стереотипы – это упрощённые, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы или общности или национальности, легко переносимые на всех представителей этой группы.
3) статусные, проявление данного типа стереотипов связано с зависимостью восприятия и понимания другого человека от его социального статуса.
4) социально-ролевые – это проявление зависимости восприятия и оценки человека, его личностных особенностей от социальных ролей, которые выполняет этот человек, например, военный – дисциплинированный, строгий и т.д.
5) вербально – поведенческие характеризуют зависимость восприятия другого человека от особенностей его поведения и речи.
6) эмоционально – эстетические стереотипы связаны с зависимостью восприятия и оценки другого человека от его внешней привлекательности – непривлекательности.
7) профессиональные. В данном случае, имеется ввиду персонифицированный образ профессии, т.е. обобщённый образ типичного профессионала.
Эффекты восприятия
Эффект первичности и новизны – при взаимодействии с малознакомыми людьми большее значение придается данным, полученным вначале, а при общении со старыми знакомыми – последним сведениям.
Эффект ореола – формирование специфической установки на воспринимаемого человека через направленное приписывание ему определенных качеств. Наиболее явно этот эффект проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств (эксперименты А.А. Бодалева и П. Уилсона). В первую очередь «ореол» создают факторы внешней привлекательности, превосходства, хорошего отношения к нам.
Эффект привлекательности – заключается тенденции переоценивать качества внешне привлекательного, симпатичного человека (эксперименты А.А. Леонтьева и А. Миллера).
Эффект превосходства – проявляется в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру.
Эффект хорошего отношения к нам – воспринимающий также склонен переоценивать человека, относящегося к нему с симпатией. Очевидно, что, то, как относится к нам другой человек, влияет на наше впечатление о нём. Более того очень часто на возникающее у нас впечатление о человеке влияет его согласие или несогласие с нами по какому-то вопросу.
Эффект проекции – проявляется в приписывании приятному собеседнику своих достоинств, а неприятному – своих недостатков. Классический пример проекции: начальника, не обладающего способностью к систематизации, организованности будут раздражать в подчинённых эти же качества.
Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.
Субъективные каналы восприятия и передачи информации. Люди воспринимают и отражают окружающий мир посредством своих органов чувств. Проблема уровней передачи информации в процессе межличностного общения рассматривается в теории НЛП (нейро-лингвистическое программирование). Авторы этой теории Р. Бэндлер и Дж. Гриндер (2008) считают, поскольку язык каждого человека отражает его субъективный мир, то и влиять на этот мир можно, влияя на язык как знаковую систему.
Существуют несколько типов модальностей или репрезентативных систем, связанных с тем или иным каналом восприятия. Обычно одна из систем является основной, то есть лучше развита. Ведущая модальность проявляется в речи, в соответствующих словах, а также в характерных жестах и движении глаз. Выделяют:
v Аудиальную репрезентативную систему – доминирует слух. В речи часто встречаются такие слова и фразы: «послушай», «звучит как музыка», «пропускать мимо ушей», «скажите мне» и т.п.
v Визуальная репрезентативная система – преобладает зрение. Характерные слова и фразы: «вижу, что вы имеете в виду», «это выглядит», «при ближайшем рассмотрении», «туманное представление» и т.п.
v Кинестетическая система – преобладают двигательные и тактильные ощущения. Характерные слова и фразы: «погодите секунду», «холодный человек», «уловил идею», «ловко сделано», «это меня задевает» и т.п.
v Обонятельная и вкусовая системы. Характерные слова и фразы: «горькая пилюля», «это дурно пахнет», «дело вкуса», «о вкусах не спорят», «свежий, как роза» и т.п.
Предполагается, что у субъектов с разными доминирующими модальностями часто возникает непонимание, поскольку их восприятие и понимание одних и тех же явлений могут быть совершенно различными. Для улучшения взаимопонимания и выработки общего смыла передаваемой информации между субъектами, обладающими различными модальностями, используют следующие приемы: присоединение (подстройка), закрепление, ведение.
Задания.
1. Примером какой фундаментальные ошибки каузальной атрибуции является следующий эксперимент. Представьте, что вам предложили за 1500 рублей в течение 2 часов ходить с рекламным плакатом «Кока-колы» по центральной улице вашего города. Согласились бы вы? А теперь предположим, что все население вашего города от 18 до 60 лет – это 100%. Сколько процентов из них, по-вашему, приняли бы аналогичное предложение? Посмотрите, отнесли ли вы себя к большинству (помните, что 50% - это большинство). Опыт проведения данного эксперимента, полученный на современных российских гражданах, показывает, что, за редким исключением, люди причисляют себя к большинству.
2. К какому эффекту восприятия можно отнести описание данного эксперимента?
Молодым людям было предложено оценить почерк, написанный женщиной, причём к тексту прилагался её портрет. В одних группах испытуемых использовался портрет женщины с привлекательной внешностью, а в других – портрет «дурнушки». Более высокие оценки получил почерк красивой женщины.
3. О каком виде стереотипов идет речь в исследованиях американского учёного Secordа? Люди с похожими чертами лица действительно оказались похожими между собой и по личностным характеристикам.
4. К какому эффекту восприятия можно отнести цитату из «Крейцеровой сонаты» Л.Н. Толстого? «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупостей, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красиво, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна».
5. Вспомните из своей жизни случаи, когда первое впечатление о каком-либо человеке оказалось для вас ошибочным? Что вы испытывали, когда поняли это? Что способствовало созданию неправильного восприятия? Как вы осознали его ошибочность? О каких ошибках возможно шла речь?
6. Напишите на листе бумаги в столбик имена 5 человек, которые вам нравятся, вам симпатичны, но не по внешним признакам, а по качествам личности, это не должны быть родственники. Затем для каждого из них (в столбик) выпишите качества (4-6), которые его характеризуют как личность. Можно выполнить это задание в виде таблицы (см. таб. 1).
Таблица № 1.
Вася М. | Коля . | Маргарита Витальевна | Петр Сергеевич | т. Вика |
пунктуальность | выносливость | самолюбие | верность | смелость |
смелость | любознательность | трудолюбие | смелость | верность |
любознательность | бережливость | смелость | самообладание | кругозор |
решительность | усердие | верность | пунктуальность | преданность |
Затем, проделайте такую же работу с людьми, которые вам не нравятся, вам не симпатичны.
Вывод. Вы заметите, что качества в первой таблице будут повторяться тоже наблюдается, как правило, и при заполнении второй таблицы. Что лежит в основе этого явления?
7. Какие факторы восприятия людьми друг друга имеет в виду Н. В. Гоголь?
"Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий: он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки".
8. В драматическом этюде А. Н. Островского "Неожиданный случай" друзья Сергей Андреевич Розовый и Павел Гаврилович Дружнин приезжают в гости к молодой вдове Софье Антоновне, в которую влюбился С. А. Розовый. В разговоре Дружнин признается, что хотел помешать помолвке (Дружнин имел предубеждение против вдов). Происходит следующий диалог между Дружниным и Софьей Антоновной:
ДРУЖНИН. Изволь, я признаюсь. Вот в чем дело, Софья Антоновна. Надобно вам признаться, что я его очень люблю... Я его очень люблю, Софья Антоновна.
(Розовый смотрит на него пристальным взглядом, в котором выражается благодарность).
ДРУЖНИН. Я знаю его слабое сердце; мне случалось видеть неприятности, которые он должен был терпеть за этот недостаток. Я недавно узнал, что он познакомился с вами. Извините, почему-то я имел об вас не совсем выгодное мнение; я испугался, чтоб это знакомство не довело его до чего-нибудь серьезного, и приехал к вам с намерением воспрепятствовать вашему сближению.
СОФЬЯ АНТОНОВНА. И только?
ДРУЖНИН. Больше ничего.
СОФЬЯ АНТОНОВНА. Скажите, сделайте одолжение, отчего вы составили обо мне такое мнение?
ДРУЖНИН. Право, не могу вам сказать отчего!
Какой эффект социальной перцепции сыграл роль при формировании первоначального (заочного) мнения Дружнина о Софье Антоновне?
9. Александр Дюма в своей книге о путешествии по России рассказывает следующую историю о случае, приключившемся с императором Александром I.
«Однажды, прибыв в малороссийскую деревню, одетый в военный сюртук, без каких-либо внешних знаков отличия, которые бы указывали бы на его звание. Александр вышел из коляски и, пока перепрягали лошадей, пешком поднялся на невысокий холм, на вершине которого дорога раздваивалась. Там стоял небольшой домик, крайний в этом селении, а у порога дома сидел, покуривая, человек, одетый в шинель, напоминавшую одеяние императора.
- Приятель, - спросил Александр, употребив слово, какое обычно используют собеседники в разговоре на равных, - по какой из этик дорог надо екать, чтобы добраться до...?
Человек с трубкой оглядел императора с головы до ног, удивленный, что какой-то путешественник позволил себе обратиться к человеку его чина столь фамильярно, и, небрежно, указав рукой на одну из дорог, сказал:
- По этой, голубчик.
Император понял, что допустил оплошность, чересчур бесцеремонно обратившись к такой важной персоне, какой был на вид его собеседник.
- Простите, сударь, - сказал он, приблизившись к нему и поднеся ладонь к своей фуражке, - вы позволите еще один вопрос?
- Ну, так? Какой? - спросил курильщик презрительно.
- Позвольте полюбопытствовать: какой у вас чин?
Угадайте.
- Должно быть, сударь - поручик?
- Берите выше.
- Капитан?
- Еще выше.
- Майор?
- Давайте дальше...
- Подполковник?
- Вот теперь в точку.
Император поклонился.
- А теперь мой черед, - сказал человек, попыхивая трубкой - Извольте, кто вы?
- Отгадайте, -ответил император.
- Поручик?
- Выше.
- Капитан?
- Еще выше.
- Майор?
- Дальше, дальше...
- Подполковник?
- Мимо...
Курильщик встал с места.
- Полковник?
- Не угадали.
Человек вынул трубку изо рта и принял почтительную позу.
- Ваше превосходительство, стало быть генерал-лейтенант?
- Уже ближе.
- Может, фельдмаршал?
- Еще усилие, подполковник, и вы угадаете.
- Его императорское величество! - воскликнул подполковник, выронив изо рта трубку, которая, упав на землю, разлетелась на кусочки..."
Объясните, какой фактор помешал курильщику узнать императора по схеме стереотипизации:
а) фактор привлекательности;
б) фактор отношения к нам;
в) фактор превосходства.
10. Что вы знаете о феномене "безучастного наблюдателя"? Какие факторы могут оказать влияние на получение необходимой помощи?
Прочитайте описание ситуаций и укажите, в какой из двух ситуаций у героя больше шансов дождаться помощи от окружающих. Аргументируйте свое мнение.
а) Турист заблудился и не может найти дороги к отелю в небольшом провинциальном городке
или
турист заблудился и не может найти дороги к отелю в многомиллионном городе.
б) Сергей Алексеевич на своей машине "Лада-Калина" ехал с дачи на важную встречу с представителями крупной фирмы, с которой предполагалось сотрудничество. Внезапно что-то случилось со сцеплением. Сергей Алексеевич в отутюженном костюме и строгом галстуке стоял на дороге и ждал помощи. Дорога оглашалась лишь ревом мотоциклов рокеров
ИЛИ
Сергей ехал на мотоцикле в город, внезапная поломка заставила его остановиться на обочине дороги. Вдали показались мотоциклы рокеров
в) Порыв мокрого ветра вырвал из рук Ольги зонт и погнал его вдоль набережной
или
Ольга пытается пристроить свой пляжный зонт, но тот никак не может защитить ее от солнечных лучей.
11. Прочитайте эпизод из поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души".
Чичиков разглядывал себя в зеркале, примеряя новый фрак наваринского дыма с пламенем, который блестел как шелк.
"Поворотился направо - хорошо! Повернулся налево - еще лучше! Перегиб такой, как у камергера или у такого господина, который так и чешет по-французски, который даже и рассердясь, выбраниться не умеет на русском языке, а распечет французским диалектом. Деликатность такая! Он
попробовал, склоня голову несколько набок, принять позу, как бы
адресовался к даме средних лет и последнего просвещения: выходила, просто картина."
Почему Чичиков придавал такое большое значение фраку и одежде в своих предприятиях. Какой из эффектов социальной перцепции ему должен был помочь в осуществлении его планов. Найдите единственный правильный ответ:
а) эффект ореола,
б) эффект новизны,
в) эффект стереотипизации.
12. Какие факторы восприятия людьми друг друга имеют место в этом отрывке из сочинения Н. В. Гоголя?
"Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии.
Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, - да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку!"
13. В комедии В. Шекспира "Двенадцатая ночь" приятели Фабиан и сэр Тоби решили пошутить над воздыхателем графини сэром Эндрю Эгьючиком
и посланцем герцога Орсино - юношей Цезарио /в действительности переодетой в мужской костюм девушкой Виолой/. Они уговорили сэра Эндрю вызвать на дуэль мнимого соперника Цезарио. В шутку Фабиан и сэр Тоби пугают каждого из будущих противников, рассказывая о них небылицы:
ФАБИАН. Знаю только, что рыцарь в страшном негодовании против вас, вплоть до смертельного исхода. А подробности мне неизвестны.
ВИОЛА. А что он за человек, скажите пожалуйста?
ФАБИАН. Его внешность не сулит того, что обнаруживается при испытании его храбрости. Он действительно один из самых опытных, неукротимых и опасных драчунов в Иллирии. Если угодно, мы пройдем к нему, если удастся, я постараюсь помирить вас.
ВИОЛА. Вы меня очень этим обяжете. По мне худой мир лучше доброй ссоры, и меня не тянет прославиться как забияка.
Уходят.
Входит сэр Тоби и сэр Эндрю.
СЭР ТОБИ. Да, дружище, в нем что-то дьявольское. Я сроду не встречал такого типа. Мы чуток поразмялись с ним на рапирах, ножнами и так далее. Он делает выпады с такой страшной стремительностью, что это просто невыносимо, а при батмане отвечает так точно, что ноги не успевают коснуться подошвами земли. Говорят, он был учителем фехтования у
персидского шаха.
СЭР ЭНДРЮ. Вот черт, я бы не хотел затеваться с ним.
СЭР ТОБИ. Да, но теперь его не утихомиришь. Фабиан тут едва с ним
справляется.
СЭР ЭНДРЮ. Чтобы ему пусто было! Кабы я знал, что он не трус и так умеет фехтовать, я бы его лучше послал ко всем чертям, чем с ним задираться. Пусть он покончит дело миром, и я подарю ему моего чалого Капилета.
СЭР ТОБИ. Попробую ему предложить. Постойте тут и держитесь как ни в чем не бывало. Надеюсь, все обойдется без крови. /В сторону/ Покатаюсь на твоем чалом, как на тебе самом.
Какой психологический эффект социальной перцепции здесь имеет место?
14. В романе Д. Н. Мамина - Сибиряка "Хлеб" между героями Полуяновым и Ечкиным происходит следующий диалог:
ПОЛУЯНОВ. А я думаю, Борис Яковлевич, очки себе купить... дымчатые, в золотой оправе... да.
- Разве у вас глаза слабые?
- Нет... Но в очках как-то солиднее. Старобровский носит очки. Мышников. - одним словом, все серьезные люди.
- Отчего ж, можно и очки, -милостиво согласился Ечкин, думавший совсем о другом. - Да, конечно, очки...
- Купцы, и те нынче в очках ходят. Вон Евграф Огибенин... да.
"На следующий день Полуянов явился в золотых очках и даже подстриг бороду Шамбор. Нельзя, дело было слишком серьезное, и каждая мелочь имела свое значение".
Объясните, какой фактор социальной перцепции хотел использовать Полуянов.
15. Прочитайте рассказ А. Дюма об императоре Павле I.
"Французская революция вызвала у него крайнее раздражение; тот, кто
осмеливался напомнить ему о ней каким-либо фактом, сравнением, цитатой, шуткой, тотчас же впадал в немилость.
Как-то раз он возвращался из Гатчины в двухместных дрожках, с ним ехал один из его фаворитов, позади следовала другая карета, в которой находились интендант и два секретаря.
Они пересекли великолепный лес, с тех пор исчезнувший, как исчезают один за другим все русские леса.
- Посмотрите: какие чудные ели! - сказал Павел своему фавориту.
- Да, - согласился последний и добавил: -вот они, представители прошлых веков.
- Представители! ! ! - закричал Павел. - Вот словечко, отдающее французской революцией. Пересядьте в другую карету, сударь.
И Павел высадил фаворита из своего экипажа с тем, чтобы тот занял место рядом с секретарями.
Этот фаворит оставался в немилости в течение всей жизни Павла только потому, что вдарился в историческую поэзию по поводу елового леса..."
Объясните причину внезапного гнева императора Павла 1.
Выберите единственный правильный ответ:
а) приписывание;
б) установка.
Тренинговые упражнения (выполняемые в группе).
Упражнение «Знакомство».
Цель: выявить наиболее эффективные способы начала общения.
Процедура: участники делятся на две группы. Каждая член первой группы придумывает себе имя, образ, «легенду», адрес, телефон. Во второй группе все остаются самими собою.
Члены второй группы должны познакомиться с кем-нибудь из первой группы участников, ведущих себя как «трудные» (не желают открываться, категоричны и т.д.)
Оговаривается ситуация (транспорт, улица, школа, пляж, какой-либо город и пр.). После проигрывания обмен ролями.
Обсуждение: Что чувствовали знакомящиеся и те, с кем знакомятся? Что помогало, что мешало? Какие самые удачные способы входа в коммуникацию?
2. Упражнение «Приветствие».
Цель упражнения: - формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; - создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Процедура: Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен и весел". Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве. Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.
Ведущему важно обратить внимание на манеры установления контактов.
На задание отводится 10-15 минут. По его окончании можно разобрать типичные ошибки, допущенные участниками и придумать эффективные способы приветствий.
3. Упражнение«Поздороваться без слов».
Цель: расширение репертуара поведения в начале контакта, во время знакомства.
Процедура: каждый участник должен поздороваться с каждым членом группы без слов, используя возможности мимики, пантомимики, но молча.
Если приветствия однообразны, следует напомнить способы приветствия из фильмов или национальные способы приветствия.
4.Упражнение«Первое впечатление, восприятие партнера в общении».
Цель: Развитие сензитивности. Выявить значение взгляда в общении, невербальные составляющие общения.
Проводится в форме групповой дискуссии на тему: «Первое впечатление и его составляющие».