Стадии развития взрослого человека
То, что в отечественной психологии преимущественное внимание длительное время уделялось исследованию психического развития детей, вполне объяснимо. С одной стороны, начальные этапы жизни являются очень важными для будущего каждого человека, и потому понимание всех факторов развития детей помогает их учитывать. С другой стороны, социализация детей, организация их обучения и воспитания является важнейшей общественной задачей, и для ее эффективного решения необходимо знание возрастных характеристик детей.
В то же время отсутствие должного внимания к исследованию психического развития зрелого и пожилого возраста не может быть оправдано выше представленными аргументами. Человек на каждой стадии достоин внимания науки, в том числе и возрастной психологии. Поэтому неслучайно в наше время появляется все больше работ по проблемам психического развития взрослых людей.
В рамках данного вопроса мы вкратце отразим некоторые взгляды на периодизацию психического развития взрослых людей и укажем на психологическое содержание соответствующих возрастных периодов.
Одной из наиболее известных периодизаций развития человека в мировой науке является подход Э. Эриксона. Содержание этой периодизации было представлено ранее.
Заслуживают внимания также взгляды на психическое развитие взрослых людей таких авторов, как Ш. Бюлер, Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант, В. Ф. Моргун. Кратко представим их содержание (приводится по: Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001. С. 139—142).
Ш. Бюлер выделила 5 периодов:
1. До 16—20 лет (наиболее типичные проявления жизни: нет семьи, профессии, жизненного пути).
2. От 16—20 до 25—30 лет (предварительное самоопределение, выбор супруга).
3. От 25—30 до 45—50 лет (зрелость, характеризующаяся наличием собственной семьи, призванием, постановкой конкретных жизненных целей, самореализацией).
4. От 45—50 до 65—70 лет (старение, при котором человек переживает душевный кризис, сложности с самоопределением и постановкой жизненных целей).
5. После 65—70 лет (потеря социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти).
Приведенное описание психологического содержания различных возрастных периодов взрослого человека является спорным. Так, несмотря на наличие каких-то общих тенденций в развитии, нельзя однозначно признать, что каждый человек, например, в зрелом возрасте в полной мере самореализуется, а в старости «бесцельно существует». Сам по себе хронологический возраст не определяет психологическое содержание жизни конкретного субъекта. В этом плане более обоснованным выглядит позиция Э. Эриксона, в соответствии с которой выделяются два полюса развития: благоприятный и неблагоприятный. И то, что Ш. Бюлер предлагается в качестве психологического содержания 2-х последних стадий, вполне возможно укладывается в представление о неблагоприятном развитии человека.
Американские психологи Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант предложили свой взгляд на психическое развитие взрослого человека, в соответствии с которым выделяются следующие периоды.
1. 16—22 года (время взросления, стремления к самостоятельности; неопределенность; уход из родительского дома).
2. 23—28 лет (осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями; сформированность представлений о своей будущей жизни, работе; встреча спутника жизни и создание семьи).
3. 29—32 года (переходный период, в течение которого пересматриваются некоторые представления о жизни; возможно переживание в виде возрастного кризиса).
4. 33—39 лет (период «бури и натиска»: семейная жизнь для многих теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, имеющиеся результаты кажутся недостаточными).
5. 40—42 года (возрастной кризис, в течение которого у многих может возникнуть ощущение, что жизнь проходит зря, молодость уходит).
6. 43—50 лет (стабильный период, привязанность к семье).
7. После 50 лет (источниками удовлетворения выступают семейная жизнь и успехи детей; на первое место выходят вопросы о смысле жизни, ценностях).
Периодизация В. Ф. Моргуна включает 10 этапов жизни взрослого человека:
1. Юность (18—23 года) — порог взрослой жизни, поиски своего места в обществе, личностное и профессиональное самоопределение.
2. Молодость (24—30 лет) — выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеский мечтаний; постановка конкретных целей; встреча спутника жизни, создание семьи; специализация в выбранной профессии.
3. Переход к расцвету (около 30 лет) — переживание кризиса в случае неблагополучного самоопределение на предыдущих этапах.
4. Расцвет (31—40 лет) — период высокой работоспособности и отдачи в профессиональной и семейной сферах; возникновение вопроса: «Что останется после меня?».
5. Переход к зрелости (около 40 лет) — кризис, в течение которого могут быть серьезно пересмотрены жизненные ценности и планы.
6. Зрелость (40—55 лет) — вершинный период жизни личности, достижение профессионального мастерства, статус в обществе, стремление передать социальный опыт.
7. Кризис (50—55 лет) — осознание возрастных изменений в организме, приспособление к ним, постановка новых жизненных целей.
8. Пожилой возраст (55—75 лет) — продолжение творческой активности; передача накопленного опыта; общение.
9. Старческий возраст (75—90 лет) — психологическая перестройка; функции бабушки и дедушки; посильные виды деятельности.
10. Долгожительство (свыше 90 лет) — адаптация к новой ситуации; использование богатого жизненного опыта.
Каждая из имеющихся в возрастной психологии классификаций имеет свои ограничения. Они отражают лишь определенные тенденции в психическом развитии человека на различных возрастных стадиях. Но у каждого человека, строго говоря, свои жизненные периоды, временные интервалы, содержание которых во многом определяются жизненной позицией, ценностями, мировоззрением самой личности. Но знание того, что схожие задачи развития в какой-то возрастной период решает большинство, может быть важным для осознания жизненной ситуации каждым человеком.