Типология социальной групповой работы
На Западе разработано множество подходов в теории социальной работы. Систематизация групповой работы реальных направлений представлена следующей классификацией:
1. Группа досуга.
2. Образовательные группы:
– группы семейного образования;
– группы профессиональной ориентации;
– группа свободного выбора.
3. Социальные группы, нацеленные:
– на сохранение адаптивных моделей;
– на изменение адаптивных моделей.
4. Терапевтические группы.
Папел и Ротман в основу классификации социальной групповой работы положили родовые и видовые особенности моделей групповой работы, где разграничительными критериями являлись: тип предоставляемых услуг, особенности ролей и взаимодействий социального работника, теоретическая парадигма метода групповой работы, типология клиента. Это позволило выделить следующие модели групповой работы: модели социальных целей, клиническую модель, модель взаимодействия (взаимопомощи).
Модель социальных целей – деятельность добровольных помощников.
Клиническая модель– учитывается технологический подход, включающий в себя такие элементы, как контракт, план лечения, формирование группы, оценка и завершение.
Модель взаимодействия– взаимная помощь членов группы.
Рассматривая специфику социальной помощи индивиду через возможности группы, Перлман писала: « Сегодня индивид становится членом какой-либо группы, чтобы решить свои «особые» значимые проблемы и установить особые отношения.» Главными целями социальной групповой работы она считает «снятие» проблем и стрессов клиентов.
Многие исследователи к основным целям социальной групповой работы относят:
– посреднический обмен между клиентами;
– общение;
– самоосознание существующих проблем;
– реалистичное оценивание своих проблем;
– принятие социальных норм и ценностей.
Стадии развития групповой работы.
По предложению Г. Кнопки, процесс помощи в групповой интервенции осуществляется через следующие фазы:
1-й этап – профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы;
2-й этап – осуществление взаимодействия между всеми членами группы;
3-й этап – установление вербальной коммуникации между членами группы;
4-й этап – установление невербальной коммуникации между членами группы;
5-й этап – создание членами группы необходимой терапевтической среды.
Основные стадии группового развития современные исследователи ( Майер, Трекер, Сарри и Галински) представляют следующей схемой:
1. Стадия ориентации– каждый клиент осознает себя в качестве члена группы: происходит выбор ролей, ориентации в складывающейся ситуации, формируется «псевдосплоченность».
2. Стадия власти – оформляются роли в группе: идет борьба за лидерство, может возникать агрессия в отношении отдельных членов группы; оформляются нормы и ценности при непосредственном участии группы.
3. Стадия переговоров– оформляется групповая позитивная сплоченность, вырабатываются цели и задачи группы.
4. Функциональная стадия – группа активно работает, для неё характерны – искренность и спонтанность.
5. Стадия распада группы – члены группы приходят к осмыслению и решению проблем.
Основные виды социальной групповой работы:
1. Группы восстановления – организуются в микросоциуме (коммъюните) в местах проживания клиентов. Коммъюните – индивиды, объединенные общими ценностями, интересами, имеющие общие взгляды и проживающие в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории. Основная цель – совместное рациональное проведение свободного времени. Основная цель – приобщение членов группы к участию в различных играх, совместном обсуждении информации по вопросам политики, экономики, культуры.
2. Пути восстановления умений – помочь клиенту восстановить утраченные умения или приобрести новые. Это занятие спортом или различными видами прикладного искусства (гончарное дело, керамика и т.д.).
3. Образовательные группы – работа строится на основе социальных запросов клиентов к какой-то проблеме. Такими запросами могут быть: правильная организация семейного бюджета, воспитание детей, вопросы внутренней и внешней политики и т.д.
4. Посредничество – процесс помощи включает: настрой, приготовление социального работника к встрече с клиентом в группе. Социальный работник выступает в роли посредника и вдохновителя, помогает клиенту добиться желаемого.
5. Группы самопомощи – взаимная поддержка членов группы.
Дракефорд выделяет пять критериев стресса, на основе которых происходит объединение клиентов в группе самопомощи: ответственность, стандарты, конфессия, непрофессионализм, программа действий.
Идеология групп самопомощи формируется на следующих основаниях:
а) люди с общей проблемой лучше могут понять и помочь друг другу;
б) группа – это эффективная среда, где оказывается помощь в самостоятельном решении проблем, вследствие чего происходит формирование чувства собственного достоинства;
в) совместное решение проблем дает ощущение уверенности в своих силах;
г) члены группы в процессе проигрывания вырабатывают необходимые роли;
д) эмпатическое общение в группе способствует самопомощи.
Стратегии группы самопомощи:
а) обеспечение принятия групповой принадлежности;
б) обеспечение адекватного понимания всеми проблемы;
в) возможность для всех обсуждать проблемы, разделять чувства, решать поставленные задачи;
г) возможность брать ответственность в группе;
д) расширять группы самопомощи на ближайшее окружение.
В качестве примеров можно привести группы анонимных алкоголиков (клиенты, страдающие алкогольной зависимостью), анонимных депрессантов (индивиды, страдающие депрессиями), анонимные семьи (родители, имеющие детей инвалидов).
6. Терапевтические группы – развивать понимание индивидом окружающей среды.
Групповая терапия преследует следующие цели:
а) помогает развивать навыки межличностного общения;
б) помогает корректировать хронические болезни со здоровьем;
в) способствует самопознанию личности.
Руководитель (терапевт) фиксирует взаимодействие в группе, разъясняет модели помощи.
Работа психотерапевтов и социальных работников имеет общие черты:
1. Направление помощи – для психотерапевтической работы это лечебное средство, для социальной работы – это терапия в группе, терапия группы, терапия посредством группы или сочетание этих подходов.
2. Цель – для психотерапевтической работы преодоление фиксации на болезненном состоянии. В социальной работе – снятие барьеров социальной изоляции.
3. Роли в процессе групповой работы – центральной фигурой является терапевт, выступает в роли родителей.
4. Направление деятельности – конечная цель групповой деятельности – обучающая деятельность по приобретению социально необходимых навыков и умений.