Периодические издания (журналы)
«Акмеология»
«Бизнес – журнал»
«Бюллетень Министерства труда и социального развития»
«Директор по персоналу»
«Журнал практического психолога»
«Менеджмент в России и за рубежом»
«Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология»
«Менеджмент сегодня»
«Психология в бизнесе»
«Психология и экономика»
«Социальный психолог»
«Человеческий фактор»
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль 1: Основы организационного поведения
Цель изучения модуля: формирование компетенций ОК-7, ОК-12, ПК-5, ПК-7
Тема 1. Организационное поведение как основа эффективной деятельности организации
Цель курса «Организационное поведение». Основные разделы и задачи курса. Требования к уровню освоения содержания курса. Понятие, генезис и цели организационного поведения (ОП). Объект, предмет, принципы и модели ОП. Междисциплинарный характер теории ОП. Элементы системы организационного поведения. Современные проблемы данной дисциплины. Практическое значение организационного поведения для менеджеров.Теории поведения человека в организации.
Самостоятельная работа заключается в дополнительной теоретической подготовке студента по теме, изучение литературы выбираемой из предложенного списка рекомендуемой литературы и других источников
Методические указания
Организационное поведение (ОП) - это область знаний о том, как люди ведут себя в организации, и каким образом их поведение влияет на результаты и эффективность ее работы. Также дисциплина «Организационное поведение» изучает реальное поведение самой организации в социальной, экономической, технологической и экологической среде, ее функционирование, взаимоотношения с другими организациями и отдельными людьми.
Организационное поведение как новая научная дисциплина начала развиваться приблизительно в 50-60-е гг. ХХ века. В США в 1973 г. появился первый учебник по Организационному поведению, автором которого был Фрэд Лютенс. В настоящее время Организационное поведение реально превратилось в конкретную область научных знаний, связанную с практикой эффективного управления современными организациями. В будущем эта тенденция должна еще более укрепиться.
Сущность ОП заключается в систематическом, научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды.
Поведение людей в организации не случайно. Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников в организации можно объяснить и даже предсказать, если анализировать его на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном.
В процессе самостоятельной работы необходимо уяснить: что является предметом и объектом организационного поведения; в чём состоит главная задача изучения этой дисциплины; что определяет особенности организационного поведения в современном мире; каковы междисциплинарные отношения с другими науками. Кроме того, следует получить первичные знания о системе организационного поведения, её субъектах, основных элементах.
В организации складываются устойчивые формы поведения (модели), от которых в значительной мере зависит вся ее деятельность, удачи либо неудачи. Существует много разных подходов к данной проблеме. При изучении данной темы остановитесь на том, который описан в работе американских исследователей Ньюстрома Дж. и Девиса К. В его рамках существуют четыре модели организационного поведения: авторитарная, опеки, поддержки и коллегиальная. Рассмотрите суть каждой модели, определите достоинства и недостатки каждой.
Теоретические основы для проектирования моделей поведения человека в организации были заложены в XX столетии, отдельные идеи высказывались и раньше. Самостоятельно проанализируйте взгляды на проблему поведения в различных школах менеджмента, социологии и психологии; обратите внимание на практическое значение каждой из теорий поведения человека для процесса управления организационным поведением персонала.
На заключительном этапе работы над темой сформулируйте значение дисциплины «Организационное поведение» для профессиональной деятельности менеджеров.
Литература:[5], [7], [11], [13], [14], [17], [18]
Вопросы для самопроверки
1. Что изучает дисциплина «Организационное поведение»?
2. В чем сущность объекта и предмета Организационного поведения?
3. Какие цели и задачи ставятся при изучении Организационного поведения?
4. Каково место организационного поведения в системе наук об управлении?
5. Назовите субъекты организационного поведения.
6. Опишите модели организационного поведения (по Ньюстром Дж. и Девис К.).
7. Какие подходы к пониманию поведения человека существуют, на чем они основаны?
8. Какая теория вам понравилась больше всего, объясните почему?
9. Какую практическую пользу менеджерам может принести знание различных теорий поведения человека в организации?