Коррекции развития отношения школьников к природе
Как уже отмечалось, важнейшая задача экологического образования — формирование у школьников субъектно-этического типа субъективного отношения к миру природы. Главными педагогическими ориентирами служат следующие положения, определяющие характер модальностиэтого отношения:
а) природные объекты могут быть отнесены личностью к сфе
ре равного ей в своей самоценности, что обусловливает характер
взаимодействия с ними на основе действия этических норм, пра
вил и т.д.;
б) природные объекты могут выступать для личности в роли
референтных лиц, меняющих ее взгляды, оценки, отношения к
себе, вещам, природе и другим людям;
в) природные объекты могут выступать для личности в каче
стве партнеров по общению и совместной деятельности.
Наряду с коррекцией модальности отношения, необходим уделять внимание и анализу показателей количественных пара метров развития субъективного отношения к миру природы.
Коррекция широтыотношения обусловливает необходим организации педагогического процесса таким образом, чтоб: включить в субъективное пространство отношения к миру приро ды как можно больше различных природных объектов.
Психолого-педагогическая коррекция широты отношения н> должна сводиться только к повышению экологической эрудици школьников, как это часто бывает на практике. Важно, чтобы ребенка не просто было сформировано понятие о многих природ
ных объектах, и он мог давать их описание, а чтобы эти природные объекты стали для него личностно значимыми, чтобы по отношению к ним проявлялись чувства ребенка. «Не ошибемся, если скажем, что воспитание сострадательной любви ко всему живущему ныне гораздо важнее экологического образования» (Борейко, 1997а, с. 5). О высоком показателе широты отношения к миру природы можно говорить, когда ребенок проявляет эмпатию к разнообразным природным объектам, способен идентифицироваться с ними, они ему симпатичны, и, в конце концов, субъектифи-цируются ребенком.
Если при низком показателе широты ребенок эмоционально привязан только, скажем, к своему котенку, интересуется лишь кошками, знает, как с ними обращаться, то при высоком — его влечения, интересы и склонности распространяются уже на многих животных, различные растения и даже неживые природные объекты. Чем больше таких личностно значимых объектов включено в субъективное пространство отношения к природе, тем выше показатель параметра широты.
Высокий параметр широты отношения к природе обусловливает также и расширение индивидуального экологического пространства личности — пространства, которое для человека личностно значимо, за «порядок» в котором он чувствует себя персонально ответственным. Для кого-то это может быть только подоконник, на котором в идеальной чистоте и ухоженности растут любимые кактусы. Для другого — газон и клумба под окном. Третьего заботит состояние городского парка. Четвертый беспокоится за охрану «родной природы», но равнодушен к судьбе мира природы, скажем, в Африке или Южной Америке. И, наконец, д/ц кого-то индивидуальным экологическим пространством является вся планета и даже космос.
Понятие «индивидуальное экологическое пространство» может быть раскрыто на следующем реальном примере. Группа воспитанников детского дома, увлекавшихся содержанием животных, поддерживала в помещении живого уголка идеальную чистоту. Однако, мусор из живого уголка порой выбрасывался подростками прямо в школьный коридор, конечно, когда этого не видели педагоги. Индивидуальное экологическое пространство этих ребят ограничивалось стенами живого уголка, а коридор был уже «чужой», «ничьей» территорией, личностно не значимой.
Таким образом, чем больше природных объектов составляют Широту отношения личности к миру природы, тем больше территорий, с которыми они непосредственно связаны, и эти террито-